Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Наука самоосознания

Стр. 50

Духовное решение материальных проблем

 Преступность:

 ее корни и как с ней бороться

 С каждым годом в мире все больше средств расходуется на профилактику преступности и борьбу с ней. Но несмотря на эти усилия, преступность растет не по дням, а по часам; особенно это заметно в государственных школах США, где она уже почти вышла из-под контроля. В этой беседе с лейтенантом Дэвидом Моузи (сотрудником Чикагского управления полиции по связям с прессой), состоявшейся в июле 1975 года, Шрила Прабхупада предложил удивительно простое и вместе с тем действенное решение, казалось бы, неразрешимой проблемы преступности.

 Лейтенант Моузи. Я знаю, что у Вас есть идеи, которые могли бы помочь нам в наших усилиях, направленных на предотвращение преступности. Мне было бы очень интересно услышать о них.

 Шрила Прабхупада. Разница между праведным человеком и преступником в том, что первый чист сердцем, а второй нет. Это загрязнение подобно болезни, проявляющейся в форме неуправляемого вожделения и жадности в сердце преступника. Сегодня этой болезнью страдает большинство людей, и потому преступность распространена очень широко. Когда люди очистятся от этих загрязнений, она исчезнет. Простейший метод очищения - собираться всем вместе и воспевать святые имена Бога. Это называется санкиртаной и является основой нашего Движения сознания Кришны. Итак, если вы хотите остановить рост преступности, то должны собирать как можно больше людей для массовой санкиртаны. Это совместное воспевание святого имени Бога очистит сердце каждого. И тогда преступность исчезнет.

 Лейтенант Моузи. Не находите ли Вы, что преступность здесь, в Соединенных Штатах, в корне отличается от преступности в вашей родной стране, Индии?

 Шрила Прабхупада. Каково ваше определение преступления?

 Лейтенант Моузи. Любое попрание прав одного человека другим.

 Шрила Прабхупада. Да. Мы определяем это так же. В Упанишадах говорится: ишавасйам идам сарвам - «Все принадлежит Богу». Таким образом, каждый может пользоваться всем, что выделено ему Богом, но не имеет права посягать на собственность других. Поступая так, человек становится преступником. Фактически самое первое преступление - это то, что вы, американцы, считаете эту землю, Америку, своей. Еще двести лет тому назад она не была вашей, но вы пришли из других частей света и провозгласили ее своей землей. На самом деле это земля Бога, и потому она принадлежит всем, так как все мы - дети Бога. Но подавляющее большинство людей не имеют понятия о Боге. Сейчас практически все безбожники. Поэтому их нужно научить любить Бога. В Америке у вашего правительства есть девиз: «На Бога уповаем». Верно?

 Лейтенант Моузи. Да.

 Шрила Прабхупада. Но где можно получить знания о Боге? Уповать на Бога - это очень хорошо, но надежда недолговечна, если не подкреплена научным знанием о Боге. Человек может знать, что у него есть отец, но если он не знает, кто его отец, то его знание несовершенно. И эту науку о Боге нигде не преподают.

 Лейтенант Моузи. Вы считаете, что такого образования недостает только здесь, в Соединенных Штатах?

 Шрила Прабхупада. Нет. Везде. Век, в который мы живем, называется Кали-югой, веком забвения Бога. Это век взаимного непонимания и раздоров, и в сердцах людей накопилось много грязи. Но Бог настолько могуществен, что если мы повторяем Его святое имя, то очищаемся, как мои ученики, избавившиеся от своих дурных привычек. Наше Движение основано на принципе повторения святого имени Бога. Мы даем эту возможность каждому, без каких-либо ограничений. Все могут приходить в наш храм, петь мантру Харе Кришна, принимать в виде угощения немного прасада* и постепенно очищаться. Таким образом, если власти предоставят нам некоторые возможности, мы сможем проводить массовую санкиртану. Тогда, без сомнения, изменится лицо общества.

 * Пища, сначала предложенная Верховному Господу.

 Лейтенант Моузи. Если я вас правильно понял, сэр, вы утверждаете, что мы должны придавать особое значение восстановлению в обществе принципов религии.

 Шрила Прабхупада. Несомненно. Чем человек отличается от собаки, кроме принципов религии? Человек может понять религию, а собака на это не способна. Это единственная разница между ними. Если люди в обществе находятся на уровне собак и кошек, можно ли рассчитывать на мир в нем? Соберите дюжину собак и заприте их вместе в одной комнате. Можно ли будет сохранить среди них мир? Аналогично этому, если человеческое общество состоит из людей с психологией собак, можно ли рассчитывать на мир в нем?

 Лейтенант Моузи. Если некоторые мои вопросы звучат непочтительно, то это только потому, что я не вполне понимаю ваши религиозные убеждения. Я вовсе не хотел быть непочтительным.

 Шрила Прабхупада. Нет, это не имеет никакого отношения к моим религиозным убеждениям. Я просто указываю на различие между жизнью человека и животного. Животные не могут узнать о Боге, а люди могут. Однако, если людей лишить возможности узнать о Боге, они останутся на уровне кошек и собак. В обществе кошек и собак мир невозможен. Поэтому долг государства - заботиться о том, чтобы людей учили, как стать сознающими Бога. В противном случае неизбежны беспорядки, так как без сознания Бога человек мало чем отличается от собаки: собака ест, и мы едим; собака спит, и мы спим; собака занимается сексом, и мы занимаемся сексом; собака старается защищаться, и мы тоже защищаемся. Это общие факторы. Единственное отличие в том, что собаке нельзя объяснить, в каких отношениях она находится с Богом, а человеку можно.

 Лейтенант Моузи. Не является ли установление мира во всем мире предварительным условием для возврата к религии? Не должны ли мы сначала установить мир?

 Шрила Прабхупада. Нет, нет, в том-то все и дело. Сейчас никто не знает истинного смысла религии. Религия подразумевает подчинение законам Бога, так же как под словами «хороший гражданин» подразумевается, что человек подчиняется законам правительства. А поскольку ни у кого нет ни малейшего представления о Боге, то никто не знает законов Бога и не понимает смысла религии. Таково положение людей в современном обществе. Они забывают религию, считая ее своего рода верой. Вера может быть слепой. Слово «вера» не отражает истинного смысла религии. Религия - это законы, данные Богом; любой, кто следует этим законам, религиозен, независимо от того, кто он - христианин, индус или мусульманин.

 Лейтенант Моузи. При всем моем уважении к Индии в этой стране, где религиозным обычаям следовали испокон веков, мы наблюдаем не возвращение к духовной жизни, а уход от нее, разве не так?

 Шрила Прабхупада. Да, но это только результат плохого руководства. И тем не менее подавляющее большинство индийцев полностью сознает Бога и старается следовать законам Бога. Здесь, на Западе, даже профессора крупных колледжей не верят в Бога или в жизнь после смерти. Но в Индии даже самый последний нищий верит в Бога и в следующую жизнь. Он знает, что за греховные поступки будет страдать, а за праведные получит вознаграждение в форме наслаждений. И поныне, если между двумя крестьянами возникает спор, чтобы разрешить его, они идут в храм, так как каждый знает, что противная сторона не решится солгать перед Божествами. Таким образом, в целом Индия все еще на восемьдесят процентов религиозна. Родиться в Индии - это особая привилегия, но это налагает и особую ответственность. Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

 бхарата-бхумите хаила манушйа-джанма йара

 джанма сартхака кари 'кара пара-упакара

 Ч.-ч., Ади., 9.41

 Тот, кто родился в Индии, должен сделать свою жизнь совершенной, став сознающим Кришну. Затем он должен распространять сознание Кришны по всему миру.

 Лейтенант Моузи. Сэр, в христианской притче говорится, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу предстать перед престолом Бога. Считаете ли вы, что богатство Соединенных Штатов и других стран Запада является препятствием на пути к духовной вере?

 Шрила Прабхупада. Да. Слишком большое богатство является препятствием. Кришна утверждает в «Бхагавад-гите» (2.44):

 бхогаишварйа-прасактанам

тайапахрита-четасам

 вйавасайатмика буддхих

самадхау на видхийате

 Тот, кто имеет огромное материальное богатство, забывает Бога. Поэтому слишком большое материальное богатство является препятствием на пути к пониманию Бога. То, что только бедняк может постичь Бога, - не абсолютный закон, но, как правило, если человек чрезвычайно богат, единственное, к чему он стремится, - это накапливать деньги, и ему очень трудно понять духовные наставления.

 Лейтенант Моузи. Американцы, исповедующие христианство, придерживаются такого же мнения. Я не вижу существенной разницы между духовными убеждениями разных религиозных групп.

Далее: