Лекция по Бхагават-Гите, 2.24
(28 ноября 1972, Хайдарабад)
Шрила Прабхупада:
аччхедйо 'йам адахйо 'йам акледйо 'шошйа эва ча
нитйах сарва-гатах стханур ачало 'йам санатанах
/БГ 2.24/
Это суть санатаны. нитйах сарва-гатах стханур нитйах сарва-гатах стханур ачало 'йам санатанах. Санатана Санатана… Здесь говорится о санатане. В других местах, в 7-й главе, в 15-й главе, также упоминается санатана: Здесь говорится о санатане. В других местах, в 7-й главе, в 15-й главе, также упоминается санатана:
мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах
/БГ 15.7/
Упоминание о санатане есть еще в одном месте:
парас тасмат ту бхаво 'нйо 'вйакто 'вйактат санатанах
/БГ 8.20/
В 11-й главе к Кришне обращаются как к санатане санатане / /БГ 11.18/, и мы, живые существа, также являемся санатаной. Есть место, парас тасмат ту парас тасмат ту. «Место» значит другая природа, не эта природа, не пракрити. Существует другая пракрити. парас тасмат парас тасмат. Пара значит трансцендентный. Эта природа не является санатаной. Она – асанатана, преходящая. А санатана – это непреходящее. Движение сознания Кришны является попыткой свести вместе все эти санатаны.
Живое существо является санатаной, Бог, Кришна, тоже санатана, и это место тоже санатана. Здесь мы пытаемся жить вместе, в нашей семье – отец, мать, дети, друзья, соотечественники, сограждане. Мы пытаемся устроиться здесь навечно, строим красивые дома, тратя миллионы долларов, чтобы они были крепкими, чтобы их невозможно было разрушить. Мы пытаемся устроиться здесь навечно, строим красивые дома, тратя миллионы долларов, чтобы они были крепкими, чтобы их невозможно было разрушить. Каждый старается обрести вечность. Старик пытается стать юношей. Никто не хочет стареть. Никто не хочет умирать. Но проблема в том, что здесь всему приходит конец. Асанатана. Но мы можем стать санатана. Мы хотим вечной жизни. Мы хотим жить в непреходящем мире. Мы хотим вечных отношений. Но это невозможно. Это невозможно. Поэтому в шастрах говорится: Каждый старается обрести вечность. Старик пытается стать юношей. Никто не хочет стареть. Никто не хочет умирать. Но проблема в том, что здесь всему приходит конец. Асанатана. Но мы можем стать санатана. Мы хотим вечной жизни. Мы хотим жить в непреходящем мире. Мы хотим вечных отношений. Но это невозможно. Это невозможно. Поэтому в шастрах говорится:
андха йатхандхаир упанийаманас
/ШБ 7.5.31/
Андха значит слепые, слепые лидеры, которые дают нам ложную надежду на то, что мы сможем жить здесь вечно. Поэтому их называют андхами. Они не обладают здравым рассудком. Здесь невозможна санатана. значит слепые, слепые лидеры, которые дают нам ложную надежду на то, что мы сможем жить здесь вечно. Поэтому их называют андхами. Они не обладают здравым рассудком. Здесь невозможна санатана. Но все наши усилия направлены на то, чтобы сделать всё санатаной. Это называется иллюзией. Находиться в иллюзии - значит принимать то, что невозможно. Но они этого не знают. Но все наши усилия направлены на то, чтобы сделать всё санатаной. Это называется иллюзией. Находиться в иллюзии - значит принимать то, что невозможно. Но они этого не знают.
на те видух свартха-гатим хи вишнум
дурашайа йе бахир-артха-манинах
/ШБ 7.5.31/
Дурашайа – это надежды, которым не суждено сбыться. – это надежды, которым не суждено сбыться.
дурашайа. Аша Аша значит надежда. Весь материальный мир живет надеждой, значит надежда. Весь материальный мир живет надеждой, дурашайа дурашайа. Они пытаются устроиться здесь навечно. Но всё рушится, когда происходят войны… Они создали ООН: «Мои дорогие нации, пожалуйста, не воюйте. Давайте будем жить здесь в вечном мире». Но в результате войны продолжаются. Это невозможно остановить. Это место не является санатаной. Оно - невечное, временное, Они создали ООН: «Мои дорогие нации, пожалуйста, не воюйте. Давайте будем жить здесь в вечном мире». Но в результате войны продолжаются. Это невозможно остановить. Это место не является санатаной. Оно - невечное, временное,
бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/
Такова природа этого материального мира. В определенное время всё появляется, существует некоторое время, растёт, производит побочные продукты, а затем опять приходит в упадок и исчезает. Как с этим телом. В определённое время отец и мать дают мне это тело. Затем оно существует какое-то время, растёт, производит побочные продукты. Это тело может породить множество детей. Деревья дают плоды и семена. Затем всё это приходит в упадок, то есть стареет, и исчезает. Такова природа. Здесь говорится: В определённое время отец и мать дают мне это тело. Затем оно существует какое-то время, растёт, производит побочные продукты. Это тело может породить множество детей. Деревья дают плоды и семена. Затем всё это приходит в упадок, то есть стареет, и исчезает. Такова природа. Здесь говорится:
аччхедйо 'йам адахйо 'йам
акледйо 'шошйа эва ча
нитйах сарва-гатах
/БГ 2.24/
Это еще одно качество, присущее живому существу: сарва-гатах сарва-гатах, «везде». Учёный-негодяй утверждает, что на Луне и Солнце нет жизни. Это мошенничество. Там существует жизнь. Тогда почему Кришна использует слово Учёный-негодяй утверждает, что на Луне и Солнце нет жизни. Это мошенничество. Там существует жизнь. Тогда почему Кришна использует слово сарва-гатах сарва-гатах? Живые существа живут везде. Это лживая теория. Мы можем сами в этом убедиться на практике. Мы видим, что живые существа живут в воде, в воздухе, в земле. Их такое большое разнообразие. Тогда почему их не может быть на других планетах? В чём разница между этой и той планетой? Эта планета состоит из пяти элементов и та тоже. Здесь основным элементом является земля, а на Солнце основным элементом является огонь. Этот материальный мир состоит из этих пяти элементов. Мы видим, что живые существа живут в воде, в воздухе, в земле. Их такое большое разнообразие. Тогда почему их не может быть на других планетах? В чём разница между этой и той планетой? Эта планета состоит из пяти элементов и та тоже. Здесь основным элементом является земля, а на Солнце основным элементом является огонь. Этот материальный мир состоит из этих пяти элементов.
бхумир апо 'нало вайух кхам мано буддхир эва ча
/БГ 7.4/
Кришна говорит: сарва-гатах сарва-гатах. Живые существа живут везде. И Кришна также находится внутри каждого.
андантара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/
Кришна находится внутри этой вселенной, в вашем сердце. Но не только в вашем сердце, но и в сердцах других.
ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/
Итак, если ты великий учёный, возьми насекомое. Существует так много насекомых размером меньше точки, мы знаем о таких из книг. И если ты великий ученый, то выясни, где у этого насекомого находится сердце и где находится Кришна. Но Кришна говорит: сарва-гатах сарва-гатах, Кришна везде. Это маленькое живое существо размером с точку движется только потому, что в нём присутствует Кришна. В этом насекомом есть все органы, сердце, но вы не можете сами его создать. Вы можете создать самолет, имитирующий большую птицу, но попробуйте создать маленькое летающее насекомое. Есть столько вопросов, которые, если мы только захотим изучить с точки зрения философии, то увидим: Вы можете создать самолет, имитирующий большую птицу, но попробуйте создать маленькое летающее насекомое. Есть столько вопросов, которые, если мы только захотим изучить с точки зрения философии, то увидим:
васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах
/БГ 7.19/
как действует Васудева, Кришна.
андантара-стха-параману-чайантара-стхам
/Брахма-самхита 5.35/
Здесь живое существо описывается как санатана. А процесс, при помощи которого мы можем осознать нашу вечную природу, называется санатана-дхарма. Это не значит поставить тилаку, считая, что этот кусок материи является брахманом и размышляя следующим образом: А процесс, при помощи которого мы можем осознать нашу вечную природу, называется санатана-дхарма. Это не значит поставить тилаку, считая, что этот кусок материи является брахманом и размышляя следующим образом: «Я – брахман. Это тело – брахман и санатана-дхарма». Это всё вздор. Санатана-дхарма – это, в первую очередь, знание о том, кем я являюсь в действительности. Это санатана-дхарма. Можно ли санатана-дхарму ограничить какой-то территорией? Как так может быть? «Я – брахман. Это тело – брахман и санатана-дхарма». Это всё вздор. Санатана-дхарма – это, в первую очередь, знание о том, кем я являюсь в действительности. Это санатана-дхарма. Можно ли санатана-дхарму ограничить какой-то территорией? Как так может быть? Сарва-гатах Сарва-гатах. Санатана-дхарма находится везде.
ишавасйам идам сарвам
/Ишопанишад, мантра 1/
Царство и собственность Кришны находятся везде. Как можно заявлять, что санатана-дхарма находится в Индии, что брахман находится в Индии? Все создаваемое Кришной находится везде. Потому что Кришна является для всех отцом.
ахам биджа-прадах пита сарва-йонишу каунтейа
/БГ 14.4/
Те, кто утверждают, что санатана-дхарма есть только в Индии – мошенники. А теперь посмотрите, если Пакистан отделился от Индии, то теперь в нём нет санатана-дхармы? Если ты такой глупый, то ахам биджа-прадах пита сарва-йонишу каунтейа ахам биджа-прадах пита сарва-йонишу каунтейа. Это значит, что вы ведомы слепыми лидерами. Вы не знаете, что есть что. Если живое существо является санатаной и если процесс, при помощи которого можно осознать свою вечную природу…
Это называется санатана-дхарма. Санатана значит вечное, а дхарма значит занятие, свойство. Дхарма – это не какие-то внешние ритуалы. Дхарма - характерное свойство. Это подлинное значение. Санатана значит вечное, а дхарма значит занятие, свойство. Дхарма – это не какие-то внешние ритуалы. Дхарма - характерное свойство. Это подлинное значение. Дхарма – это не тип веры. Дхарма – это свойство. Санатана-дхарма значит вечное свойство. Сейчас у меня тело индуса, затем, в соответствии с моей кармой, я получу тело кошки, собаки или полубога. Это тело меняется. Поэтому понятие санатана-дхарма неприменимо к этому телу. Санатана-дхарма значит свойство души. Санатана-дхарма – это понимание свойства души. Дхарма – это не тип веры. Дхарма – это свойство. Санатана-дхарма значит вечное свойство. Сейчас у меня тело индуса, затем, в соответствии с моей кармой, я получу тело кошки, собаки или полубога. Это тело меняется. Поэтому понятие санатана-дхарма неприменимо к этому телу. Санатана-дхарма значит свойство души. Санатана-дхарма – это понимание свойства души. Здесь Кришна описывает свойство души – санатана. И в заключении он говорит о том, что такое санатана-дхарма. Что это? Здесь Кришна описывает свойство души – санатана. И в заключении он говорит о том, что такое санатана-дхарма. Что это?
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
Это - санатана дхарма. Кришна – санатана, я – санатана, ты – санатана. Но под влиянием природы я начинаю думать: «Я – слуга моей жены». «Я – слуга общества», «Я – слуга своей нации», «Я – слуга моего кота», «Я – слуга моей собаки». И мы действительно так и думаем. Все действуют, руководствуясь таким пониманием. Но под влиянием природы я начинаю думать: «Я – слуга моей жены». «Я – слуга общества», «Я – слуга своей нации», «Я – слуга моего кота», «Я – слуга моей собаки». И мы действительно так и думаем. Все действуют, руководствуясь таким пониманием.
ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир джанасйа мохо 'йам ахам мамети
/ШБ 5.5.8/
Это иллюзия. Необходимо стать на платформу санатаны. И что же является этим вечным? «Я – вечный слуга Кришны». Это – санатана-дхарма. Я не слуга того или этого. Нет. Я – вечный слуга Кришны. «Я – вечный слуга Кришны». Это – санатана-дхарма. Я не слуга того или этого. Нет. Я – вечный слуга Кришны.
дживера `сварупа' хайа кришнера `нитйа-даса'
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
Чайтанья Махапрабху говорит, что любое живое существо существует в своём изначальном состоянии сознания Кришны… В настоящее время мы обладаем разными уровнями сознания. Это майя. Это вымысел ума. В настоящее время мы обладаем разными уровнями сознания. Это майя. Это вымысел ума. Я думаю, что таким образом я обрету счастье. Но это измышления ума. Мы не можем быть счастливыми, пока не предадимся Кришне. Это – санатана-дхарма. Поэтому Кришна говорит: Я думаю, что таким образом я обрету счастье. Но это измышления ума. Мы не можем быть счастливыми, пока не предадимся Кришне. Это – санатана-дхарма. Поэтому Кришна говорит:
бахунам джанманам анте
/БГ 7.19/
После многих и многих рождений человек обретает мудрость.
камадинам кати на катидха палита дурнидешах тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих
/ЧЧ, Мадхйа 22.16/
Брахман обращается к Кришне с такой молитвой: «Мой дорогой Господь, я стал слугой своих чувств». Здесь все являются слугами своих чувств. Они хотят наслаждаться с помощью чувств. Даже не наслаждаться, а служить своим чувствам. Мой язык говорит: «Пожалуйста, своди меня в тот или этот ресторан и угости куриным бульоном». И я немедленно выполняю его пожелание. Но не для того, чтобы наслаждаться, а повинуясь приказу моего языка. Поэтому во имя так называемого удовольствия, мы все становимся слугами наших чувств. Мой язык говорит: «Пожалуйста, своди меня в тот или этот ресторан и угости куриным бульоном». И я немедленно выполняю его пожелание. Но не для того, чтобы наслаждаться, а повинуясь приказу моего языка. Поэтому во имя так называемого удовольствия, мы все становимся слугами наших чувств.
На санскрите это называется го-дас.
Го значит чувства. И пока вы не станете госвами, ваша жизнь никчемна. Госвами. Нельзя позволять чувствам управлять вами. Вы должны управлять своими чувствами. Нельзя позволять чувствам управлять вами. Вы должны управлять своими чувствами. Как только язык говорит вам: «А теперь своди меня в ресторан или угости меня сигаретой» и вы отвечаете «Нет. Никаких сигарет и ресторанов, а только кришна-парасад», тогда вы - госвами. Вы становитесь госвами. Это отличительное свойство, санатана. Потому что я - вечный слуга Кришны. Это называется санатана-дхарма. Это описывается в Аджамила-упакхьяне. Этой ступени можно достичь. Как только язык говорит вам: «А теперь своди меня в ресторан или угости меня сигаретой» и вы отвечаете «Нет. Никаких сигарет и ресторанов, а только кришна-парасад», тогда вы - госвами. Вы становитесь госвами. Это отличительное свойство, санатана. Потому что я - вечный слуга Кришны. Это называется санатана-дхарма. Это описывается в Аджамила-упакхьяне. Этой ступени можно достичь.
тапаса брахмачарйена шамена ча дамена ча тйагена йамена нийамена
/ШБ 6.1.13-14/
Поэтому вся Ведическая литература предназначена для того, чтобы научить нас контролировать чувства. Йога.
йога индрийа-самйамах
Это – йога. Йога – это не демонстрация каких-то чудес. Это само по себе чудо высшей категории. Если вы практикуете йогу… Я встречался с множеством так называемых йогов, но они не могут контролировать свои чувства и курят. Видите? Они курят, делают много других вещей, но всё же выдают себя за йогов. Какие йоги? Йог – это тот, кто контролирует чувства. Видите? Они курят, делают много других вещей, но всё же выдают себя за йогов. Какие йоги? Йог – это тот, кто контролирует чувства. Шамена дамена брахмачарйена Шамена дамена брахмачарйена.
В «Бхагавад-гите» это описывается в главе, в которой говорится о йоге. И пять тысяч лет назад Арджуна слушал это описание йоги, контроля чувств. Он был грихастхой и политиком, потому что принадлежал к царской семье. Он сражался, чтобы одержать победу над царством. И пять тысяч лет назад Арджуна слушал это описание йоги, контроля чувств. Он был грихастхой и политиком, потому что принадлежал к царской семье. Он сражался, чтобы одержать победу над царством. Арджуна искренне признался: Арджуна искренне признался:
«Мой дорогой Кришна, я не могу стать йогом, потому что это очень трудно. Ты говоришь мне сесть в святом уединенном месте и направить свой взор на кончик носа. Но я не способен на это». Он искренне говорит об этом. Тогда Кришна, чтобы поддержать Своего друга и преданного… Он понял, что Арджуна в отчаянии. Он честно признается, что это для него невозможно. На самом деле, он политик. Как он может стать йогом? А наши политики только декларируют, что практикуют йогу. Какую йогу? Они стали лучше Арджуны? В этот век деградации? Сколько благоприятных условий было пять тысяч лет назад. И сейчас, в этот неблагоприятный век, век деградации, вы хотите стать так называемым йогом? Это невозможно. На самом деле, он политик. Как он может стать йогом? А наши политики только декларируют, что практикуют йогу. Какую йогу? Они стали лучше Арджуны? В этот век деградации? Сколько благоприятных условий было пять тысяч лет назад. И сейчас, в этот неблагоприятный век, век деградации, вы хотите стать так называемым йогом? Это невозможно.
крите йад дхйайато вишнум
/ШБ 12.3.52/
Йога – это значит медитировать на Вишну. Это было возможно в сатья-югу. Как Вальмики. Он находился в медитации на протяжении 60 тысяч лет и достиг совершенства. А теперь, кто живет 60 тысяч лет? Это невозможно. Поэтому Кришна, дабы вдохновить его… На самом деле, Он объяснил Арджуне цель йоги: Как Вальмики. Он находился в медитации на протяжении 60 тысяч лет и достиг совершенства. А теперь, кто живет 60 тысяч лет? Это невозможно. Поэтому Кришна, дабы вдохновить его… На самом деле, Он объяснил Арджуне цель йоги:
йогинам апи сарвешам
мад-гатенантаратмана
шраддхаван бхаджате йо мам
са ме юктатамо матах
/БГ 6.47/
Первоклассный йог. Кто он? йогинам апи сарвешам йогинам апи сарвешам мад-гатенантаратмана мад-гатенантаратмана. «Тот, кто всегда думает обо Мне, Кришне».
Движение сознания Кришны учит людей, как стать первоклассным йогом. Думать о Кришне.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Это не какая-то подделка. Это факт. Йогом стать можно. Можно стать Брахманом.
брахма-бхуйайа калпате.
мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/
Что остаётся тому, кто осознал себя, стал
брахма-бхута
/ШБ 4.30.20/
брахма-бхутах прасаннатма
/БГ 18.54/
Конечная цель жизни – стать ахам брахмасми ахам брахмасми. Ведическая литература учит нас: «Не думайте, что вы относитесь к материи. Вы – Брахман». Кришна является Парабрахманом, а мы подчиняющийся ему Брахман. Ведическая литература учит нас: «Не думайте, что вы относитесь к материи. Вы – Брахман». Кришна является Парабрахманом, а мы подчиняющийся ему Брахман.
нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
Мы Брахман-слуги, а Он – Брахман-господин. Но вместо того, чтобы считать себя Брахманом-слугой, мы считаем себя Брахманом-господином. Это ещё одна иллюзия. Ещё одна иллюзия. Но вместо того, чтобы считать себя Брахманом-слугой, мы считаем себя Брахманом-господином. Это ещё одна иллюзия. Ещё одна иллюзия.
Итак, санатана-дхарма, это когда человек понимает своё настоящее положение. Это – самосознание. Или, другими словами, Кришна является санатаной. Если вы будете заниматься служением Кришне, то, практикуя санатана-дхарму, вы перенесётесь в место, являющееся санатаной, на Вайкунтху. Это – санатана-дхарма. Дхарма – значит характерное свойство. Что является нашим характерным свойством? Если вы будете заниматься служением Кришне, то, практикуя санатана-дхарму, вы перенесётесь в место, являющееся санатаной, на Вайкунтху. Это – санатана-дхарма. Дхарма – значит характерное свойство. Что является нашим характерным свойством? Я как раз собирался объяснить, что сейчас мы служим своим собственным чувствам. Этом наше материальное характерное свойство. Материальная она потому, что изначально я являюсь слугой. Я не хозяин. Но я перестал служить Кришне. Я как раз собирался объяснить, что сейчас мы служим своим собственным чувствам. Этом наше материальное характерное свойство. Материальная она потому, что изначально я являюсь слугой. Я не хозяин. Но я перестал служить Кришне.
кришна-бахирмукха хана бхога ванчха каре
/Према-виварта/
«Зачем мне становиться слугой? Лучше я стану господином». Ладно, вы становитесь Кришной. Вы становитесь наслаждающимся. И происходит борьба. Всегда. Вы пытаетесь стать Кришной. Я пытаюсь стать Кришной. Сейчас в каждом переулке, на каждой улице так много воплощений Бога. Мы все подражаем Кришне. И происходит борьба. Это асанатана-дхарма. Это не санатана. Поэтому брахман и говорит: Я пытаюсь стать Кришной. Сейчас в каждом переулке, на каждой улице так много воплощений Бога. Мы все подражаем Кришне. И происходит борьба. Это асанатана-дхарма. Это не санатана. Поэтому брахман и говорит:
камадинам кати на катидха палита дурнидешах
/ЧЧ, Мадхйа 22.16/
«Мой дорогой Господь, я пытался стать господином, но стал слугой своих чувств – камы, кродхи, лобхи, мохи, матсарьи и итьяди. Я вижу, как долго служил своим хозяевам, но они всё равно не удовлетворены». Все знают. До конца жизни мы пытаемся стать хозяевами. Но это невозможно, потому что мы не хозяева. Если человек достаточно умён, то он понимает: «На самом деле, я не господин. Я служу другим, но считаю себя господином». Как в семье. Я думаю, что являюсь главой семьи, хозяином, но в действительности, я удовлетворяю членов своей семьи, и для этого мне приходиться день и ночь тяжело трудиться. И я стал их слугой, но считаю себя хозяином». Это называется иллюзией. Я думаю, что являюсь главой семьи, хозяином, но в действительности, я удовлетворяю членов своей семьи, и для этого мне приходиться день и ночь тяжело трудиться. И я стал их слугой, но считаю себя хозяином». Это называется иллюзией.
Итак, когда человек приходит к осознанию того, что ни в один из моментов жизни он не может занимать положение господина, тогда он предаётся Кришне.
са махатма су-дурлабхах. Васудевах сарвам ити
/БГ 7.19/
Васудева является настоящим господином. Я же по природе - Его слуга». Васудевах Васудевахсарвамитисамахатмасу-дурлабхах. Он является первоклассным махатмой, но не тем, который считает, что стал Нараяной и ходит, попрошайничая, от двери к двери. Разве Нараяна может попрошайничать? Нараяна является господином Лакшми, богини удачи. Но они придумали слово Разве Нараяна может попрошайничать? Нараяна является господином Лакшми, богини удачи. Но они придумали слово даридра-нарайана даридра-нарайана. Нараяна стал даридра. Глупость. Нараяна является господином богини. И не одной богини удачи,
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.29/
а сотен тысяч Лакшми. Когда Кришна находился на Земле, у Него в Двараке было 16108 Лакшми. Вот это Нараяна. И каждой Лакшми Он подарил по дворцу, сделанному из мрамора и украшенному драгоценными камнями. Не было даже потребности в свете. Такие прекрасные мраморные дворцы. И у каждой царевны было по десять детей. Но это не значит, что эти шестнадцать тысяч царевен плакали в то время, как Кришна находился с одной из них. Нет. Он распространил Себя в шестнадцать тысяч форм и жил с каждой из царевен. Вот это Нараяна. Почему это вдруг Нараяна должен стать Когда Кришна находился на Земле, у Него в Двараке было 16108 Лакшми. Вот это Нараяна. И каждой Лакшми Он подарил по дворцу, сделанному из мрамора и украшенному драгоценными камнями. Не было даже потребности в свете. Такие прекрасные мраморные дворцы. И у каждой царевны было по десять детей. Но это не значит, что эти шестнадцать тысяч царевен плакали в то время, как Кришна находился с одной из них. Нет. Он распространил Себя в шестнадцать тысяч форм и жил с каждой из царевен. Вот это Нараяна. Почему это вдруг Нараяна должен стать даридра даридра? Нараяна говорит:
бхоктарам йаджна
/БГ 5.29/
Он – верховный, бхокта бхокта, наслаждающийся. Он безграничен. Поэтому Он дарует безграничное наслаждение. Это Кришна. Он продемонстрировал это, когда находился на Земле. Почему шестнадцать тысяч жен? Он мог бы иметь шестнадцать миллионов жён, потому что Он безграничен. И мы должны понять эти вещи. Поэтому брахман молится:
камадинам кати на катидха палита дурнидешаш
тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих
сампратам лабдха-буддхис, лабдхам
/ЧЧ, Мадхйа 22.16/
«Мой дорогой Господь, я так долго служу своим чувствам, но вижу, что они не удовлетворены, и служение им не имеет конца. Я пришел, чтобы служить тебе. Пожалуйста, прими меня».
Если вы заняты служением, но считаете себя господином, то это глупость. Отбросьте эту глупость и просто, как и надлежит, станьте слугами Кришны». В этом состоит суть движения сознания Кришны. Любое живое существо является санатаной. Существует и место, которое является санатаной. Наша задача состоит в том, чтобы понять, как нам попасть в эту санатана-дхаму. Любое живое существо является санатаной. Существует и место, которое является санатаной. Наша задача состоит в том, чтобы понять, как нам попасть в эту санатана-дхаму.
сарвешу бхутешу на винашйати
/БГ 8.20/
Всё разрушается, это место, эта санатана-дхама, никогда не разрушается. Кришну невозможно уничтожить. И вас нельзя уничтожить. Это счастье, когда эти три компонента объединяются.
йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мама
/БГ 15.6/
тад дхама парамам мама. Мы должны вернуться в санатана-дхаму, выполняя санатана-дхарму, и прийти к высшей санатане. Мы должны вернуться в санатана-дхаму, выполняя санатана-дхарму, и прийти к высшей санатане.
нитйо нитйанам
/Катха-упанишад, 2.2.13/
Он – величайший санатана среди остальных санатан. Нитья и санатана – это одно и то же. Здесь так и говорится – нитья, или санатана. Кришна является нитья и я тоже ниться. И вы нитья. Поэтому наша задача – вернуться к Кришне и вечно служить ему, нитья. Это сделает нас счастливыми. В противном случае, зачем эта тилака, если мы думаем: «Я – это тело, брахман. Я – то, я – это». Это не санатана-дхарма. В противном случае, зачем эта тилака, если мы думаем: «Я – это тело, брахман. Я – то, я – это». Это не санатана-дхарма.
Вот санатана-дхарма. Попытайтесь понять. И необходимо распространять эту санатана-дхарму по всему миру, на благо всем живым существам. Потому что все живые существа – санатана, они должны знать, каково их изначальное положение, кто их санатана-господин. Зачем они живут, лишь удовлетворяя свои чувства? Это – санатана дхарма. И необходимо распространять эту санатана-дхарму по всему миру, на благо всем живым существам. Потому что все живые существа – санатана, они должны знать, каково их изначальное положение, кто их санатана-господин. Зачем они живут, лишь удовлетворяя свои чувства? Это – санатана дхарма. Это движение сознания Кришны является санатана-дхармой, настоящим, а не так называемой санатана-дхармой. Большое спасибо. Харе Кришна. Это движение сознания Кришны является санатана-дхармой, настоящим, а не так называемой санатана-дхармой. Большое спасибо. Харе Кришна.
Индус: Я слышал в других матхах, что предстать перед Богом – это надлежащий способ искупить наши грехи. Это правда? Если нет, то разве мы не будем страдать за совершенные нами здесь, на земле, грехи, или после…? Я слышал в других матхах, что предстать перед Богом – это надлежащий способ искупить наши грехи. Это правда? Если нет, то разве мы не будем страдать за совершенные нами здесь, на земле, грехи, или после…?
Шрила Прабхупада: Пока мы не находимся на платформе санатаны, вся наша жизнь является греховной. Или вы думаете, что вы очень благочестивы…? Настоящее благочестие – это стать на платформу санатана-дхармы. Если мы не придём на платформу санатана-дхармы с платформы асанатана-дхармы, то просто будем продолжать совершать грехи и ничего, кроме грехов. (обрыв)… Необходимо стать на платформу санатаны, а затем – апапа-виддхам. И тогда больше не будет… Никакой грех вас. В «Бхагавад-гите» также говорится: Пока мы не находимся на платформе санатаны, вся наша жизнь является греховной. Или вы думаете, что вы очень благочестивы…? Настоящее благочестие – это стать на платформу санатана-дхармы. Если мы не придём на платформу санатана-дхармы с платформы асанатана-дхармы, то просто будем продолжать совершать грехи и ничего, кроме грехов. (обрыв)… Необходимо стать на платформу санатаны, а затем – апапа-виддхам. И тогда больше не будет… Никакой грех вас. В «Бхагавад-гите» также говорится:
даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа
/БГ 7.14/
Невозможно очиститься от грязи этого материального мира. Тогда как быть? мам мам эва эва йе йе прападйанте прападйанте майам этам этам таранти таранти те те. Только предавшаяся душа может очиститься от грязи этого материального мира. Только предавшаяся душа может очиститься от грязи этого материального мира. мам мам эва эва йе йе прападйанте прападйанте. Поэтому Кришна приходит, чтобы научить нас этому. И он учит. Он испытывает такое сильное сострадание, видя наши страдания, что приходит лично. Иначе, в чём смысл Его прихода? Ему всегда поклоняются
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
/Брахма-самхита 5.29/
Ему нет необходимости приходить сюда и просить у вас пищу. Но Кришна так добр, что говорит:
патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати
/БГ 9.26/
Разве Он беден? И всё же Он говорит: патрам пушпам пхалам тойам патрам пушпам пхалам тойам. Где угодно, в любой части вселенной, вы можете предложить Кришне листочек, патрам, цветок, немного воды с такими словами: «Дорогой Кришна, это всё Твоё. Просто, чтобы выразить Тебе мою благодарность… Я очень беден. Мне нечего предложить. Поэтому я принёс это». И Кришна говорит: «Да, приноси». «Да, приноси». Тад ахам ашнами Тад ахам ашнами. «Я приму это». Почему? Бхактья. «Потому что ты предлагаешь мне это с бхакти». Вот чего хочет Кришна. Если вы станете бхактами, Кришна будет удовлетворён. Не тем, что вы станете важными людьми, большими лидерами. Вы опять запутаетесь. Если вы станете бхактами, Кришна будет удовлетворён. Не тем, что вы станете важными людьми, большими лидерами. Вы опять запутаетесь.
бхутва бхутва пралийате
/БГ 8.19/
Это просто-напросто пустая трата времени. Просто станьте бхактами Кришны. Тогда всё будет в порядке. Иначе, вы просто впустую проживаете свою жизнь. Просто станьте бхактами Кришны. Тогда всё будет в порядке. Иначе, вы просто впустую проживаете свою жизнь. Бхактйа Бхактйа. В этом суть движения сознания Кришны. Мы пытаемся помочь людям перестать попусту тратить свою жизнь. Майя. Бхактивинода Тхакур говорит: Бхактивинода Тхакур говорит:
майара ваше, йаччха бхеше'
Волны майи, иллюзорной энергии, уносят вас подобно соломинке на водах реки. майара майара ваше ваше, йаччха бхеше бхеше', кхаччха хабудубу хабудубу, бхаи. Иногда вы тонете, иногда вы всплываете на поверхность. джива джива кришна кришна-даса, э вишваса вишваса, карле та та' ара духкха духкха наи наи. Если вы просто поверите, примите, что Кришна является нашим вечным господином, а мы – вечными слугами, тогда волны майи перестанут уносить вас.
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/
Этого хочет Кришна. Чем бы мы ни занимались, за исключением сознания Кришны, мы просто попусту тратим свою бесценную жизнь. Таков вывод.
Индус 2: Свамиджи, тогда что (неясно).
Шрила Прабхупада: Нет, прарабдха-карму можно изменить.
Индус 2: Прарабдха-карма…
Шрила Прабхупада: Да, да. Я вам отвечаю. Прарабдха-карму можно изменить. Так говорит Кришна. Прарабдха-карма – это желание наслаждаться плодами своей деятельности. Так говорится в «Брахма-самхите». Прарабдха-карму можно изменить. Так говорит Кришна. Прарабдха-карма – это желание наслаждаться плодами своей деятельности. Так говорится в «Брахма-самхите».
кармани нирдахати кинту ча бхакти-бхаджам
/Брахма-самхита 5.54/
Нирдахати. Кармани Кармани, результат вашей прошлой кармы может быть уничтожен Кришной. И Кришна говорит в «Бхагавад-гите»:
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами
/БГ 18.66/
«Я буду тебя защищать».
Индус 2: Даже от пунар джанма, карма пунар джанма, карма…?
Шрила Прабхупада: От всего. Всё закончится. Как только вы станете осознающими Кришну, всё закончится. Но больше не совершайте грехов. Придерживайтесь сознания Кришны. Тогда вы будете в безопасности. Как только вы станете осознающими Кришну, всё закончится. Но больше не совершайте грехов. Придерживайтесь сознания Кришны. Тогда вы будете в безопасности.
Индус 2: Тогда почему страдали Пандавы, если они предались Господу Кришне? Тогда почему страдали Пандавы, если они предались Господу Кришне?
Шрила Прабхупада: Они не страдали. Они служили Кришне. Кришна хотел убить всех демонов. Они сделали это. Вот и всё.
Индус 1: Еще один вопрос, Свамиджи. Когда Господь говорит, что (санскрит), это значит что какой бы грех ни совершил человек, это происходит только по Его, Кришны, воле и желанию. Тогда почему такого человека ненавидят и считают жестоким и зачем Богу необходимо использовать кого-то, чтобы всё это совершать? какой бы грех ни совершил человек, это происходит только по Его, Кришны, воле и желанию. Тогда почему такого человека ненавидят и считают жестоким и зачем Богу необходимо использовать кого-то, чтобы всё это совершать?
Шрила Прабхупада: Да. Ничего не происходит без санкции Кришны. Но мы сначала изъявляем желание, а Кришна даёт свою санкцию, чтобы мы исполнили наше желание. И когда вы добиваетесь исполнения своего желания, вы получаете реакции за свои желания. Но мы сначала изъявляем желание, а Кришна даёт свою санкцию, чтобы мы исполнили наше желание. И когда вы добиваетесь исполнения своего желания, вы получаете реакции за свои желания.
йаджнартхат карма анйатра карма-бандханах
/БГ 3.9/
Если вы будете действовать для Кришны, тогда всё будет в порядке, но если вы действуете, чтобы удовлетворить свои желания, вы запутаетесь в результатах своей деятельности. Кришна так добр, что, если вы захотите что-то сделать, он сначала говорит «Нет». Как к примеру, вор, который молится Богу: «Мой дорогой Господь, дай мне возможность украсть эту вещь». Сначала Кришна говорит «Нет, нет. Не делай этого». Как к примеру, вор, который молится Богу: «Мой дорогой Господь, дай мне возможность украсть эту вещь». Сначала Кришна говорит «Нет, нет. Не делай этого». Но вор настаивает, и тогда Кришна говорит: «Хорошо. Делай». Но как только вы совершаете этот поступок, вы запутываетесь. Зачем вы идёте против воли Кришны? Так вы и запутываетесь. Кришна говорит: «Не делайте этого». Зачем вы это делаете? Но вор настаивает, и тогда Кришна говорит: «Хорошо. Делай». Но как только вы совершаете этот поступок, вы запутываетесь. Зачем вы идёте против воли Кришны? Так вы и запутываетесь. Кришна говорит: «Не делайте этого». Зачем вы это делаете? Тогда Кришна даёт вам возможность украсть чужую собственность, но запутываетесь вы. Кришна не отвечает за это. За это несёте ответственность вы. Тогда Кришна даёт вам возможность украсть чужую собственность, но запутываетесь вы. Кришна не отвечает за это. За это несёте ответственность вы.
Предположим, судья выносит приговор осудить человека на смерть через повешенье. Значит ли это, что судья является вашим врагом и вешает вас? С какой стати ему становиться вашим другом или врагом? Вы сами стали причиной того, что вас теперь повесят. Он даёт указание: «Повесить его». Вот и всё. Поэтому ваша задача – предаться Кришне и действовать в соответствии с Его наставлениями. И тогда вы будете счастливы. Но никак иначе. Поэтому ваша задача – предаться Кришне и действовать в соответствии с Его наставлениями. И тогда вы будете счастливы. Но никак иначе.
Индус 2: Свамиджи, Господь Кришна говорит:
карманй эвадхикарас те ма пхалешу кадачана
/БГ 2.47/
Шрила Прабхупада: Да. Вы это делаете? Вы это делаете?
Индус 2: Нет, я спрашиваю… У меня есть сомнения.
Шрила Прабхупада: Это сомнения. Почему? Зачем вы придумываете лишние аргументы? Если вы понимаете, что Кришна говорит карманй карманй эвадхикарас эвадхикарас те те ма пхалешу пхалешу кадачана кадачана, вы много работаете, зарабатываете лакхи рупий и отдаёте их Кришне. Тогда у вас есть понимание.
йат кароши йад ашнаси йадж джухоши дадаси йат
йат тапасйаси каунтейа тат курушва мад-арпанам
/БГ 9.27/
Вы это делаете? Как только вы получаете деньги вы думаете: «Это мне. Пойду-ка я в гостиницу». Как только вы получаете деньги вы думаете: «Это мне. Пойду-ка я в гостиницу».
Индус 2: Нет, Свамиджи, мои сомнения состоят в том, почему..?
Шрила Прабхупада: У вас всегда будут сомнения. Вам необходимо обратиться к духовному учителю. И не беспокойте меня, забирая моё время, таким образом. У вас так много сомнений. Если вы хотите избавиться от своих сомнений, вам необходимо предаться. Вы будете продолжать вести себя таким образом, а я должен развеивать ваши сомнения. (смех) У вас всегда будут сомнения. Вам необходимо обратиться к духовному учителю. И не беспокойте меня, забирая моё время, таким образом. У вас так много сомнений. Если вы хотите избавиться от своих сомнений, вам необходимо предаться. Вы будете продолжать вести себя таким образом, а я должен развеивать ваши сомнения. (смех)
Индус 2: Я пытаюсь (?) Я предаюсь.
Шрила Прабхупада: Тогда хорошо. Давайте, живите с ним. Давайте, добро пожаловать.
Индус 2: Я не…
Шрила Прабхупада: А?
Индус 2: Я не спрашиваю…
Шрила Прабхупада: Нет. Тогда приходите и учитесь тому, как предаться. Научитесь этому. Как эти предавшиеся юноши и девушки. Это необходимо.
тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа
/БГ 4.34/
Если вы предадитесь, то поймёте. Это наука обретения понимания через самопредание, и никак иначе.
тад-вигьянартхам са гурум эва абхигаччхет
самит-паних шротрйам брахма-ништхам
/Мундака Упанишад 1.2.12/
тасмад гурум прападйета
/ШБ 11.3.21/
Если вы серьёзно настроены разрешить все свои сомнения, то вам необходимо предаться. Вы должны найти человека, которому сможете предаться и задать вопросы ему. Тогда всё у вас будет в порядке.
Индус 3: …милость. Мы неправильно понимаем даже это желание, но Вайшнав может исполнить все желания. Калпа-тару значит древо желания. В духовном мире есть дерево, которое называют древом желания. В этом материальном мире вы получаете определённый плод от определённого дерева. Но на Кришналоке, так же как и на других планетах Вайкунтхи, все деревья являются духовными, и вы получаете плоды своих желаний. Какая наука стоит за этим калпа-тару? Объясните, пожалуйста. В духовном мире есть дерево, которое называют древом желания. В этом материальном мире вы получаете определённый плод от определённого дерева. Но на Кришналоке, так же как и на других планетах Вайкунтхи, все деревья являются духовными, и вы получаете плоды своих желаний. Какая наука стоит за этим калпа-тару? Объясните, пожалуйста.
Шрила Прабхупада: Что?
Индус 3: Какая наука стоит за этим калпа-тару, которое способно давать..?
Шрила Прабхупада: Здесь невозможно вырастить калпа-тару, но в духовном мире есть калпа-тару.
чинтамани-пракара-садмасу калпа-врикша-
лакшавритешу сурабхир абхипалайантам
лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами
/Брахма-самхита 5.29/
Существует калпа-врикша. Об этом можно узнать из Ведической литературы. Но у вас здесь нет опыта калпа-врикши. Это невозможно.