Лекция по Бхагават-Гите, 13.4
(27 сентября 1973, Бомбей)
Шрила Прабхупада:
тат кшетрам йач ча йадрк ча
йад-викари йаташ ча йат
са ча йо йат-прабхаваш ча
тат самасена ме шрну
/БГ 13.4/
Вчера мы говорили о том, что две души, индивидуальная душа и Свердуша, живут в этом теле. Это тело сравнивается… в Упанишадах, тело сравнивается с деревом, и нам нём сидят две птицы. Одна это индивидуальная душа, мы, и другая птица это Сверхдуша, Кришна. Кришна настолько добр, что Он всегда летает с другой птицей, живым существом. Мы пытаемся наслаждаться этим материальным миром. Также как вы видели птицу, которая сидит на этой ветви, переходит на другую ветку, другое дерево. Это все в поисках наслаждения.
Подобным образом поступаем также мы...
татха дехантара-праптих
/БГ 2.13/
Мы наслаждаемся каким-то уровнем удобств в этой жизни, и я готовлю другой уровень жизни в следующей жизни. Таким образом, я перелечу в другое тело. татха дехантара-праптих татха дехантара-праптих. Но Кришна настолько добр... Так как мы все являемся сыновьями Кришны… Мы бродим по этому материальному миру как безумное дитя. Также как сын богатого человека стал безумным. Он покидает свой дом и слоняется по улицам и ест из мусора. Таково наше положение. Мы являемся сыновьями самой богатой личности.
аишварйасйа самаграсйа
/Вишну-пурана, 6.5.47/
Бхагаван, означает тот, кто обладает всеми богатствами. Итак, мы являемся сыновьями такого богатого человека.
нитйо нитйанам четанаш четана
/Катха-упанишад, 2.2.13/
Но мы сошли с ума. Мы сошли с ума. Мы хотим наслаждаться… Также как есть много сыновей. Хотя отец… В Америке мы видим много таких. Хотя отец богат, миллионер, но сын стал хиппи, из-за разочарования, смятения, или по какой-то другой причине. Поэтому наше положение подобно этому. Мы являемся сыновьями самой богатейшей личности. Не только богатейшей, самой мудрой. аишварйасйа аишварйасйа самаграсйа вирйасйа самаграсйа вирйасйа. Самой могущественной, Кришны. Самый могущественный, самый богатый, самый красивый. Всё в самой высшей степени. Мы являемся сыновьями такого отца, но мы сошли с ума из-за этого материального наслаждения. Таково наше безумие.
Итак, также как отец очень добр к сыну, подобным образом, верховный отец настолько добр, что мы летаем с одного дерева на другое, из одного тела в другое тело. Поэтому Кришна также летает, но это на Него не оказывает влияние. Это объясняется в Упанишадах, что одна индивидуальная душа, птица ест запрещенный плод дерева и наслаждается или страдает из-за результатов. Но другая птица, она просто наблюдает. Является свидетелем.
упадрашта ануманта
/БГ 13.23/
Это описывается. Упадрашта Упадрашта, означает свидетель. Упа Упа значит... Вы не можете избежать надзора Кришны. Вы не можете ничего сделать в тайне. Кришне известно всё. Поэтому его называют значит... Вы не можете избежать надзора Кришны. Вы не можете ничего сделать в тайне. Кришне известно всё. Поэтому его называют упадрашта упадрашта.
И Он знает, что мы будем страдать. Поэтому иногда сознание бьёт в набат. Мы иногда спрашиваем у нашего сознания. Сознание говорит, «нет, не делай этого». Но, тем не менее мы делаем. Тем не менее мы делаем… Это наша авидья авидья. Потому что мы не знаем, мы находимся в невежестве, не смотря на Верховную Душу, Сверхдушу, которая запрещает, «не делай этого», тем не менее мы делаем. Это называется ануманта ануманта. Мы не можем сделать ничего без разрешения. Сверхдуши, но когда мы настаиваем, что «я должен это сделать», тогда Она говорит: «Хорошо, делай, но ты будешь страдать от последствий. Моё слово это, приказание Сверхдуши: «Оставь всю эту глупость. Просто предайся Мне. Я тебя полностью защищу». Но нет, он этого не делает. Поэтому Кришна говорит:
тат кшетрам йач ча йадрик
/БГ 13.4/
Йадрик, означает, «как оно есть». У нас есть разные кшетры. У меня есть это тело, у вас есть другое тело. Вы не найдёте двух одинаковых во всех отношениях тел. Вы увидите, что два тела…У нас есть две руки, две ноги, два глаза. Все правильно, но ваши глаза отличаются от моих глаз, ваши руки отличаются от моих рук. Таково человеческое общество. Затем есть другие тела, общество животных, сообщество птиц, общество зверей, общество водных обитателей, общество насекомых. Есть очень много, 8400000, разных видов жизни. Это всё живые существа. Но почему у них разные виды тел? Это объясняется здесь. тат кшетрам йач ча йадрик ча тат кшетрам йач ча йадрик ча.
Почему у нас разные тела? И йадрик ча йадрик ча, как они действуют? Йадрик ча Йадрик ча. тат тат кшетрам кшетрам йач йач ча ча йадрик йадрик ча йад ча йад-викари. Как это преобразуется в разные форы?
йад-викари йаташ ча йат
/БГ 13.4/
И откуда они пришли, чтобы быть такими? са ча йо йат-прабхавах са ча йо йат-прабхавах. Как под влиянием различных условий, мы получили это тело? Есть три вида влияний, вы должны всегда это знать, материальных влияний. Также как приводится следующий пример, что есть огонь и танцующие искры в нём. Но некоторые искры падают, из костра на землю. Итак, одна искра падает на воду, одна искра падает на сухую траву и одна искра падает на мокрую траву. Это три состояния. Итак, когда мы падаем из духовного мира… Как неотъемлемая частица, мы находимся в духовности, наше положение в духовном мире. Но когда мы падаем в этот материальный мир, мы падаем. Таким образом, некоторые падают на воду, некоторые падают на сухую траву, некоторые падают на мокрую траву.
Итак, сухая трава означает, хотя он упал, но у него нет материальных желаний. Это сатва-гуна. Есть люди, которые… Также как преданные. Преданные также ходят, передвигаются в Бомбее, но у них нет такого желания наслаждаться в Бомбее. Это желание высохло. Они не ходят по улицам Бомбея для того, чтобы ходить в кино или в рестораны или мясные лавки или то или это, нет. Не думайте, что они находятся в том же положении, что и другие. На улице бродит много людей, но это другие люди. Они не соприкасаются ни с чем материальным в Бомбее.
Подобным образом, есть люди, которые находятся посередине – наполовину с этой стороны и на половину с той стороны. И есть люди, которые полностью погружены в жизнь Бомбея. Или Бомбей… Любую городскую жизнь. Предположим, что мы находимся в Лондоне. Мы бродим, путешествуем по многим, многим красивым городам, лучше, чем Бомбей. Что в сравнении с ними Бомбей? Бомбей ничто по сравнению с Нью-Йорком или Чикаго или Токио. Это очень, очень большие, большие города.
Итак, как мы видим, есть разные классы людей, хотя все они находятся в Бомбее или в любом другом городе, подобным образом, все живые существа имеют разные качества. Некоторые из них соприкасаются с материальными гунами благости, Некоторые из них соприкасаются с материальными гунами страсти, Некоторые из них соприкасаются с материальными гунами невежества. Поэтому те, кто находятся в невежестве, они подобны тем, кто упал в воду. Также как огонь падает в воду, он полностью гаснет. И сухая трава, если искра из огня падает на сухую траву, то разгорается огонь. Снова начинается огонь.
Подобным образом, те, кто находятся в гуне благости, они могут легко пробудить их сознание Кришны. Потому что в Бхагават-Гите сказано:
йешам тв анта-гатам папам
/БГ 7.28/
Почему люди не ходят в храм? Потому что трудность состоит в том, что некоторые из них находятся в гуне невежества.
на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах
/БГ 7.15/
Они не могут приходить. Те, кто просто заняты греховной деятельностью, не могут оценить этого движения сознания Кришны. Это невозможно. Но возможность даётся всем. Мы льстим им, «пожалуйста, приходите, пожалуйста…» Это наша цель от имени Кришны. Также как Кришна приходит лично, чтобы научить Бхагават-Гите и просит всех
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
/БГ 18.66/
такова наша цель.
Поэтому Он очень ценит, «О. эти люди делают это от моего имени. Мне не надо туда идти». Они взялись за Моё дело». То, что мы говорим, очень важно. Мы просто просим людей, «пожалуйста, предайтесь Кришне». И всё. Поэтому мы Ему очень дороги: Кришна говорит:
на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах
/БГ 18.69/
Наша цель это чтобы Кришна признал нас.
Мы не беспокоимся, обратим ли мы кого-то или нет в сознание Кришны. Наша цель это льстить, и всё. «Мой дорогой господин, пожалуйста, приходите сюда, посмотрите на Божества Кришны, предложите намаскар, примите прасад, и идите домой». Но люди не соглашаются. Почему? Этим не могут заниматься те, кто полон грехов.
Поэтому Кришна говорит, йешам тв анта-гатам папам йешам тв анта-гатам папам. Тот, кто полностью покончил с его греховной деятельностью
йешам тв анта-гатам папам
джананам пунйа-карманам
/БГ 7.28/
Кто может освободиться от греховной деятельности? Тот, кто всегда занят благочестивой деятельностью. Если вы всегда занимаетесь благочестивой деятельностью, то есть ли возможность совершить греховный поступок? Поэтому самая благочестивая деятельность это повторять Харе Кришна маха-мантру. Если вы постоянно заняты, Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, если ваш ум постоянно занят сознанием Кришны, тогда другие вещи не смогут попасть в ваш ум. Таков процесс сознания Кришны. Как только мы забываем Кришну, майя тут как тут, сразу же нас хватает.
Поэтому Кришна говорит, са ча йо йат-прабхавах ча са ча йо йат-прабхавах ча. Эта прабхава прабхава означает, в соответствии с гунами материальной природы. означает, в соответствии с гунами материальной природы.
каранам гуна-санго 'сйа
сад-асад-йони-джанмасу
/БГ 13.22/
Почему кто-то рождается в семье полубогов? Почему кто-то рождается в семье свиней? Почему кто-то рождается в семье деревьев или змей? Почему есть так много видов жизни? Единственная причина это каранам гуна-санго 'сйа каранам гуна-санго 'сйа. Живое существо, в зависимости от того, как оно общается с гунами. Есть три гунны. Умножьте 3 на 3, и будет 9, и умножьте 9 на 9, будет 81. Поэтому есть 84. 8400000. Это гуна.
Также как палитра цветов. Есть только три цвета: синий, красный и желтый. Но художник может умножить цвета на много видов цветов, просто смешав, просто смешивая. Подобным образом, эти три качества — сатва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна — это основные качества. Теперь они смешаны вместе. Иногда эта часть больше, чем другая. Таким образом, материальная природа является величайшим художником. Вы можете видеть, как она создала так много тел, хороших тел, 8 400 000.
Итак, это всё из-за нашего общения с определённым качеством. Теперь, до тех пор, пока вы находитесь в материальном мире, вы должны будете общаться с каким-то видом материальных качеств, но если вы займетесь преданным служением Господу, тогда вы сразу же будете трансцендентными по отношению к этим качествам. Это также утверждается в Бхагават-Гите:
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/
брахма-бхуйайа. Вы сразу же будете находиться на уровне Брахмана. Каким образом? мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате мам ча йо 'вйабхичарена бхакти-йогена севате. Тот, кто полностью занят преданным служением, на него больше не влияют эти материальные качества.
са гунан саматитйаитан
Баху-вачана. Эти три качества, сама, самйак, атитйа, саматитйа сама, самйак, атитйа, саматитйа. Сама Самаозначает трансмиграция или превзойти.
саматитйаита этан гунан брахма-бхуйайа калпате
/БГ 14.26/
потому что каждое живое существо по природе является Брахманом. Брахман означает духовная душа. Кришна это Верховная духовная душа, и мы неотъемлемые частички Кришны. Кришна эта Парабрахман, а мы Брахман. Это очень легко понять. Вам не надо становиться Брахманом. Вам просто надо очиститься от не Брахмана. Это материальные качества. Тогда вы станете Брахманом. Поэтому говорится
брахма-бхутах прасаннатма. брахма-бхута
/БГ 18.54, ШБ 4.30.20/
значит...
В настоящий момент мы теперь джива-бхута джива-бхута. Потому что мы сейчас находимся в материальном мире, потому что у нас есть это материальное тело, наше настоящее положение это джива-бхута джива-бхута. Но когда мы преодолеем, когда мы будем трансцендентными по отношению к этой материальной концепции жизни, телесной концепции жизни… И это можно очень легко сделать если вы заняты служением Кришне.
Сложно ли заниматься служением Господу? Совсем нет. Совсем нет. Почему?
ман-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/
Если вы видите здесь Кришну, и вы можете всегда думать о Кришне. Нет никаких потерь и утрат от этого. Предположим, если вы придёте в храм, и вы получите впечатление, такое хорошее впечатление от Радхи-Кришны и если вы будете хранить их в сердце. Но это можно хранить, если вы любите. Также как если вы кого-то любите, вы постоянно храните в своем сердце форму вашего любимого. Подобным образом, если вы разовьёте любовь к Кришне,
Преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садаива хрдайешу вилокайанти
/Брахма-самхита 5.38/
Если вы на самом деле развили любовь к Кришне, тогда вы сможете постоянно хранить Кришну в вашем сердце. Это то, чего хочет Кришна. Ман-мана Ман-мана: "Всегда думай обо Мне".
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
Итак, стать преданным не так трудно. Ничего не делая, если вы будете просто следовать наставлениям Кришны, ман-мана бхава мад-бхакто ман-мана бхава мад-бхакто... Просто думайте о Кришне. Вот Кришна. Если вы придёе в храм, вы получите впечатление о Кришне. Кришна это не ниракара ниракара. Вот акара акара Кришны: Кришны:
дви-бхуджа мурали-дхара
аваджананти мам мудха манушим танум ашритах
/БГ 9.11/
Негодяи думают, что, «Они поклоняются человеку. Кришна это историческая личность». Нет. Это аваджананти мам мудхах аваджананти мам мудхах. Они негодяи. Кришна приходит, чтобы стать видимым для вас, чтобы вы могли понять кто такой Кришна. Итак, 5 тысяч лет назад Кришна снизошел Сам, и Он оставался как человек. Он принял участие в битве на Курукшетре. Итак… Он танцевал. Он игрался во Вриндаване, так чтобы вы привлеклись, вы можете понять, кто такой Кришна. Поэтому Кришна пришёл. Но мы настолько неудачны. Хотя Кришна приходит лично, чтобы явить Себя, явить Свои игры, Своё могущество, Своё богатство, Свою красоту, его послание, тем не менее, мы упускаем Кришну. Это наша неудача. Почему?
на мам душкртино мудхах прападйанте нарадхамах
майайапахрта-джнанах
/БГ 7.15/
Хотя Кришна присутствует, Кришна проявляет себя, но майайапахрта-джнанах майайапахрта-джнанах, майа настолько сильна, что она отбирает наше знание о Кришне.
Поэтому, если вы хотите выбраться из тисков майи… Это также даёт Кришна.
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
/БГ 7.14/
"Любой, кто полностью Мне предаётся, может выбраться из этих тисков майи». Тогда он может быть полностью занят в служении Кришне. Тогда его жизнь становится успешной.
Большое спасибо. Харе Кришна.