Лекция по Бхагавад-Гите 13.3
(11 августа 1973 года, Париж)
кшетра-джнам чапи мам виддхи
сарва-кшетрешу бхарата
кшетра-кшетраджнайор джнанам
йат тадж джнанам матам мама
/БГ 13.3/
Преданный: "Узнай же, о потомок Бхараты, что находясь в каждом из тел, Я также знаю их, и что, постигнув природу материального тела, равно как и природу его владельца, человек обретает истинное знание. Таково Мое мнение".
Шрила Прабхупада: Итак, Арджуна спросил у Кришны о шести вещах: кшетра, кшетраджна, пракрити, пуруша, джнанам, джнейам кшетра, кшетраджна, пракрити, пуруша, джнанам, джнейам. Что такое знание и что такое объект знания. Джнанам джнейам Джнанам джнейам. Кшетра, поле деятельности, кшетраджна кшетраджна, действующий на этом поле, кшетра, кшетраджна кшетра, кшетраджна и и пракрити пракрити природа, и пуруша. Материальная природа и пуруша, значит наслаждающийся. Шесть вопросов. Конечно, Бхагават-Гита в ней каждое слово и каждая буква полна значения. Но эти шесть вопросов, если кто-то на самом деле сможет понять эти шесть тем, он станет совершенным знающим. Это сказал Кришна: природа, и пуруша. Материальная природа и пуруша, значит наслаждающийся. Шесть вопросов. Конечно, Бхагават-Гита в ней каждое слово и каждая буква полна значения. Но эти шесть вопросов, если кто-то на самом деле сможет понять эти шесть тем, он станет совершенным знающим. Это сказал Кришна:
йат тадж джнанам матам мама
/БГ 13.3/
Джнанам, значит знание. Итак, любой кто, может понять эти шесть вещей, он обладает полным знанием. йат тадж джнанам матам мама йат тадж джнанам матам мама. "Ты спросил Меня, Арджуна..." и бхагаван увача бхагаван увача, и Верховная Личность Бога сказал. Не просто рассказывает, Он говорит, также как джентльмен… Всё, что Он говорит совершенно, но тем не менее Он говорит, «Таково мое мнение». «Таково Мое мнение». Теперь ты можешь принимать Моё мнение или не принимать, как хочешь. Но кто может дать мнение лучше, чем Кришна? Это ещё одно знание. Почему Кришна. Арджуна спрашивает Кришну. Так как в начале он сказал, что «Никто не может разрешить мою проблему. Ты самый лучший».
Итак, следуя по стопам Арджуны, если мы принимаем слова Кришны, не слепо, но руководствуюсь логикой, хорошим научным исследованием, если мы на самом деле попытаемся понять, что говорит Кришна, тогда все наши проблемы будут разрешены.
Теперь, в предыдущем стихе, шри бхагаван увача шри бхагаван увача. Вьясадева мог сказать "Кришна увача", Кришна сказал. Нет. Он намеренно сказал "бхагаван". Кришна, вам это может не нравиться, но Он является Верховной Личность Бога, Бхагаваном, с шестью достояниями. Одно из этих достояний это полное знание.
аишваршсйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах
/Вишну-пурана, 6.5.47/
Кришна полон в знании. Сарваджнам Сарваджнам.
джанмадй асйа йато 'нвайад итараташ чартхешв абхиджнах
/ШБ 1.1.1/
Бог, означает абхиджнах абхиджнах. Он знает всё. Вы не можете ничего спрятать от Бога. Это абхиджнах абхиджнах. Васудева.
васудевах сарвам ити са махатма су-дурлабхах
/БГ 7.19/
Тот, кто понимает Васудеву. са махатма су-дурлабхах са махатма су-дурлабхах. Такая великая святая личность очень редка, которая может понять Кришну.
Это предварительное понимание. Кришна сказал в предыдущем стихе, что
идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате
/БГ 13.1-2/
идам шарирам, это тело называется кшетра кшетра, поле деятельности. идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате этад идам шарирам каунтейа кшетрам итй абхидхийате этад йо йо ветти ветти: любой кто понимает. са прахух са прахух кшетра-джна ити ити тад тад-видах. Он является кшетраджнах кшетраджнах или знающим... или знающим...
Также как мы сидим в этой комнате. Это очень легко. Тем не менее, негодяи не могут этого понять. Мы сидим в этой комнате. Итак, комната, пол называется кшетра, поле. Это также поле, маленькое поле. И все мы, мы знаем, что мы сидим, на этом полу. Никто не скажет, что «я пол». Какой здравый человек скажет, «я пол»? Никто не скажет. Это здравый смысл. Итак, если вы попытаетесь понять на этом простом примере, что я это одна личность и это поле, это совсем другое. Итак, я знаю, что я сижу на этом полу.
Подобным образом это тело является одной сущностью, и я это другая личность. Итак, знание означает, что когда мы сможем понять, что это «моё тело», а не «я тело». Это эта глупость. Никто не говорит, «я это тело». Все говорят «моя душа». Это знание. Но эти негодяи, эти негодяи современного века говорят, «я тело». «я являюсь этим телом». Кто вы такой? «я являюсь этим телом». В чём ваши интересы? «Всё, что относится к моему телу». Он не является этим телом, тем не менее, он заинтересован во всём, что связано с этим телом. Есть тысяча девушек, женщин, но конкретная женщина, с которой меня связывают мои телесные отношения, это моя жена. Это моё. И из этой комбинации, появляется ребёнок, «мой ребёнок».
Таким образом, «мой дом», «моя собственность», «моё тело», «мой родственник», «мой друг», «мой брат», «моя нация», моё, моё, моё, моё. Но негодяй не понимает, что «моя» философия началась с этого тела, которым я не являюсь.
Это знание. Это называется брахма-гйана брахма-гйана. Если кто-то понимает эту простую вещь, что «я не являюсь этим телом»… но им дается образование, «нет, я являюсь этим телом». Это национализм, это национализм также является той же ошибкой, но они так сильно сражаются. Великие, великие, большие, большие люди. В этой стране сражался Наполеон. В Германии сражался Гитлер. И многие другие, в нашей стране сражался Ганди. Но он находится в невежестве. Все эти большие, большие лидеры, они находятся в невежестве, андха андха, слепы. Слепы. Они не знают, что они не являются этим телом и также эта земля не принадлежит ему. Но они сражаются. Вся история мира означает ошибочную идею. «Я» и «моё».
Поэтому Кришна говорит, йат йат тадж тадж джнанам джнанам.
кшетра-кшетраджнайор йат тадж джнанам матам мама
/БГ 13.3/
Кришна говорит, что человек должен знать: кто он такой и человек должен знать что такое его тело, тогда он находится в знании. Материя не может этого понять. Собаки, кошки не могут понять этого. Но человек может понять это. Бхагават-Гита предназначена для людей, а не для кошек и собак. Поэтому, человеческое общество должно позаботиться об этом знании. Тогда его жизнь будет успешной.
Итак, это очень просто, кшетра… Также как я приводил пример, что я сижу на полу. Пол это отличное от меня понятие. Никакой здравый человек не скажет, что «Я этот пол». Или «я эта комната». Никто так не скажет. Это моя комната, мой пол. Подобным образом, это тело, мы говорим, «моё». Мой палец, моя палец, моя нога. Никто не говорит, «я нога, я палец, я голова». Нет. Это знание. Не отождествляйте себя с этим телом. Это знание.
Это начало духовной жизни. Кошки и собаки не могут этого понять. Кошка не может понять, что она не является этим телом. Собака не может понять, что она не это тело. Только человек может понять. Итак, если он в своей человеческой жизни не будет пытаться понять это простое знание, тогда он будет жить подобно кошкам и собакам. Он не лучше, чем кошки и собаки.
Это один пункт, то, что вы не являетесь этим телом, я не этот материальный мир. Я духовная сущность, неотъемлемая часть Бога. Качественно мы едины. Также как Бог является духом, я также дух. Но Его тело очень большое, гигантское, вселенское тело, которое Кришна показал Арджуне, вират-рупу. Но моё тело, не гигантское. Оно маленькое. Может мы называем тело слона гигантским или подобное тело другого животного, но, тем не менее, тело Бога еще более большое. Вы не можете сравнивать. Из одиннадцатой главы Бхагават-Гиты вы узнаете насколько гигантское тело Кришны. Также как у меня есть это тело, но моя духовная сущность очень мала, если мы будем изучать это таким способом, то будет легко понять, кто такой Бог, кто я такой, что такое этот мир. Также как я не явлюсь этим телом, я нахожусь внутри тела.
дехино 'смин йатха дехе 'смин йатха дехе
/БГ 2.13/
Я владеющий телом.
Но каковы мои размеры?
кешагра-шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча
/ЧЧ, Мадхья 19.140/
Просто возьмите кончик волоса и разделите его на 10 000 частей. Эта одна часть это ваша сущность. Поэтому такими материальными способами мы не можем понять, что такая маленькая частица, меньше чем атом имеет такое могущество. Поэтому, так как мы такие маленькие, эти так называемые учёные негодяи, не могут найти, где она находится, «души нет». Эти негодяи не признают своего недостатка знания, и, тем не менее, они будут говорить, «души нет». И если души нет, тогда как оно действует? У них не хватает даже здравого смысла. Подобным образом, также как я очень маленький, меньше, чем атом, и я являюсь живым существом в этом теле и моё тело замечательно действует. Мой мозг работает так хорошо. Подобным образом, Кришна также, в соответствии с нашим восприятием, является личностью, индивидуумом, но у Него очень большое тело. Это материальный мир, материальное выражение. Это выражается в следующем стихе:
кшетра-джнам чапи чапи мам мам виддхи виддхи
/БГ 13.3/
А также кшетраджнам кшетраджнам. Также как ты являешься знающим свое тело, ты знаешь боли и радости этого тела. Я не знаю ваших болей и радостей. Также вы не знаете моей боли и радости. Но Кришна говорит, что кшетраджна кшетраджна, кшетра кшетра-джнам чапи чапи мам мам виддхи виддхи: "Я также являюсь кшетраджнам кшетраджнам," что означает "я также знаю поле".
Итак, как Он знает? сарва сарва-кшетрешу бхарата бхарата. сарва сарва-кшетрешу. Он находится в теле каждого. Он знает, что делает муравей. Он знает, что делает Брахма. Он знает, что вы делаете. Он знает, что я делаю.
ведахам саматитани
/БГ 7.26/
Кришна говорит в другом месте, «я знаю всё». Также как, это легко понять. Также как вы знаете всё – не всё - по крайней мере вы знаете 80% того, что происходит в вашем теле. Вы не знаете всего.
Если я знаю всё, тогда зачем мне идти к доктору, когда что-то не так с моим телом. Я не знаю. Я ем, но я не знаю, как пища переваривается в желудке, она разделяется на разные секреции. Оставшаяся часть становится испражнениями и мочой, а другая часть становится кровью, и кровь распространяется по всему телу, по венам. Что это за вены, что мы знаем? Хотя заявляю, что это моё тело. Но я не знаю всего, что происходит в моём теле, в моём мозгу. Мозг состоит из тонких тканей. Что вы знаете?
Но Кришна не таков. Кришна знает всё в деталях.
анвайат итараташ ча артхешу абхигйах
/ШБ 1.1.1/
По всей вселенной, по всему творению, в любом уголке, в любом месте, всё что бы ни происходило, Кришна знает. В этом разница между Кришной и мной. Я не знаю даже то, что происходит в моём теле. И, тем не менее, я заявляю, что я Бог. Какой негодяй. Только представьте, одно из достояний Бога это полное знание.
аишваршсйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах джнанам
/Вишну-пурана, 6.5.47/
Этот негодяй Бог, так называемый Бог, спросите его, «Может ли вы сказать, что я сейчас чувствую или какие у меня боли и радости»? Может ли он сказать? И тем не менее, он заявляет, что он Бог. Но Кришна говорит:
кшетра-джнам чапи чапи мам мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата виддхи сарва-кшетрешу бхарата
/БГ 13.3/
"Я нахожусь в каждом теле". Я также в этом теле и Кришна также внутри этого тела. Кришна…. Также как вы находитесь внутри вашего тела, подобным образом, Кришна также находится внутри вашего тела.
Итак, меня называют атмой. А Кришну называют Параматмой. Поэтому есть эти два слова: Параматма и атма. Атма это также личность. Параматма также личность. Но так как мы оба являемся знающими, кшетраджнам кшетраджнам, вибха вибха, живое существо это кшетраджнам кшетраджнам, у него есть знание. И Кришна говорит: кшетра кшетра-джнам чапи чапи мам мам виддхи виддхи. "Я также знающий». Мы оба являемся знающими. У нас есть знание. Моё знание может быть ограничено, знание Кришны безгранично, полное. Мы оба являемся знающими. Мы можем это понять. Поэтому нас называют кшетраджна кшетраджна. Но разница в том, что Кришна знает всё во всем творении, а я даже не знаю, что происходит в моём теле. В этом разница.
Поэтому как мы можем стать Богом? Негодяй. Как человек может стать Богом. Это не возможно. Бог знает всё. Если человек знает всё, тогда вы можете принять его как Бога. Иначе не принимайте. Как только кто-то скажет, «я Бог», ударьте его в лицо. «Да, ты Бог, я Бог, я бью Бога». (смех). Таков должен быть ответ. «Я Бог, который бьёт башмаком. Теперь защити себя, если ты бог». Не принимайте этого ложного Бога.
Кришна, кришнас ту бхагаван свайам
/ШБ 1.3.28/
Кришнас ту бхагаван свайам. Это заключение всех… Также как Вьясадева, тот кто дал ведическое знание, он говорит, бхагаван увача бхагаван увача: Бог говорит. Поэтому мы должны этому следовать. Итак, кшетра кшетра-джнам чапи чапи мам мам виддхи сарва-кшетрешу бхарата виддхи сарва-кшетрешу бхарата. (в сторону:) Не делай этого.
И это восприятие, Кшетра-кшетраджнайор джнанам. Кшетра-кшетраджнайор джнанам. Если мы можем понять что такое кшетра и что такое Если мы можем понять что такое кшетра и что такое кшетраджнам кшетраджнам.
Кшетра, значит поле деятельности.
Есть много разных полей деятельности. Не только это тело, ум и разум. Все они являются кшетрой. Я живое существо, я работаю с ними. Подобным образом, я также работаю во вне. Не внутри, не снаружи.
Я веду свою машину... Это также кшетра. Мир это кшетра. Машина это кшетра. Но действующий, водитель, это кшетраджнам кшетраджнам. Это знание отсутствует. Ребёнок может думать, что самолет, большой самолёт, 747 летит. Нет, он не делает это сам собой. Там есть пилот— кшетраджнам кшетраджнам. Он знает машину, как она действует. Везде. Изучите это. Есть кшетра и кшетраджнам кшетраджнам. Итак, Кришна говорит кшетра-кшетраджнайор джнанам кшетра-кшетраджнайор джнанам. Тот, кто знает, как действуют эта кшетра и кшетраджнам кшетраджнам... Не только в этом индивидуальном теле, в гигантском теле, везде.
Есть две вещи: кшетра и кшетраджнам кшетраджнам. Если человек знает этот секрет знания, это значит, что он обладает совершенным знанием. тадж тадж джнанам джнанам. Это джнанам джнанам. Не так, что большой профессор говорит, что когда этому телу приходит конец, всё заканчивается. Он негодяй. Он отождествляет. Все отождествляют, себя также как кошки и собаки, с этим телом. Тело это кшетра. Тело не является личностью. Ребёнок в невежестве может сказать, что эта красивая, хорошая машинка едет самостоятельно. Но она не едет самостоятельно. Там есть водитель. Он этого не знает. Подобным образом, происходит вся вселенская деятельность. Не думайте, что это происходит само собой. Нет, это глупое знание, что природа действует самостоятельно. Нет. Есть кшетраджнам кшетраджнам, Кришна. сарва сарва-кшетрешу бхарата бхарата. Везде действует Кришна.
В другом месте сказано:
майадхйакшена
/БГ 9.10/
Он не действует как глупый человек. Он действует как контролирующий. Он обращает внимание на каждую мелочь, как вы действуете. Это сказано в Бхагават-Гите: майа-адхйакшена майа-адхйакшена. Кришна говорит: «Делай так». И природа будет сразу же так делать. Кришна говорит, «Делай так». Сразу же… Не только природа, мы также действуем под руководством Кришны. Это утверждается в Бхагават-Гите, 15-ая глава:
сарвасйа чахам хрди саннивишто
/БГ 15.15/
"я нахожусь в сердце каждого." Здесь также, то же самое.
сарва-кшетрешу
/БГ 13.3/
Не только я там нахожусь, но также там сидит Кришна. Итак, Кришна санкционирует. Кришна даёт разрешение. Тогда я делаю. Я не могу делать это сам.
Итак, Кришна всегда даёт вам руководство. Он находится там, чтобы давать руководство. Но, к сожалению, мы не подчиняемся Ему. Это наша материальная болезнь. Если мы подчиняемся Кришне, если мы действуем в соответствии с Кришной, тогда нет никаких проблем. Так как Кришна не может ошибаться. Я не совершенен, я могу ошибаться. Но Кришна не может ошибаться. Поэтому, если мы действуем в соответствии с руководством Кришны, тогда наша жизнь будет успешной. И для того, чтобы давать вам наставления Кришна находится в вашем сердце, рядом с вами. Также как я сижу, вы сидите в этом сердце, Душа находится в сердце.
Поэтому когда уходит душа, эти негодяи говорят, «сердце не выдержало». Не сердце не выдержало, душа ушла из сердца. Сердце также является механической вещью, но там находится место для сидения души. Поэтому сердце не выдержало, означает, что душа ушла из сердца. сарвасйа чахам хрди сарвасйа чахам хрди — — хрди хрди, означает сердце. Также указывается месторасположение – здесь есть находится душа и Сверхдуша. Найдите их, если у вас такой научный метод. Но они не могут этого найти. Поэтому негодяи говорят, что Бога нет, души нет, просто этот кусок материи, и всё.
Итак, любой, кто думает подобным образом, он описывается как го-кхара го-кхара. Го-кхара Го-кхара значит, го значит коровы и кхара значит ослы. Те, кто отождествляют свое тело с собой... значит, го значит коровы и кхара значит ослы. Те, кто отождествляют свое тело с собой...
йасйатма-буддхих кунапе три-дхатуке
/ШБ 10.84.13/
Кунапе. Это тело является мешком с костями, плотью, мочой и кровью и многими другими вещами. Но если вы являетесь учёным, продвинутым человеком, тогда я могу дать много костей, много крови, много мочи, много испражнений, и создайте одно тело, если вы учёный. Я дам вам составляющие. В большом, в любом количестве. Но просто создайте одного муравья. И, тем не менее, вы думаете, что «наука, наука». Вы ничего не можете сделать.
пракртех крийаманани гунаих кармани сарвашах
/БГ 3.27/
Всё делает пракрити, под руководством Кришны. Таково положение.
Итак, есть много всего. Если у вас есть немного мозгов, попытайтесь понять. Тогда знание совершенно. Даже с помощью изучения, просто изучая эти две или три строчки в этой тринадцатой главе, вы сможет стать совершенным знающим. И если вы будете следовать наставлениям Кришны… Он даёт вам наставления. Он готов дать вам руководство. Изнутри и также снаружи. Он сидит внутри. Он готов дать вам наставления.
сарвасйа чахам хрди саннивишто
/БГ 15.15/
"Я нахожусь в сердце каждого".
маттах смритир джнанам апоханам ча
"Из меня исходит память и забвение».
Когда вы что-то забываете, это также фокус Кришны. Так как. Также как есть люди, которые являются преданными и есть люди, которые являются демонами. Поэтому если кто-то хочет стать демоном, Кришна находится внутри. Он даст ему разум таким образом, что он станет первоклассным демоном. Каков долг первоклассного демона? То, что он никогда не поймёт Кришны. (смех) Это первоклассный демон. И если вы хотите услышать Кришну, тогда Он даст вам такие наставления, что вы будете освобождены от этих ужасных условий материальной жизни, и уйдёте обратно домой, к Богу. Он готов. Но обычно Он не говорит, с непреданными. Если вы станете преданным, чистым преданным, без всяких мотивов, тогда Кришна, который находится в вашем сердце скажет:
тешам сатата-йуктанам бхаджатам прити-пурвакам
/БГ 10.10/
"Личность, которая 24 часа занята служением Мне с любовью и верой», буддхи-йогам дадами там буддхи-йогам дадами там: "Я дам ему такой разум, с помощью которого, он придёт домой к Богу». Он даст вам. Так как Он знает. Но если вы не хотите принимать Его наставлений, тогда Он даст наставления материальной природе, чтобы хорошенько вами заняться.
И каково основное занятие материальной природы? Просто бить вас ботинком. Такова природа. Поэтому мы страдаем в этом материальном мире. Так как мы приняли прибежище у материальной природы.
сада самудвигна-дхийам асад-грахат
/ШБ 7.5.5/
мы приняли прибежище у этой материальной природы, поэтому мы полны беспокойств и полны страданий в жизни. Таково положение. Итак, до тех пор, пока вы будете находиться под контролем – вы находитесь под контролем. Вы не можете быть независимым. Вы негодяй, Вы негодяй, не думайте, что когда-нибудь вы будете независимым. Ваше положение это оставаться зависимым. Если вы не зависите от Кришны, тогда вы должны будете зависеть от материальной природы, и всё. Вы не можете стать независимым. Это невозможно.
Итак, эти люди, эти негодяи, пытаются стать независимыми. Поэтому они думают… Один из моих учеников написал, «теомания», «теомания». Поэтому, один… Так как он не может стать независимым, он искусственно думает: «Теперь давайте я стану богом, тогда я стану»… Но это неестественные мысли о том, что Бог вам поможет – нет, если вы будете искусственно думать, что «Этот банк, этот банк принадлежит мне». Вы можете так думать, но принадлежит ли этот банк вам?
Итак, эти философы майавади подобны этому. Они медитируют, «я Бог, я Бог. Я движу миром, Я движу вселенной». Они говорят подобным образом. Но на самом деле, делает ли он так? Нет. Это ложные мысли.
Настоящие мысли это то, что я тоже являюсь индивидуальной душой. Кришна это также личность, Но Он является Верховным, Верховным. Я также личность. Он также личность, но Верховная Личность. В чем разница между мной и Им? Я также личность, это хорошо, но Он является Верховной Личностью. Это объясняется в Ведах, что
эко йо бахунам видадхати каман
/Катха-упанишад, 2.2.13/
Для того, чтобы поддерживать мою душу тело вместе, я должен тяжело трудится. Но Кришна, обеспечивает миллионы и триллионы живых существ без всяких усилий. Он…
В Африке есть миллионы слонов. Кришна даёт им пищу, да. Там есть гориллы, Кришна даёт им еду. Почему вы беспокоитесь ради крупицы хлеба? Разве Кришна не даст? Он совершенен. Он может дать огромное количество еды слону и определённую пищу горилле. Понимаете? Мы читали в книге, что в Африке, где живут гориллы, есть деревья. Плоды этих деревьев тверже, чем пуля. Они такие твёрдые. И гориллы берут эти фрукты и жуют их как орехи. (смех) Да, Кришна дал им. Кришна это живое существо. Он также живое существо. У него тело, у гориллы тело. Поэтому Кришна: эко йо бахунам видадхати каман эко йо бахунам видадхати каман. Он даёт пищу всем. Всё, не только пищу, всё необходимое. Всем видам жизни, всё необходимое. Что это за потребности? Нам необходима еда, нам необходимо прибежище, нам необходима половая жизнь, нам нужна защита. Кришна всё это дает. Кришна обеспечивает. Даже птиц и животные виды жизни. У каждой птицы и животного так много детей, разного пола. С самого рождения их обеспечивают. Так как у них нет брака, они никого не ищут, но у каждой птицы и животного есть партнёр противоположного пола. А что касается еды, то все её получают. Что касается убежища, все его получают. Поэтому еда, убежищ, секс и оборона. Оборона. Птицы и животные у них есть средства обороны. Даже маленькая птица, даже маленький муравей, у него есть свои средства обороны, шесть ног. И птицы, у них есть их когти. И тигра есть челюсти, или у кошки – у них есть средства обороны. У вас может быть атомная бомба, но это оборона. Это не разум.
Четыре вещи даются, чтобы поддерживать ваше тело. Это дает Бог, Кришна. Он даёт каждому. Поэтому, почему вы беспокоитесь? Вы человек, у вас такой хороший ум, цивилизованный. Почему вы настолько заняты этими четырьмя вещами? Если Бог дал эти четыре вещи животным, птицам, он что такой скупой, что не даст людям? Нет. Пища есть, у вас есть определённый тип зубов для того, чтобы есть фрукты, цветы, зерна. У вас нет зубов хищников. Зачем вам есть мясо? Это не ваша еда.
Таким образом, мы должны получать знание. Не как слепой человек. Но, к сожалению, мы предпочитаем стать слугой слепого лидера вместо Кришны. Это наша оборона. Мы должны служить. Я задал этот вопрос профессору Котовскому, что «ваша коммунистическая философия и наше сознание Кришны, в чём между ними разница? Вы избрали своего лидера и вы полностью предались заветам Ленина. И мы также склоняемся перед Кришной и предались Кришне. Где здесь принципиальная разница»? Разницы нет. Вы должны избрать одного лидера. Мы также избрали одного. Теперь, если лидер совершенен, тогда моя жизнь совершенна. Если лидер неправ, тогда ваша жизнь неправильная. Поэтому он не мог ответить на этот вопрос.
Здесь находится принцип. Вы избрали одного лидера и вы должны действовать в соответствии с его приказаниями. Это наша природа. Так как Чайтанья Махапрабху говорит:
дживера сварупа хайа нитйа-кришна-даса
/ЧЧ, Мадхья 20.108-109/
Каждое живое существо является вечным слугой Кришны. Когда он забывает Кришну, он становится слугой майи. Таково наше положение. Мы должны служить. Поэтому само-реализация означает понять себя, что «я завишу от Кришны. Я вечный слуга Кришна, позвольте мне занять себя в служении Господу». Это совершенство знания. Спасибо большое.