Оглавление: Главная страница
Около 2300 лет тому назад греческий император Александр Великий вторгся на индийскую землю. Его набег был успешным вследствие разобщенности местных правителей. Чанакья Пандит, чувствуя глубокое разочарование в сердце, искал настоящего вождя и нашел его в лице Чандрагупты Маурьи. Несмотря на то, что Чандрагупта был сыном служанки царя Магадхи Нанды, он был высокообразован, отважен и физически силен. Чанакья не переживал, что тот из-за своего низкого рождения не должен был претендовать на трон. Проницательный Чанакья страстно желал лишь того, чтобы на трон Магадхи взошел вождь необычайных способностей, и чтобы он прогнал чужеземных яванов (греков).
Предание гласит, что когда царь Нанда нанес Чанакье личное оскорбление, то последний поклялся, что его длинная шикха будет развязанной до тех пор, пока этот бесчинствующий царь и его сыновьяпьяницы не уберутся восвояси. Вскоре случилось так, что царя и его династию постигла быстрая смерть, и только после этого Чанакья смог снова завязать волосы. После свержения Нанды люди почувствовали расположение к новому царю, красивому юному герою Чандрагупте, и он быстро обрел народную популярность. Соседние цари тоже признали его, и со свежими силами им удалось справиться с остатками греков, возглавляемых генералом Селесиусом. Фактически, успех был заслугой Чанакьи, под руководством которого царь Чандрагупта правил 24 года. После ухода с арены Нанды и Александра, Чанакья использовал все свои способности в политике и дипломатии для воссоединения индийского континента. Под умелым руководством своего премьерминистра Чанакьи, царь Чандрагупта Маурья завоевал все земли от Ирана на северо-западе до границы штата Мусоре на юге. Благодаря этому худому и болезненному брахману, великая империя Индии снова обрела независимость, став как никогда еще более могущественной (с начала Кали-юги). Так исконная ведическая культура священной земли Бхараты была защищена и духовная практика Индии продолжалась беспрепятственно еще 120 лет под управлением Биндусары, сына Чандрагупты, после чего к власти пришел его внук, император Ашока, при поддержке которого по всей стране широко распространился Буддизм.
И о Чанакье Пандите, и о Чандрагупте Маурье есть предсказания в Шримад Бхагаватам (12.11.12), который был составлен за 2,5 тыс. лет до них: нава нандан двиджах кашчит прапаннан уддхаришьяти тешам абхаве джагатим маурья бхокшьянти вай калау "Один Брахман (Чанакья) изменит царю Нанде и его восьми сыновьям и погубит их династию. После них в этот век Кали править будут потомки царя Маури". са эва чандрагуптам вай двиджо раджье 'бхишекшьяти тат-суто варишарас ту таташ чашокавардханах "Этот брахман возведет на трон царя Чандрагупту, сына которого будут звать Варисарой (Биндусарой), а его сыном станет Ашокавардхана (император Ашока)". Хотя здесь нет самого имени "Чанакья", такие вайшнавские комментаторы, как Шридхара Свами, Вишванатха Чакраварти Тхакур, а в настоящее время и Хридаянанда дас Госвами, утверждают, что ни о ком другом, кроме Ча накьи, в этом стихе не может идти речь. Хотя такие великие ученые в области этикета, как Брихаспати, Бхартрихари и Вишнушарма, дали много наставлений в своих избранных трудах, Чанакья все же сумел преподнести эти извечные истины таким образом, что стал важной исторической фигурой. Этот великий мудрец учит нас как возвышенные идеалы могут стать для нас реальностью, если мы будем разумно, решительно и практично работать для достижения цели.