Текст 1
Слово “брахман”, которое означает “величайший”, более всего подходит к Верховной Личности Бога, хотя оно применимо также и к всепроникающему сиянию тела Господа. Это подтверждается следующим утверждением “Брахма-пураны”:
Текст 2
“К одному Верховному Господу, Вишну, почтительно обращаются множеством Его имен, таких как Ананта, Бхагаван, Брахман и Ананда”.
Текст 3
В других местах говорится, что Верховного Господа называют Брахманом, потому что Его трансцендентные качества безграничны. “Падма-пурана” гласит:
“Поскольку трансцендентные качества Верховной Личности Бога безграничны, их нельзя описать полностью. Поскольку Верховная Личность Бога обладает всеми трансцендентными качествами, Его называют Брахманом (Великим)”.
Текст 4
“По этой причине Господа Вишну называют Брахманом. Поскольку Его качества безграничны, то только Он и никто больше является Всевышним”.
Текст 5
Сейчас мы разберем этот отрывок. “Шримад Бхагаватам” (1.2.11) гласит:
“Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном”.
Аспект Господа, лишенный качеств, называется Брахманом. Аспект Господа, обладающий качествами, называется Бхагаваном. Как уже объяснялось ранее, аспект Бхагавана обладает формой. Он не лишен формы.
Текст 6
“Шри Вишну-пурана” (6.7.47) говорит:
“О царь, Верховный Господь обладает формой, и в то же время Он бесформенный. Он трансцендентный, и в то же время Он материален”.
В этом стихе из “Вишну-пураны” описаны четыре аспекта Господа. Если принять бесформенный аспект Господа, то безличный Брахман является подходящим объектом для медитации.
Текст 7
Перед преданным, который искренне любит Господа, Он появляется как Господь Шьямасундара, Господь Чатурбхуджа Нараяна, или в одной из других Своих трансцендентных форм. Перед преданным, чья любовь к Верховному Господу не является искренней, Он предстает в Своей материальной вселенской форме, где Паталалока представляет Его стопы, а другие части материального мира представляют другие части Его тела. Перед человеком, который привязан к сухим философским размышлениям, Верховная Личность Бога появляется как трансцендентный бесформенный Брахман. Перед преданным, чья любовь к Верховному Господу сильно смешана с философскими измышлениями, Он появляется как материальная бесформенная судьба. Духовная форма Господа и Его бесформенный Брахман — нематериальны. Это означает, что ни бесформенный Брахман, ни трансцендентная форма Господа не являются подчиненными.
Текст 8
“Вишну-пурана” (6.7.69) объясняет:
“Форма вишва-рупы — это форма Господа Хари, в которой Он является как махат-таттва”.
Поскольку Господь создает материальную вселенную, то следует понимать, что Сам Он и вечен, и всемогущ.
Далее “Вишну-пурана” (6.7.77) снова объясняет:
“Форма Верховной Личности Бога не покоится не чем-либо, что находится за ее пределами”.
Это означает, что форма Господа безгранична.
Далее в “Вишну-пуране” (6.7.82) говорится:
“Человек должен медитировать на Господа Вишну, чья форма духовна”.
Это означает, что Всевышний обладает духовными качествами.
Далее в “Вишну-пуране” (6.7.85) говорится:
“Верховного Господа нельзя достичь при помощи трех видов медитации”.
Поскольку Верховную Личность Господа нельзя достичь при помощи трех видов медитации, а именно: кармической деятельности, философских размышлений, смешанных с кармической деятельностью, и чистых философских размышлений; поскольку Он исполнен трансцендентных качеств; и поскольку Он появляется только в ответ на преданное служение — Он является конечным и истинным аспектом Всевышнего.
Текст 9
“Вишну-пурана” (6.7.75) снова объясняет:
“Верховная Личность Бога — это основа безличного Брахмана и всепроникающей Сверхдуши”.
Текст 10
Это утверждение доказывает, что те, кто поклоняется форме Господа, занимают высшее положение, а те, кто поклоняется бесформенному Брахману, находятся на более низкой ступени осознания. “Вишну-пурана” (стих 6.7.69, процитированный в Тексте 8) подтверждает, что форма Всевышнего — это Его высший аспект.
Текст 11
Это подтверждается следующим утверждением “Вишну-пураны” (6.7.70):
“О царь, Верховная Личность Бога проявляет Свои трансцендентные формы, которые подобны формам полубогов, людей и животных и наделены всеми энергиями. В этих духовных формах Господь наслаждается трансцендентными развлечениями”.
Текст 12
“Шримад Бхагаватам” (1.3.2) объясняет:
“Экспансия пуруши возлежит на водах Вселенной, и из озера Его пупка вырастает стебель лотоса, а из цветка лотоса на вершине этого стебля появляется Брахма, повелитель всех конструкторов во Вселенной”.
Описав эту форму Господа, далее “Бхагаватам” раскрывает источник различных воплощений Господа (1.3.5):
“Эта форма [второе проявление пуруши] — источник и неуничтожимое семя многообразных воплощений Господа во Вселенной. Из частей и частиц этой формы создаются различные живые существа: полубоги, люди и другие”.
Текст 13
В своем комментарии на “Вишну-пурану” (стих 6.7.69, процитированный в Тексте 8) Шрипада Рамануджачарья подтверждает, что форма Господа имеет трансцендентную природу. Принимая вариант “вишва-рупа-ваирупйам” (вместо “вишва-рупа-рупам ваи”), он объясняет, что слово “ваирупйам” означает “исполненный разнообразия”. Поскольку материальная вселенная исполнена разнообразия, то вселенская форма Господа также исполнена разнообразия.
Текст 14
Форма Господа описана в следующих словах шрути (“Шветашватара-упанишад”, 3.16):
“Везде находятся Его руки и ноги, Его глаза, головы и лики, и уши Его повсюду”.
Форма, о которой идет речь в этой цитате, не отличается от описанной ранее всепронизывающей вселенской формы.
Текст 15
Вселенская форма описана в “Падма-пуране” (Уттара-кханда):
“Юный Господь Хари принимает безграничную вселенскую форму и наслаждается играми с Лакшми, матерью вселенных. Великолепие Его тела подобно лунному нектару”.
Текст 16
Этот стих гласит, что вселенская форма является безграничной, потому что пронизывает всю вселенную. Господь Хари, обладающий вечно юным телом, наслаждается развлечениями с богиней процветания. Таков смысл этой цитаты. Слово “упейиван” здесь означает, что Господь Хари вечен, как это уже было объяснено в отрывке из шрути-шастры, процитированном в Ануччхеде 93, Текст 12. Поскольку в этих цитатах неоднократно доказана вечность Верховной Личности Бога, то следует сделать вывод, что Господь в Своей трансцендентной форме является высшим творцом духовных миров, которые составляют три четверти Его энергий.
Текст 17
В “Падма-пуране” (Уттара-кханда) также говорится:
“Непогрешимый, нетленный, трансцендентный, вечно юный Господь Хари постоянно наслаждается развлечениями с богинями Ишвари-деви, Шри-деви и Бхуми-деви”.
Текст 18
Заключение таково, что Верховная Личность Бога, чьи качества здесь описаны, является высшей, изначальной природой Всевышнего, три аспекта которого описаны в “Шримад Бхагаватам” (1.2.11).
Это подтверждается в “Мокша-дхарме” (“Шри Нараянийопакхьяна”):
Текст 19
“Великие мудрецы, которые стремятся найти истину при помощи тщательного философского анализа, заключили, что Высшая Истина — это Господь Нараяна, которого называют Хари и который является повелителем Йогамайи”.
Текст 20
Это также подтверждается в “Нараяна-упанишад”:
“Нараяна — это Верховный Брахман. Нараяна — это конечная истина”.
Текст 21
Мы также находим этому подтверждение в следующем отрывке из шрути-шастры, процитированном Шрипадой Рамануджачарьей:
“Есть только один Верховный Господь — трансцендентный, самопроявленный и безгрешный Господь Нараяна. Земля, душа, непроявленная прадхана, нетленный Брахман — все это Его тело. Он — Сверхдуша, пребывающая во всех живых существах”.
Таким образом, многочисленные цитаты из священных писаний подтверждают, что Верховная Личность Бога — это главный аспект Всевышнего.
Текст 22
Здесь было доказано, что Пуруша-аватары и другие экспансии Верховной Личности Бога — это Высшая Истина, а Их тела — вечны. Поэтому в насколько же большей степени изначальная Верховная Личность Бога является Высшей Истиной и обладает вечной формой? В предыдущих главах этой книги мы процитировали множество утверждений, которые подтверждают это, и в последующих главах это еще не раз будет доказано.
Текст 23
В “Вишну-пуране” (1.22.53-54) есть еще одно описание Верховной Личности Бога:
“Верховный Брахман имеет два аспекта — обладающий формой и бесформенный. Каждый из этих двух аспектов имеет еще по два аспекта — материальный и духовный. Оба бесформенных аспекта являются всепронизывающими. Духовный бесформенный аспект — это безличный Брахман, а материальный бесформенный аспект — это сама вселенная”.
Текст 24
Поведав об этом, а также описав Господа Вишну, Господа Брахму и Господа Шиву, пребывающих в материальном мире, “Вишну-пурана” (1.22.58) далее говорит:
“О лучший из мудрецов, Верховный Брахман вечен, а материальная вселенная является местом, где все появляется и исчезает, рождается и умирает”.
Текст 25
Здесь слово “акшара” означает “вечный Верховный Брахман”, а слово “акхила” означает “материальная вселенная, которая создается и уничтожается”. Слова “появление и исчезновение” относятся здесь к полным экспансиям Господа Вишну, а слова “рождение и смерть” относятся ко всем остальным живым существам. Когда формы Господа Вишну появляются в материальном мире, Они действительно входят в него, а не становятся его частью. Таков смысл.
Текст 26
Вечно пребывающая в Своей личной обители, форма Верховной Личности Бога, которая отлична как от временного материального мира, так и от вечного безличного Брахмана, является третьим и наивысшим аспектом Всевышнего. Это описано в следующих цитатах из “Вишну-пураны” (1.22.59, 61-62):
Текст 27
“Господь Вишну, властелин всех энергий, обладает формой. Он отличен от бесформенного Брахмана. С незапамятных времен йоги медитировали на Него, погружаясь в мистический транс”.
Текст 28
“Он отличен от Своих энергий, но неотличен от безличного Брахмана. О счастливая душа, Его форма духовна. Все, что окружает Господа Хари, духовно. Он — станок, на котором соткан материальный мир”.
Текст 29
В этом отрывке слова “йогибхих пурвам чинтйате” означают: “Осознав Брахман, йоги медитируют на Верховную Личность Бога”. Поэтому безличный Брахман и Верховная Личность Бога неотличны друг от друга. Последовательность поклонения безличному Брахману и Верховной Личности Бога, когда первым проявляется Брахман, а затем — Верховная Личность Бога, описан в “Бхагавад-гите” (18.54), где Верховный Господь говорит:
“Тот, кто поднимается до этого трансцендентного уровня, немедленно постигает Верховный Брахман и наполняется радостью. Он никогда не скорбит и не имеет никаких желаний. Он одинаково относится ко всем живым существам. Такой человек получает право служить Мне с чистой любовью и преданностью”.
Текст 30
Слова “са парах сарва-шактинам” здесь означают: “Верховная Личность Господа отличается от всех Своих энергий, и поэтому является их конечным прибежищем”. Слова “сарвам брахма-майах” означают “Тот, чья форма абсолютно духовна”. Поскольку безличный Брахман не является властелином энергий, его духовность несовершенна. Верховная Личность Бога — это аспект Господа, описанный в “Бхагавад-гите” (15.15) как “познаваемый всеми Ведами”. Таков смысл фразы “сарвам брахма-майах”.
Текст 31
Верховная Личность Бога описывает Себя такими словами (“Бхагавад-гита”, 15.18):
“Поскольку Я трансцендентен, выше ошибок и непогрешимости, и поскольку Я величайший — и мир, и Веды восхваляют Меня как Высшую Личность”.
Текст 32
Хотя слово “акшара”, использованное в “Бхагавад-гите” (15.16), относится к чистой дживе (индивидуальной душе), оно также относится и к Верховному Брахману. Поэтому фраза “акшарам парам брахма” (“Вишну-пурана”, 1.22.53), которая была процитирована ранее (Текст 23), может иметь отношение как к Верховной Личности Бога, так и к дживе, поскольку оба духовны по природе.
Текст 33
Форма Верховной Личности Бога описана в следующих словах “Шримад Бхагаватам” (10.43.17):
“Когда Кришна вместе с Баларамой и Своими друзьями появился на борцовской арене, разные люди увидели Его по-разному, в соответствии со своими отношениями (расами) с Ним. Кришна — источник наслаждения и всех видов рас, как благоприятных, так и неблагоприятных. Борцам Он показался подобным молнии. Обычным людям Он показался необычайно прекрасным. Для женщин Он был самым привлекательным мужчиной, самим богом любви, и вожделение их от этого усилилось. Пастухи, бывшие там, смотрели на Кришну как на родственника из одной с ними деревни Вриндаваны. Собравшиеся цари-кшатрии увидели Его как могущественнейшего правителя. Его родителям — Нанде и Яшоде — Он казался их самым любимым ребенком. Для Камсы, царя династии Бходжи, Он явился как олицетворенная смерть. Глупцам Он казался кем-то незначительным. Для бывших там йогов Он явился как Сверхдуша”.
Описанные в этом стихе йоги сознают Господа самым непосредственным образом. Это великие мудрецы, которых возглавляют четверо Кумаров.