Текст 1
Духовный мир Вайкунтхалоки также неотличен от Господа, и это неоднократно описано в ведических писаниях, чтобы глупые обусловленные души могли знать о его существовании. Например, Вайкунтхалока описана в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (2.9.9):
“Аскеза, которую совершал Брахма, доставила Личности Бога огромное удовлетворение. Поэтому Господь явил его взору Свою обитель, Вайкунтху, высшую из планет. Этой трансцендентной обители Господа поклоняются все, кто познал себя и избавился от страданий и страхов иллюзорного бытия”.
Текст 2
Поскольку при помощи обычной материальной благочестивой деятельности нельзя попасть в духовный мир Вайкунтхи, поскольку Веды объясняют, что он находится за пределами материального творения, поскольку мир Вайкунтхи славится тем, что его обитатели на падают жертвами иллюзии майи, поскольку его могут достичь только те, кто освободился от влияния трех гун материальной природы, и поскольку, входя в храм Господа Вишну — даже в этом материальном мире, человек на самом деле входит в духовный мир и, следовательно, освобождается от воздействия трех гун материальной природы, то поэтому следует понять, что духовный мир Вайкунтхи в действительности является проявлением духовной формы Личности Бога, что мир Вайкунтхи находится далеко за пределами досягаемости материальной энергии, что он вечен, что его можно достичь только при помощи преданного служения, которое затмевает так называемое счастье освобождения, и что Вайкунтхалоки исполнены вечности, знания и блаженства.
Текст 3
В следующих стихах “Шримад Бхагаватам” (11.24.12-14) Верховный Господь подтверждает, что обители Вайкунтхи нельзя достичь при помощи материальной деятельности:
“Райские планеты — это обитель полубогов, на Бхуварлоке живут бестелесные духи и привидения, а земные планеты предназначены для людей и прочих смертных. Мистики, которые стремятся к освобождению, возвышаются над этими тремя обителями”.
Текст 4
“Для демонов и змей, нагов, Господь Брахма создал миры, которые расположены под земными планетами. Таким образом для этих трех миров было установлено различное предназначение, соответствующее последствиям разных видов деятельности, совершаемой в трех гунах материальной природы”.
Текст 5
“При помощи мистической йоги, великих аскез и отречения от мира можно достичь чистых планет Махарлоки, Джаналоки, Таполоки и Сатьялоки. Но занимаясь преданным служением, человек достигает Моей трансцендентной обители”.
Текст 6
В этих стихах Господь говорит: “Мистики, которые, занимаясь йогой и другими видами духовных практик, стремятся к освобождению (сиддханам), возвышаются над (парам) этими тремя (тритайат) планетными системами (Бхурлокой, Бхуварлокой и Сварлокой). Таким образом для этих трех миров (трилокйам) было установлено различное предназначение, соответствующее последствиям разных видов деятельности (карманам), которой занимаются те, кто привязаны к семейной жизни. Тот, кто практикует упакурвана-брахмачарйу, достигает Махарлоки; практикуя наиштхика-брахмачарйу, человек достигает Джаналоки; живя в ашраме ванапрастхи, он достигает Таполоки; а приняв саннйасу, он достигает Сатьялоки. Таковы различные результаты, к которым может привести практика йоги”.
Текст 7
В следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (3.15.23) подтверждается, что попасть в личную обитель Верховного Господа (мад-гатих), известную как Вайкунтхалока, можно только при помощи бхакти-йоги, или деятельности в преданном служении (такой как слушание и воспевание славы Вайкунтхи и Повелителя Вайкунтхи):
“Как жаль, что несчастные люди, вместо того чтобы обсуждать описания планет Вайкунтхи, разговаривают на темы, которые оскверняют слух и помрачают разум. Тот, кто отказывается слушать повествования о Вайкунтхе и предается разговорам о материальном мире, прокладывает себе путь в темнейшие районы невежества”.
Текст 8
Еще одно описание Вайкунтхалоки можно найти в словах Господа Брахмы, который обращается к полубогам (“Шримад Бхагаватам”, 3.15.20):
“Обитатели Вайкунтхи путешествуют на воздушных кораблях из лазурита, изумрудов и золота. Даже в окружении своих супруг, пышнобедрых, улыбающихся красавиц, они не поддаются искушению страсти, оставаясь равнодушными к их улыбкам и чарующей красоте”.
Текст 9
Шридхара Свами комментирует этот стих следующим образом:
“Этот стих объясняет: “Обитатели Вайкунтхи путешествуют на своих воздушных кораблях (виманаих), которые они получили, просто склоняясь к лотосным стопам Господа Хари, Верховной Личности Бога (хари-паданати-матра-дриштаих)”. Таким образом, они получили возможность путешествовать по Вайкунтхе благодаря своему преданному служению, а не при помощи какого-либо вида материальной кармической деятельности”.
Текст 10
Обитель Вайкунтхи также описана в следующем утверждении “Мундака-упанишад” (1.2.12):
“Когда человек, стремящийся к прогрессу в духовной жизни, изучает временные блага, которые обретаются совершением благочестивых поступков и обитанием на высших планетных системах, он понимает, что, совершая материально благочестивые поступки, нельзя достичь Верховной Личности Бога. Поэтому он теряет всякий интерес и к ведическим жертвоприношениям, и к материальной благочестивой деятельности”.
Текст 11
В следующих стихах из “Бхагавад-гиты” (18.61-62) Господь Кришна лично подтверждает, что в духовный мир Вайкунтхи можно попасть только благодаря преданному служению Верховной Личности Бога:
“Верховный Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии”.
Текст 12
“О потомок Бхараты, полностью вручи себя Ему. Его милостью ты достигнешь трансцендентного спокойствия и высшей вечной обители”.