Текст 1
Теперь, когда мы установили, что форма Верховной Личности Бога отличается от материальных тел, покрывающих обусловленные души, мы можем также понять и то, что форма Господа не является временной и не подчиняется разрушительному влиянию времени, как это происходит с глиняными горшками и другими разнообразными предметами, сделанными из мертвой материи. В следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (10.14.23) Господь Брахма устанавливает истину о том, что совершенная трансцендентная форма Верховной Личности Бога вечна и не подвержена шести материальным превращениям (рождению, росту, поддержанию, изменению, истощению и смерти):
Текст 2
“Я заключаю поэтому, что Ты есть Верховная Душа, Абсолютная Истина и Верховная изначальная личность. Ты — источник изначального брахмаджйоти. В действительности, брахмаджйоти есть ни что иное, как сияние, исходящее от Твоего тела. Твое тело вечно, неразрушимо и исполнено блаженства. Ты также ниранджана, потому что Твои развлечения в образе маленького сына матери Яшоды или в образе Повелителя гопи, никогда не оскверняются материальными качествами. Ты всегда полон и совершенен, Тебе нет равных, и Ты трансцендентен как к неведению, так и к знанию. Поэтому Ты — изначальная амрита, неистощимый нектар бессмертия”.
Текст 3
В начале своих молитв (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.1) Господь Брахма объяснил, что форма Шри Кришны, цветом напоминающая темное грозовое облако, является самым достойным объектом для прославления. Сейчас мы докажем, что Шри Кришна — это высший объект восхваления, Сверхдуша, присутствующая во всех живых существах, и высшее прибежище для каждого.
Текст 4
То, что Шри Кришна является прибежищем для всех и каждого, а также Сверхдушой, пребывающей в сердцах всех живых существ, подтверждается следующими утверждениями Господа Брахмы:
“Мой дорогой Господь, если отбросить в сторону все остальные вещи и поразмыслить над тем, что произошло сегодня и что я увидел, то не является ли все это действием Твоих непостижимых энергий? Сначала я увидел Тебя одного; после этого Ты распространил Себя в Своих друзей, телят и все существование во Вриндаване; затем Я увидел Тебя и всех мальчиков в облике четырехруких Вишну, и Им поклонялись все элементы и полубоги, включая и меня самого. А затем все Они опять вошли в Тебя, и Ты вновь остался в одиночестве, как и прежде. Разве это не означает, что Ты — Верховный Господь Нараяна, источник всего, и что все сущее исходит из Тебя, а затем снова входит в Тебя, тогда как Ты остаешься прежним?”, (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.18);
“Ты должен знать, что Кришна — изначальная Душа всех живых существ. По Своей беспричинной милости Он явился как обычный человек, чтобы принести благо всей вселенной. Он сделал это при помощи Своей внутренней энергии”, (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.55).
Текст 5
Здесь имеется в виду следующее: “О Кришна, так как Ты — Сверхдуша, пребывающая в сердцах всех живых существ, то это означает, что Ты вечен, и поскольку Ты — конечное прибежище всего сущего, все вечное является таковым благодаря Твоей вечности. Ты — изначальная обитель всей вечности”.
Текст 6
Следующая молитва (“Шримад Бхагаватам”, 10.2.26), с которой полубоги обратились к Господу, подтверждает, что Шри Кришна является обителью всего бессмертия:
“О Господь, Ты никогда не нарушаешь Своих обещаний, которые всегда выполняются, поскольку любое решение, принимаемое Тобой, абсолютно правильно, и никто не может воспрепятствовать его исполнению. Ты — Высшая Истина, и Твое присутствие можно наблюдать во всех трех фазах космического проявления — творении, поддержании и разрушении. До тех пор, пока человек не обретет полную веру, он не сможет снискать Твоей благосклонности. Поэтому лицемеры не могут получить Твоей милости. Ты находишься во всех компонентах творения как действующий принцип, изначальная истина, и поэтому Тебя называют антарйами, внутренняя сила. Ты ко всем относишься одинаково, а Твои наставления касаются каждого и действительны во все времена. Ты — начало всех истин. Поэтому, склоняясь перед Тобой, мы вручаем себя Тебе. Будь милостив, защити нас”.
Текст 7
То, что Шри Кришна является изначальным источником всей вечности, подтверждается следующим утверждением “Махабхараты” (Удьяма-парва, 70.12):
“Вся вечность пребывает в Верховном Вечном, Господе Кришне. Поскольку Он — источник всей вечности, Его называют сатйа (вечный)”.
Текст 8
То, что Шри Кришна полностью свободен от такого материального превращения, как рождение, подтверждается Господом Брахмой (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.23):
“О мой Господь, Ты — изначальный источник всего (адйа)”.
Утверждение Господа Брахмы в “Шримад Бхагаватам” (10.14.18) также подтверждает, что Господь Кришна никогда не бывает вынужден принимать материальное рождение (эко ‘си пратхамам). Следующее утверждение “Падма-пураны” подтверждает, что на самом деле Господь Кришна никогда не рождается:
“Хотя Господь Хари появляется перед взором Своих преданных, Он никогда не подвергается материальному превращению, известному как рождение”.
Текст 9
То, что Верховная Личность Бога, Шри Кришна, никогда не рождается, также подтверждается следующим утверждением “Сканда-пураны”:
“Глупцы не могут понять истину об исполненной блаженства, вечной и неизменной Верховной Личности Бога, причине всех причин. По ошибке они думают, что Верховный Господь рождается в материальном теле, созданном из пяти элементов. На самом деле Он никогда не рождается”.
Текст 10
Следующие слова Господа Брахмы (10.14.23) подтверждают, что Шри Кришна является источником всего и наистарейшей личностью:
“О Господь Кришна, Ты — наистарейшая, изначальная личность (пурушах пуранах)”.
Из этого мы можем понять, что Господь Кришна существовал всегда. Он существовал до сотворения материального мира в вечно юном теле. Хотя Он — самый старый, Он остается вечно юным.
Текст 11
В следующем утверждении из “Брихад-араньяка-упанишад” (1.4.1) подтверждается, что Верховный Господь существовал до сотворения материальных вселенных:
“В начале существовала только одна Душа в форме личности”.
Текст 12
Итак, мы можем понять, что Шри Кришна не подвластен такому материальному превращению, как рождение. Второе материальное превращение — это поддержание. Брахма подтверждает (10.14.23), что Шри Кришна нисколько не нуждается в поддержании:
“О Господь Кришна, Ты — всегда полон и совершенен (пурна)”.
Поскольку Господь Кришна всегда совершенен, Он никогда не растет (третье превращение).
Четвертое материальное превращение — это изменение, и Брахма подтверждает (10.14.23), что Шри Кришна неизменен:
“О Господь Кришна, Ты вечно исполнен всего трансцендентного блаженства (аджасра-сукха)”.
Поскольку Господь Кришна всегда исполнен блаженства, условия Его жизни никогда не меняются.
Текст 13
“Брихад-араньяка-упанишад” (3.9.28) также подтверждает, что Верховный Господь исполнен блаженства:
“Верховный Господь исполнен всего знания и блаженства”.
Мы можем отметить, что использование слова “сукха” в мужском роде соответствует ведическим правилам грамматики, как и слово “ананда” в этой мантре из “Брихад-араньяка-упанишад”, которое стоит в среднем роде.
Текст 14
Пятое материальное превращение — это истощение. Брахма подтверждает, что Шри Кришна неистощим (10.14.23):
“О Господь Кришна, Ты никогда не распадаешься и не уменьшаешься (акшайа)”.
Шестое материальное превращение — уничтожение. Брахма подтверждает (10.14.23), что Шри Кришна не подвержен смерти:
“О Господь Кришна, никогда не бывает так, чтобы Ты был уничтожен. Ты бессмертен (амрита)”.
Текст 15
Совершенство и неограниченность Господа Кришны описаны Брахмой так (10.14.23):
“О Господь Кришна, Ты безграничен, и Тебе нет равных (ананта и адвайа)”.
Это означает, что Шри Кришна находится за границами времени и пространства, и ничто не может существовать без поддержки Его энергий.
В доказательство вечности Шри Кришны Брахма в этом стихе (10.14.23) объясняет, что Шри Кришна неподвластен четырем видам результатов (рождению, достижению целей, изменению и очищению), которые следуют за действиями обусловленных душ. Чтобы подтвердить, что Шри Кришна не рождается, Брахма использует слово “адайх”:
“О Господь Кришна, Ты — изначальный источник всего”.
Второе следствие деятельности — это достижение какой-то цели, которое можно осуществить либо при помощи физических усилий, либо в результате знания. Шри Кришне не нужно прилагать физические усилия, чтобы достичь какой-либо цели, поскольку Он, как говорит Брахма, есть “всепроникающая Сверхдуша” (атма). В то же время, чтобы достичь какой-то цели, Кришне нет нужды практиковать медитацию или заниматься умозрительными изысками, как это делают философы-имперсоналисты, потому что, по словам Брахмы, Он Сам является “источником брахмаджйоти” (свайам-джйотих). Третье следствие деятельности — это изменение. Шри Кришна всегда остается неизменным, потому что, как здесь говорит Брахма, “Он никогда не принимает изменяющееся материальное тело” (упадхито мукта). Четвертое следствие деятельности — это очищение. Шри Кришна не нуждается в очищении, потому что “Он всегда свободен от любого осквернения” (ниранджана). Поэтому Шри Кришна остается в стороне от четырех видов следствий деятельности.
Текст 16
Преданные Шри Кришны могут непосредственно воспринимать Его трансцендентную обитель, и это объяснено в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (2.9.22), где Верховный Господь обращается к Брахме:
“Совершенная мудрость заключается в непосредственном созерцании Моей обители, и ты обрел ее благодаря тому, что безропотно налагал на себя суровые покаяния, послушный Моей воле”.
Текст 17
Шридхара Свами комментирует этот стих следующим образом:
“В этом стихе Господь Кришна говорит Брахме: “Ты способен видеть это по Моей милости. Поскольку Я хочу этого, ты можешь непосредственно видеть это (манишита)”. Человек может задать вопрос: “Что же это такое, что Брахма может видеть по милости Господа?” Ответ таков: “Теперь ты можешь видеть Мою личную обитель (мама локавалоканам йат)””.
Текст 18
Следующее утверждение из “Нараянадхьятмы” также подтверждает, что Верховная Личность Бога открывает Себя Своим преданным:
“Хотя обычно Верховный Господь остается невидимым, все же Его можно увидеть при помощи Его трансцендентной энергии”.
Текст 19
На это кто-то может выдвинуть следующее возражение: “Разве это не так, что в описании Своих достояний (“Шримад Бхагаватам”, 11.16.29) Верховный Господь сказал: “Среди возвышенных личностей (бхагаван) Я появляюсь как сын Махараджи Васудевы”? И разве это не правда, что в конце этого описания (11.16.41) Верховный Господь сказал: “Все эти Мои достояния — метаморфозы ума”? Из этого мы можем ясно понять, что форма Господа Кришны, сына Васудевы, не является изначальной Личностью Бога, но скорее это экспансия одного из Его достояний. Более того, разве вторая цитата не устанавливает истину о том, что форма Господа Кришны, а также другие достояния Абсолютной Истины, описанные в этом отрывке, не являются трансцендентными формами, но что это просто превращения материального мыслительного процесса?”
На это возражение я отвечаю: “Мой дорогой друг, эти цитаты, конечно же, очень замечательны, но как выражение “чхатрино гаччханти” несет в себе двойной смысл и требует некоторого пояснения для правильного понимания, так же и эти стихи из “Шримад Бхагаватам” требуют подробного объяснения, прежде чем мы сможем правильно понять их”.
Текст 20
В связи с этим мы можем отметить слово “парам”, которое Господь Кришна использует в стихе из того же раздела “Шримад Бхагаватам” (11.16.37):
“Я — форма, вкус, аромат, осязание и звук. Я — ложное эго, махат-таттва, земля, вода, огонь, воздух и небо. Я — живое существо, материальная природа, гуны благости, страсти и невежества, и Я — трансцендентный Господь. Все это, а также знание об их особых признаках и твердая убежденность, проистекающая из этого знания, пребывает во Мне”.
Текст 21
Мы можем отметить, что в этом стихе слово “парам” относится к Высшей Абсолютной Истине. Поэтому Верховный Брахман считается одним из достояний Господа, которые далее были описаны как “превращения ума” (“Шримад Бхагаватам”, 11.16.41). Очевидно, что такое объяснение природы Брахмана не удовлетворит тех, кто знает об истинном смысле ведических писаний. Брахман — это не материальное превращение. Брахман свободен от любых материальных покрытий или внешних материальных форм, так же как обмолоченные зерна риса свободны от шелухи. Эта трансцендентная природа Брахмана объяснена в следующих утверждениях “Шримад Бхагаватам”:
“О Верховный Господь, Ты свободен от материальных покрытий”, (10.14.23);
“Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховным Господом, чья форма исполнена чистейшего трансцендентного знания”, (10.37.22).
Текст 22
Может показаться, что эта выдержка из Одиннадцатой Песни “Шримад Бхагаватам” говорит о том, Верховный Брахман и Господь Кришна, сын Васудевы — это достояния Всевышнего, и что эти достояния — просто материальные превращения ума. Но следует понимать, что эти утверждения (или, по крайней мере, такая их интерпретация) противоречат описанию Верховного Брахмана и Господа Кришны в других местах ведических писаний. Поэтому я говорю, что эти утверждения не совсем правильны. В Ведах есть несколько примеров таких утверждений, которые не совсем верны и к которым можно отнестись скептически. Одно из таких утверждений, сделанное Бхишмадевой, можно найти в “Шримад Бхагаватам” (1.9.34):
“На поле битвы [где Шри Кришна по дружбе сопровождал Арджуну] развевающиеся волосы Господа Кришны стали пепельными от пыли, поднятой копытами лошадей. От напряжения Его лицо покрылось испариной. И Он наслаждался этими украшениями, к которым добавились раны от моих острых стрел. Пусть же мой ум устремится к Шри Кришне”.
Поскольку никакое оружие не может причинить вред или пронзить трансцендентное тело Господа Кришны, то описание этой игры не следует принимать за истину, но как особую иллюзию, созданную Господом.
Текст 23
Пример утверждения, которое противоречит истине и тем не менее присутствует в “Шримад Бхагаватам”, упомянут в следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 10.77.30), который произнес Шукадева Госвами (в связи со случаем, когда Кришна погрузился в скорбь во время битвы с Шалвой):
“О царь Парикшит, хотя Кришна погрузился в печаль, когда Шалва пытался обмануть Его, заставив поверить в то, что Его отец Васудева был убит, мы должны понимать, что в действительности Господь Кришна вовсе не был одурачен, и Он не испытывал скорби. Хотя некоторые мудрецы могут говорить, что Господь скорбел, такие утверждения не могут быть приняты как истинные”.
Текст 24
Следующее утверждение из “Сканда-пураны” подтверждает, что форма Верховной Личности Бога духовна и свободна от всех материальных недостатков:
“Господь Вишну совершенно свободен от влияния материальной энергии. Он вечный, непреходящий, неразрушимый, непобедимый и нетленный. Он является в этот мир и проводит игры вместе со Своими преданными. Он притворяется обычным человеком, и, играя эту роль, Он может предстать связанным веревками или украшенным кровоточащими ранами. Эти деяния сбивают демонов с толку, но освобожденные души видят эти игры в истинном свете. Они всегда понимают настоящую природу Господа”.
Текст 25
Когда Бхишмадева сражался с Кришной, на какое-то мгновение им овладела демоническая мысль причинить вред Кришне, и поэтому он погрузился в иллюзию, думая, что Кришна ранен. Позже Бхишмадева вспомнил это заблуждение, как человек вспоминает мучительный ночной кошмар, и он выразил это воспоминание в стихе, который был процитирован выше (“Шримад Бхагаватам”, 1.9.34).
Текст 26
Кто-то может спросить: “Каким это образом Господь Кришна стал настолько чистым и свободным от материальной скверны, что Он не мог быть ранен или истекать кровью? Может быть Он воспользовался каким-то удивительно очищающим веществом, или Он усердным трудом Сам избавился от всей грязи?”
Отвечая на этот вопрос, я объясняю: “Шри Кришна вечно чист, и Ему не нужно ничего делать, чтобы очиститься. Ему не требуется какое-то очищающее средство, потому что Он полон и совершенен Сам в Себе, и поэтому все, что обладает очищающим свойством, уже присутствует в Нем. Точно так же, Ему не нужно избавляться от грязи, поскольку никакая скверна никогда не может войти в Него. Это объясняет Господь Брахма в “Шримад Бхагаватам” (10.14.23): “О Господь Кришна, Ты всегда свободен от всех видов материального осквернения (ниранджана)”. Таким образом можно понять, что форма Шри Кришны никогда не бывает осквернена и всегда исполнена чистого трансцендентного знания”.