Текст 1
Иногда Веды говорят, что Верховный Господь не имеет ни имени, ни формы, а иногда Веды утверждают, что Он имеет имя и форму. В этом споре сделано следующее заключение (“Шримад Бхагаватам”, 6.4.32):
“В философии существует два основных направления: теизм и атеизм. Теист, признавая существование Сверхдуши, открывает духовную первопричину всего сущего посредством мистической йоги. Тот же, кто, исповедуя философию санкхйи, занят лишь анализом материальных элементов, неизбежно приходит к имперсонализму и отказывается верить в высшую причину, будь то Бхагаван, Параматма или даже Брахман. Он придает слишком большое значение внешним проявлениям материальной природы. Однако, в конечном итоге, даже выдвигая противоположные аргументы, оба они так или иначе доказывают существование Абсолютной Истины, поскольку и тот и другой стремится постичь первопричину всего сущего. Они оба приближаются к одному и тому же Верховному Брахману, которому предназначены мои почтительные поклоны”.
Текст 2
В этом стихе говорится о двух направлениях философии. Некоторые ведические писания советуют поклоняться гигантской Вселенской Форме Личности Бога. С этой точки зрения вся вселенная — это форма Господа. Низшие планетные системы — это Его лотосные стопы, а другие различные части вселенной соответствуют различным частям гигантского тела Господа. В этой концепции названия различных объектов, таких как кувшин, кусок одежды и т. д., можно считать именами Верховного Господа, так как вся вселенная — это ни что иное, как огромное тело Господа. Эту точку зрения, согласно которой Господь имеет форму и имя, выражает та категория философов, которые говорят в этом стихе “асти” (форма и имя Господа существуют).
Остальные придерживаются умозрительных писаний философии санкхйи, утверждающей, что Господь не имеет ни имени, ни формы. Согласно этим приверженцам философии санкхйи Вселенская Форма — это вымысел, ибо Верховная Личность Бога не имеет материальных имени или формы. Эту вторую категорию философов характеризует слово “насти” (имени и формы Господа не существует).
Текст 3
Хотя эти точки зрения кажутся противоречащими одна другой, обе они поддержаны предшествующим утверждением “Шримад Бхагаватам”. Примеры цитат, поддерживающих каждую из точек зрения, таковы:
“Верховный Господь проявляет всю вселенную как Свою форму. Обращаясь к Господу, можно использовать бесчисленные духовные имена, недоступные материальным чувствам. Когда же Верховный Господь будет доволен мной?”, (“Шримад Бхагаватам”, 6.4.28);
“Все, что может быть выражено посредством материальных вибраций, все, что установлено посредством материального разума и исследовано посредством материальных чувств или порождено материальным умом, есть ни что иное, как проявление трех состояний материальной природы, и потому не имеет никакого отношения к истинной природе Верховной Личности Бога. Верховный Господь превыше этого материального творения, ибо Сам является источником творения и его материальных качеств. Будучи причиной всех причин, Он существовал до сотворения этой вселенной, и останется после ее уничтожения. С глубочайшим почтением я склоняюсь к Его лотосным стопам”, (“Шримад Бхагаватам”, 6.4.29).
Текст 4
Кто-то может возразить: “В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 6.4.32) описаны различные мнения теистов и последователей атеистической философии санкхйи. Не говорят ли эти противоборствующие стороны о двух разных объектах? Я думаю, что это верный способ объяснить их разногласия”.
На это возражение я отвечаю: “В этом стихе ясно говорится, что эти две стороны воспринимают один и тот же объект (эка-стхайох)”.
Всевышний не имеет материальной формы, и поэтому одни заявляют, что Всевышний не имеет ни формы, ни имени. В то же самое время Всевышний имеет духовные форму и имя, и поэтому другая сторона провозглашает, что Всевышний имеет форму и имя. Таким образом, нет истинного различия в мнении трансценденталистов по этому вопросу, и нет никакого противоречия в утверждениях Вед, которые сначала могут казаться противоречивыми.
Текст 5
Это кажущееся противоречие в мнении относительно природы Всевышнего также разрешено следующим утверждением Дхрувы Махараджи, который описывает нематериальную природу формы Верховной Личности Бога (“Шримад Бхагаватам”, 4.9.13):
“О мой Господь, о нерожденный повелитель всего сущего, мне известно, что живые существа, относящиеся к разным видам жизни — звери, птицы, пресмыкающиеся, растения, полубоги и люди — живут на всех планетах вселенной, которая создана совокупной материальной энергией. Мне известно также, что иногда эти живые существа находятся в проявленном, а иногда — в непроявленном состоянии, однако никогда до этого мне не доводилось видеть высшую трансцендентную форму, которую я вижу сейчас. Своим явлением Ты положил конец всем моим домыслам и рассуждениям”.
Текст 6
Слово “рупам” (форма) и его связь с двумя точками зрения относительно природы Господа описано в “Вишну-пуране”:
“О царь, Верховный Господь имеет форму, и в то же время Он не имеет формы. Он одновременно находится в материальном мире и за его пределами”.
В приведенном ранее утверждении Дхрувы Махараджи слова “атах парам” относятся к четрырехруким формам Господа Нараяны и другим формам Верховного Господа. Слова “на ведми” означают “я никогда прежде не видел высшей формы, в которой Ты предстал сейчас передо мной”.
Текст 7
То, что Верховный Господь не имеет материальных имен и форм, поскольку все Его имена и формы духовны, также описано в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (6.4.33):
“Всепроникающий Верховный Господь, чьи имена, формы и деяния нематериальны, а богатства не поддаются описанию, проявляет особое расположение к Своим преданным, которые поклоняются Его лотосным стопам. Имена и формы, которые Он принимает, являя этим преданным Свои непостижимые игры, трансцендентны. Да снизойдет на меня милость Верховной Личности Бога, чья нетленная форма исполнена знания и блаженства”.
Текст 8
Этот стих объясняет, что хотя Верховный Господь и лишен всех материальных имен, форм и занятий, тем не менее Он проявляет трансцендентные формы и имена (намани рупани ча бхедже), а также Свое трансцендентные рождение (джанма) и Свои разнообразные деяния (кармабхих). Слово “ананта” (безграничный), использованное в этом стихе, опровергает ошибочные рассуждения тех, кто утверждает, будто Всевышний совсем не имеет имени или формы, ибо если Верховный Господь не имеет формы, имен, качеств или занятий, то Его способность действовать, несомненно, сильно уменьшается. Поскольку Его могущество безгранично (ананта), то Он во всей полноте обладает бесчисленными трансцендентными формами, именами, качествами и играми.
Текст 9
Безграничное число имен, форм и богатств Верховной Личности Бога описано Прачетами в следующей цитате из “Шримад Бхагаватам” (4.30.31):
“Поэтому мы, дорогой Господь, просим Твоего благословения, ибо Ты — Всевышний, Ты выше даже трансцендентной реальности, и Твоим богатствам нет числа. Вот почему Тебя прославляют, называя Анантой”.
Текст 10
Так как Верховный Господь — источник бесчисленных трансцендентных форм, имен, качеств и развлечений, Он известен как “Бхагаван”, обладатель (ван) богатств (бхага), которые являются Его энергиями. Его энергии — не иллюзия (майа). Они описаны словом “парама”, которое означает “высшее (пара) достояние (ма)”. Любое другое объяснение этих слов будет противоречить истине о том, что Господь — трансцендентный и верховный.
Текст 11
То, что форма и качества Верховной Личности Бога не являются творением иллюзорной материальной энергии майи, подтверждается ведическими писаниями:
“Верховный Господь полон всех энергий и богатств. Так как Он находится за пределами влияния материальной энергии майи, святые преданные знают, что Он — Всевышний”.
Текст 12
На это кто-то может возразить: “Преданные доказывают, что Всевышний обладает духовными, но не материальными формами и именами. Почему мы должны принимать этих преданных в качестве авторитетов? Почему их мнение должно быть принято с такой серьезностью?”
Принимая во внимание, что кто-нибудь мог выдвинуть такое возражение, “Шримад Бхагаватам” прославляет преданных следующими словами (стих 6.4.33, процитированный ранее):
“Верховный Господь особенно милостив к преданным, которые поклоняются Его лотосным стопам”.
Из этого следует сделать вывод, что Верховный Господь не открывает Себя йогам и последователям философии санкхйи в такой же полноте, в какой Он открывает Себя преданным. Это также подтверждается следующим утверждением Матхара-шрути (процитированным Шрипадой Мадхвачарьей в его комментарии на “Веданта-сутру”, 3.3.54):
“Преданное служение дает человеку возможность увидеть Верховную Личность Бога”.
Таким образом мы можем понять, что нет никакого смысла спорить о том, имеет Всевышний форму, имя и чувства, или нет.
То, что Верховный Господь очень любит Своих преданных, также подтверждается следующим утверждением “Шримад Бхагаватам” (6.4.35-36):
Текст 13
“Молитвы, вознесенные Дакшей, доставили несказанное наслаждение Верховной Личности Бога, Хари, который, в знак беспредельной любви к Своим преданным, низошел на святую землю Агхамаршаны. О Махараджа Парикшит, лучший из династии Куру, лотосные стопы Господа покоились на плечах несущего Его Гаруды, а восемь Его необыкновенно длинных рук поражали своей красотой и мощью”.
Текст 14
Говоря, что “Верховная Личность Бога проявляет (бхедже) трансцендентные имена и формы, а также Свои различные игры”, этот стих (6.4.33) подтверждает, что Господь обладает бесчисленными формами, именами и качествами. То, что форма Господа вечна, подтверждается следующим утверждением “Маха-Нараяна-упанишад” (5.10):
“Безукоризненно чистые лотосные стопы Господа вечны и существуют с незапамятных времен”.
Поскольку в этом стихе (6.4.33) Верховный Господь охарактеризован словом “ананта” (безграничный), то следует понять, что Его имена и формы также безграничны. То, что Господь имеет духовные, а не материальные чувства, также подтверждается Шридхарой Свами, который комментирует:
“Утверждение этого стиха о том, что Верховный Господь не имеет ни имен, ни форм, следует понимать так, что Он не имеет материальных имен и форм”.