Текст 1
Присутствие Верховной Личности Бога в образе Сверхдуши в сердцах всех обусловленных душ описано Махараджей Нригой в “Шримад Бхагаватам” (10.64.26):
“Мой дорогой Господь, Ты — Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Есть много великих йогов-мистиков, которая способны видеть Тебя глазами Вед и Упанишад. Желая достичь возвышенного положения качественного равенства с Тобой, они всегда медитируют на Тебя в своих сердцах. Хотя такие возвышенные святые могут постоянно видеть Тебя в своих сердцах, тем не менее они не могут увидеть Тебя лицом к лицу. Поэтому я очень удивлен тому, что способен видеть Тебя лично. Я знаю, что раньше я занимался множеством дел, особенно когда был царем. Хотя я и купался в роскоши и столько раз испытывал счастье и страдания материального бытия, теперь мне посчастливилось воочию увидеть Тебя. Насколько я знаю, так видеть Тебя может тот, кто освобождается от материального существования”.
Текст 2
Шридхара Свами комментирует:
“В этом стихе Махараджа Нрига говорит Верховной Личности Бога: “О Господь, я очень удивлен тому, что могу видеть Тебя воочию (са твам катхам мама вибхо ‘кши-патхах)”. Кто-то может спросить: “А что здесь такого удивительного?” В ответ на это Махараджа Нрига говорит: “О Господь, Ты — Сверхдуша (паратма), пребывающая в сердце каждого. Есть много великих йогов-мистиков (йогешварах), которые могут видеть Тебя глазами Вед и Упанишад (шрути-дриша), и они всегда медитируют на Тебя в своих чистых сердцах (амала-хрид-вибхавйах). Хотя таки возвышенные святые постоянно могут видеть Тебя внутри своих сердец, тем не менее они неспособны увидеть Тебя воочию, ибо Ты остаешься за пределами восприятия материальных чувств (адхокшаджах). Когда человек освобождается от оков материального существования (бхавапаваргах), он может видеть Тебя так, как я вижу Тебя сейчас (анудришйа). Хотя мой разум ослеп от великих страданий, которые я испытал в этой жизни ящерицы, мне так повезло, что я вижу Тебя воочию. Несомненно, это очень удивительно””.
Текст 3
Причина, по которой Махараджа Нрига был способен видеть Верховную Личность Бога, описана в “Нараянадхьятме”:
“Хотя Верховный Господь всегда остается невидимым для обусловленных душ, Его можно увидеть благодаря вмешательству трансцендентной энергии Господа. Кто способен видеть вечного Верховного Господа, не обретя милости Его энергии?”
Текст 4
Верховную Личность Бога можно увидеть только с благословения Его личной энергии, которую Он проявляет по Своей собственной милости. Поэтому настоящей причиной способности видеть Господа является Его милость. Это подтверждается в следующих утверждениях Упанишад:
“Никто не может увидеть форму Верховной Личности Бога материальными глазами”, (“Катха-упанишад”, 2.3.9);
“Верховный Господь открывает Себя по Своей воле и только тем, кого Он Сам выбирает”, (“Мундака-упанишад”, 3.2.3);
“Обусловленное живое существо неспособно видеть Верховную Личность Бога”, (“Катха-упанишад” (2.3.9) и “Шветашватара-упанишад” (4.20)).
Текст 5
Это также объяснено в главе “Нараяния” из “Мокша-дхармы” (“Махабхарата”, Шанти-парва, 339.45-46), где Господь Нараяна, повелитель Шветадвипы, говорит Нараде:
“О Нарада, Я — Верховная Личность Бога, владыка вселенной. Ты неспособен полностью понять Мою трансцендентную форму. Поскольку Я пожелал открыть Себя тебе, Я мгновенно появился перед тобой, а затем исчез. Ты больше не можешь видеть Меня, но можешь видеть только эту материальную природу, состоящую из трех гун, а также различные элементы, которые Я создал. В настоящий момент ты можешь видеть только это. Ты не можешь видеть Меня”.
Текст 6
В этом стихе Господь Нараяна говорит: “Ты увидел Мою форму (дришйате), но ты не понял ее (твайа на гйейам)”. Говоря, что Его форму нельзя понять в рамках материи, Господь подтверждает, что Его форма духовна, но не материальна. Тем не менее, поскольку Господь желает пролить милость на Своих преданных, иногда Он изъявляет желание (иччхан) открыть им Свою форму, а затем Он исчезает из поля их зрения (нашйейам). Так как Верховный Господь — это высший повелитель (ишах) всего сущего, Он в высшей степени независим, и также Он отличен от материальной вселенной. По этой причине Он может появиться и затем исчезнуть в любом месте, где Он пожелает. Выражения “майа хй эша майа сришта йан мам пашйаси” и “сарва-бхута-гунаир йуктам” означают: “Сейчас ты не видишь Меня. Сейчас ты видишь только Мою иллюзорную энергию”.
Текст 7
То, что Верховного Господа можно увидеть только по Его милости, подтверждается Бхишмадевой (“Махабхарата”, Шанти-парва, 339.12):
“Вечный Господь, Верховная Личность Бога, повелитель полубогов, удовлетворенный Упачари Васу, лично предстал перед ним. Это единственный способ увидеть Его. Если Он не желает показать Себя, Он будет оставаться невидимым”.
В этом стихе слово “там” относится к Упачари Васу.
Текст 8
Кроме того, за этим отрывком следует еще одно утверждение, которое сделала группа преданных во главе с Упачари Васу (“Махабхарата”, Шанти-парва, 339.19):
“О Брихаспати, ни ты, ни мы неспособны видеть Верховную Личность Бога. Только те, кто обрели Его милость, могут видеть Его”.
Текст 9
В Упанишадах описаны различные свойства Верховного Господа, одним из которых является способность оставаться невидимым для глаз обусловленных душ. Например, “Катха-упанишад” (2.3.9) говорит:
“Никто не может увидеть форму Верховной Личности Бога материальными глазами”.
Стих, процитированный в начале этой ануччхеды, был произнесен царем Нригой.