Текст 1
По этому пункту Шри Кришна мог задать следующий вопрос: “В начале сотворения вселенной были проявлены только Брахма, Вишну и Шива, и они считались изначальными причинами всего сущего. Во время космического проявления также появилось множество воплощений, и Меня можно считать одним из таких воплощений, но как в таком случае можно сказать, что Я являюсь изначальной причиной всех причин? Брахма, Шива и Вишну — вот изначальные причины”. Чтобы ответить на этот вопрос, Брахма говорит (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.19):
Текст 2
“Те, кто не знают о Твоей непостижимой энергии, не могут понять, что Ты один распространяешь Себя в создателя Брахму, поддерживающего творение Вишну и разрушителя Шиву. Люди, не знающие сути вещей, считают, что я, Брахма, есть тот, кто создает эту вселенную, Вишну — тот, кто поддерживает ее, а Господь Шива — тот, кто уничтожает. На самом же деле, все это делаешь Ты один — и творишь, и поддерживаешь, и разрушаешь”.
Текст 3
В этом стихе местоимение второго лица “твам” (Ты) является подлежащим, а слово “бхаси” (появляются) — глаголом. Слово “ива” (как будто) не относится к “твам”, но скорее — к “эшах” (Он, Господь Вишну). Слово “эшах” не имеет отношения к трансцендентной форме Господа Кришны, потому что Господь Кришна — это Изначальная Личность Бога, и Он не является гуна-аватарой, как например Господь Вишну. Мнение о том, что Шри Кришна является гуна-аватарой, противоречило бы предыдущему стиху, где Брахма сказал: “О Кришна, все исходит из Тебя”.
В этом стихе слово “тват-падавим” означает “Твоя трансцендентная форма”, “аджанатам” — “тем, кто не понимает”, “атма” — “Ты, являющийся источником всех воплощений Бога”, “атмана” — “Твоими различными экспансиями”, “майам” — “энергия, предназначенная для создания, поддержания и уничтожения материальных вселенных”, “анатмани” — “пребывающие в неподвижном, бессознательном и непроявленном состоянии три гуны материальной природы (прадхана), которые являются изначальной причиной махат-таттвы, а также прочие силы, принимающие участие в сотворении материальных вселенных”, “витатйа” — “распространившийся”, “бхаси” — “Ты проявляешься, представая в различных формах в соответствии с различной деятельностью, связанной с созданием, поддержанием и уничтожением материальных вселенных”.
На это Шри Кришна мог сказать: “Как это возможно, чтобы Я выполнял деятельность Брахмы, Вишну и Шивы?” Чтобы ответить на этот вопрос, Брахма говорит: “Ты появляешься как будто Ты — это я, кто создает вселенную (джагатах сриштав ахам), Ты появляешься как будто Ты — Вишну, который поддерживает вселенную (видхане эша ива), и Ты появляешься как будто Ты — Шива, который разрушает вселенную (анте тринетра ива). На самом деле, Ты распространяешь Себя в эти различные формы. Только глупые и сбитые с толку люди видят этих трех полубогов отличными от Тебя”.
Текст 4
То, что Шри Кришна выполняет деятельность, связанную с созданием, поддержанием и разрушением материальных вселенных, подтверждается следующим стихом из “Шримад Бхагаватам” (2.6.32), где Господь Брахма говорит:
“По Его воле я творю, Господь Шива уничтожает, а Сам Он в Своей вечной форме Личности Бога поддерживает творение. Он — всемогущий повелитель этих трех энергий”.
Из этого стиха мы можем понять, что Господь Вишну — это непосредственное проявление Личности Бога, и таким образом Он, по сути, неотличен от трансцендентной формы Шри Кришны. Поэтому Вишну отличен от Брахмы и Шивы, которые не являются непосредственными проявлениями Личности Бога, но принадлежат к другой категории.