Текст 1
В этом стихе (4.11.30) слово “бхагаван” определено двумя прилагательными: “ананда-матре” (источник всего блаженства) и “упапанна-самаста-шактау” (повелитель всех энергий). Когда Всевышний полностью проявляет Себя, Он известен как Бхагаван, и в сравнении с Ним аспект Брахмана, в котором трансцендентная форма Господа не проявлена, является лишь частичным проявлением Всевышнего. Далее этот момент будет разобран до мельчайших подробностей. А теперь давайте рассмотрим определение слова “бхагаван”, данное в следующих стихах из “Вишну-пураны” (6.5.66-69).
Текст 2
“Безличный аспект Всевышнего, Брахман, является непроявленным, нестареющим, непостижимым, нерожденным, нетленным, неизменным, неописуемым и бесформенным, у Него нет ни рук, ни ног, ни других частей тела, Он всемогущий, всепронизывающий, вечный, Он является источником всех материальных элементов, но при этом Сам Он не имеет источника, Он присутствует повсюду, хотя ничто не находится в Нем, Он — источник материального космоса и объект медитации для тех, кто стремится к освобождению. Безличный Брахман, описанный в гимнах Вед, является тончайшим духовным сиянием и обителью Господа Вишну. Брахман является сиянием Бхагавана, личностного аспекта Господа, а всепронизывающая Сверхдуша (Параматма) — это частичное проявление трансцендентной формы непогрешимой Верховной Личности, Шри Бхагавана”.
Текст 3
Далее в “Вишну-пуране” объясняется (6.5.73-75):
“О мудрец, слово “бхагаван” можно объяснить следующим образом: слог “бха” может означать “бхарта”, или “самбхарта”, хранитель и источник жизни преданных, а слог “га” может означать “гамайита”, вождь преданных, или изначальный творец добродетельных качеств, присущих преданным”.
Текст 4
“Слово “бхага” также означает “достояния”. Существуют шесть достояний: богатство, сила, слава, красота, знание и отречение. Слово “бхагаван” указывает на личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте”.
Текст 5
“В слове “бхагаван” слог “ва” означает глагол “вас” (“находиться”). Поскольку все материальные элементы и все живые существа пребывают в Верховном Господе, и поскольку Он находится в сердцах всех обусловленных душ, к Нему обращаются слогом “ва””.
Текст 6
В “Вишну-пуране” (6.5.79) также говорится:
“Верховная Личность Бога обладает всей силой, красотой, богатством, славой, знанием и отречением, и поэтому Он известен как “бхагаван”. Он свободен от всех недостатков”.
Текст 7
А теперь давайте рассмотрим описание Бхагавана, приведенное в “Вишну-пуране”. В первых четырех стихах (процитированных в Тексте 2) слово “брахма” может быть принято как прилагательное (“великий”), дающее определение выражению “вишнох парамам падам” (высшая природа Господа Вишну). Объясненные таким же образом слова “вибхум” (всемогущий) и “сарва-гатам” (вездесущий) описывают Господа как имеющего природу Бхагавана, который полон всех достояний (аишварйасйа самаграсйа). Прилагательные “арупам” (бесформенный) и “пани-пададй-асамйутам” (не имеющий рук, ног и других частей тела) следует понимать в том значении, что Верховный Господь, Бхагаван, не имеет материальной формы, ибо Его форма полностью духовна, и у Него нет материальных рук, ног или каких-либо других частей тела, поскольку Его части тела нематериальны.
Текст 8
В этой цитате слово “вибхум” означает “исполненный всех энергий и достояний”, “вйапи” означает “всепронизывающий”, а “авйапйам” означает “нет ничего, что может войти в Него и распространиться внутри Него”. Слово “бхагаван” непосредственно указывает на Абсолютную Истину, и оно ни в коем случае не является косвенным или неполным описанием Верховного Господа. Определенная река может быть непосредственно названа именем “ганга”, тогда как слова “берег реки” лишь косвенно указывают на присутствие этой реки. Таким же образом, слово “бхагаван” прямо указывает на Абсолютную Истину, тогда как слово “брахман” имеет к Ней косвенное отношение.
Текст 9
Словарь “Нирукта” начинается с перечисления определений (1.2.1): “А теперь мы дадим определения некоторым трудным словам”. Аналогичным образом, сейчас мы объясним некоторые слова, используемые в определении слова “бхагаван”. В приведенном выше объяснении слог “бха” был описан в значении слова “бхарта”. “Бхарта” означает “Тот, кто кормит, защищает и поддерживает преданных”. Точно так же слог “га” указывает на слово “гамайита”, что означает “Тот, кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные”, или “Тот, кто дарует чистую любовь к Богу, которая является истинным плодом преданного служения”, или “Тот, кто приводит Своих преданных на Свою собственную трансцендентную планету”. Не следует истолковывать слова “бхарта” и “гамайита” в значении “творец и хранитель вселенной”. В данном контексте эти слова использованы для того, чтобы выразить отношения между Верховным Господом и Его преданными. Таково мнение ученической последовательности вайшнавских ачарйев.
Текст 10
Значения слов для следующего стиха из “Вишну-пураны” (процитированного в Тексте 4) таковы: “аишварйа” означает “способность управлять другими”, “самагра” — “во всех отношениях”, “вирйа” — “могущество ведических гимнов, произносимых великими мудрецами”, “йашах” — “слава добродетельных качеств, относящихся к телу, уму и словам”, “шри” — “все виды богатств и удача”, “гйана” — “абсолютное знание”, “ваирагйа” — “непривязанность к материальным вещам” и “ингана” — “называется”.
Текст 11
Слово “бхагаван” может быть истолковано в значении “Тот, кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами “бха”, “га” и “ва””. “Ват” — это аффикс, который называется “матуп”. Буква “а” в третьем слоге (“ва”) сократилась, давая возможность двум “в” соединиться и стать одной буквой. Так слово “бхагававан” преобразуется в “бхагаван”. Поэтому слово “бхагаван” указывает на обладающего “бха”, “га” и “ва”.
Текст 12
В следующем стихе (Текст 6) описаны шесть достояний, которыми обладает Бхагаван. В этом стихе слово “гйана” означает “знание, доступное уму и разуму”, “шакти” — “сила чувств”, “балам” — “физическая сила”, “теджах” — “красота” и “ашешатах” означает “полностью” (“аишварйа” и “вирйа” были описаны в предыдущих стихах). Тот, кто во всей полноте обладает этими качествами (“ван”), известен как Бхагаван. Всевышний проявляется в трех аспектах: Брахман, Параматма и Бхагаван (“Шримад Бхагаватам”, 1.2.11). Аспект Бхагавана — это полное проявление Верховного Господа, а два других аспекта лишь частично раскрывают настоящую природу Всевышнего.