Текст 1
То, что трансцендентная форма Личности Бога исполнена всех духовных качеств и достояний, подтверждается следующим утверждением из “Шримад Бхагаватам” (10.87.38), где Олицетворенные Веды обращаются к Господу:
“О Верховный Господь, когда возникает космическое проявление, дживатма, или индивидуальная душа, появляется в творении в различных формах, соответствующих ее прошлой кармической деятельности, и из-за того, что она давным-давно забыла о своем истинном существовании, она отождествляет себя с определенной формой, дарованной ей законами материальной природы. Воплотившись в определенном материальном теле, обусловленная душа оказывается во власти трех гун материальной природы и поступает соответствующим образом, продолжая свое пребывание в материальном мире. Когда джива таким образом окутана невежеством, естественно присущие ей совершенства почти полностью угасают, хотя и продолжают оставаться в ничтожном количестве. Однако, Твои совершенства не становятся меньше, хотя Ты и появляешься в этом материальном мире. Обусловленная душа попадается в ловушку этого материального мира, тогда как Ты покидаешь его без всякой привязанности, подобно тому как змея сбрасывает свою кожу. Разница между Тобой и обусловленной индивидуальной душой заключается в том, что Ты сохраняешь присущие Тебе совершенства, известные как шад-аишварйа, ашта-сиддхи и ашта-гуна”.
Текст 2
Шридхара Свами комментирует этот стих следующими словами:
“В этом стихе слово “сах” означает “индивидуальная душа”, “йат” — “потому что”, “аджайа” — “материальной энергией майей”, “аджам” — “невежество”, “анушайита” — “охватывает”, “гунамш ча” — “материальное тело и чувства”, “джушан” — “служение, или отождествление себя с материальным телом”, “сварупатам джушан апета-бхагах” — “погруженная в материальную энергию, индивидуальная душа лишается свойственных ей совершенств, таких как знание и блаженство”, “мритйум” — “материальное царство повторяющихся рождения и смерти”, “бхаджати” — “достигает”, “твам ута” — “но Ты”, “джахаси там” — “оставляешь всю привязанность к этой материальной энергии””.
Текст 3
“По этому пункту кто-то может спросить: “О Господь, как получается так, что Ты остаешься в стороне от материальной энергии, майи?” Отвечая на этот вопрос, Олицетворенные Веды говорят: “ахир ива твачам” (о Господь, как змея сбрасывает свою кожу, точно так же и Ты прекращаешь всякие отношения с иллюзорной энергией, майей). Это означает: “Ты никогда не попадаешь в иллюзию отождествления с материальным телом, созданным из трех гун материальной природы”. Поскольку Верховный Господь является владыкой безграничного трансцендентного блаженства и знания, Он всегда остается в стороне от низшей материальной энергии”.
Текст 4
“Кто-то может спросить: “Как так получается, что Верховный Господь остается исполненным всех трансцендентных достояний?” Чтобы дать ответ на этот вопрос, Олицетворенные Веды говорят: “атта-бхагах” (о Господь, Ты исполнен вечных духовных богатств).
Тогда кто-то может задать следующий вопрос: “Почему богатства Верховного Господа такие необычайные?” Отвечая на этот вопрос, Олицетворенные Веды говорят: “апаримейа-бхагах” (О Господь, Твои достояния безграничны. Ни время, ни пространство не могут ограничить Твои достояния)”.
Текст 5
Безграничные достояния Верховной Личности Бога также описаны в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (10.87.14), где Олицетворенные Веды говорят Верховному Господу:
“О Господь, Ты — обладатель всех достояний”.
Текст 6
Пример змеи, сбрасывающей свою кожу, можно объяснить следующим образом. Змея сбрасывает свою кожу, когда кожа становится слишком старой. Змея не ползает рядом со своей старой сброшенной кожей, но полностью избегает ее. Точно так же Господь даже близко не подходит к материальной энергии, майе, но полностью отвергает ее.
Текст 7
Трансцендентные достояния Господа также описаны в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10.37.22), где к Господу Кришне обращаются с такими словами:
“О Господь, Ты исполнен чистейшего трансцендентного знания. Все Твои желания выполняются автоматически, и ни одному из Твоих желаний нельзя воспрепятствовать”.
Текст 8
В следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (11.15.3-5) Верховный Господь описывает Свои достояния Уддхаве:
“Знатоки системы йоги провозгласили, что существует восемнадцать типов мистического совершенства и медитации, из которых восемь являются главными и находят свое прибежище во Мне, а другие десять являются второстепенными, проявляясь из материальной гуны благости”.
Текст 9
“Среди этих восьми главных мистических совершенств те три, которые регулируют тело самого йога, называются анима (становиться меньше меньшего), махима (становиться больше большего) и лагхима (становиться легче легкого). С помощью совершенства прапти йог получает все, что ни пожелает, а с помощью пракамйа-сиддхи он ощущает любой желанный объект, в этом мире или в следующем. Благодаря ишита-сиддхи йог может манипулировать вторичными энергиями майи, а с помощью контроля над энергией, который называется вашита-сиддхи, йог выходит из-под влияния трех гун материальной энергии. А тот, кто достиг камавасайита-сиддхи, может достать все, что угодно, откуда угодно и в максимальном количестве. Мой дорогой Уддхава, эти восемь мистических совершенств считаются в этом мире естественно существующими и непревзойденными”.
Текст 10
Материальная энергия, майа, также является одной из энергий Верховной Личности Бога. Майа описана в следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (7.6.23), где Прахлада Махараджа говорит сыновьям демонов:
“Присутствие Верховного Господа проявляется в форме высшей сач-чид-ананды [вечности, знания и блаженства]. Господь скрывает Себя от глаз атеистов пеленой Своей внешней энергии, и потому им кажется, будто Его не существует”.
Текст 11
Шрила Шридхара Свами обсуждает этот стих:
“Кто-то может спросить: “Если Бог вездесущий, то почему мы не видим всеведущего и всемогущего Бога повсюду?”
Ответ на этот вопрос дается в этом стихе: “майайантархитаишварйах” (Необычайно богатый Верховный Господь скрывает Себя от глаз атеистов пеленой внешней энергии, и поэтому им кажется, что Его не существует)”.
Этот стих объясняет, что слава и достояния Господа скрыты от взора обусловленных душ внешней материальной энергией (майайа гуна-саргайа). Эти объяснения несомненно имеют отношение к Верховной Личности Бога, на которого указывает слово “парамешварах”.
Текст 12
В следующем утверждении из “Шветашватара-упанишад” (4.5) также приводится описание майи:
“Материальная природа, состоящая из благости (белое), страсти (красное) и невежества (черное), создает материальные тела, предназначенные для множества обусловленных душ. Одна вечная нерожденная душа (джива) во всем следует материальной энергии и служит ей, а другая (Параматма) отвергает все возможности для чувственного наслаждения, предоставляемые материальной энергией”.
Текст 13
Как можно описать Верховную Личность Бога? Он является обладателем всего знания и властелином всех богатств и энергий. Это описано в следующих утверждениях ведической литературы:
“Верховная Личность Бога является властелином всех трансцендентных качеств и энергий”, (“Шветашватара-упанишад”, 1.3);
“Трансцендентные энергии Верховной Личности Бога находятся за пределами способности воспринимать или описывать, которой обладают обусловленные души”, (“Вишну-пурана”, 1.19.77).