Текст 1
Богиня Лакшми — это безграничная внутренняя энергия Господа. Ее форма — это частичная экспансия формы Господа. Это описано в “Шримад Бхагаватам” (12.11.20):
“Богиня Лакшми — постоянная спутница Верховной Личности Бога. Она — непосредственная экспансия Господа Хари”.
Текст 2
Шрила Шридхара Свами комментирует:
“Постоянная спутница, о которой здесь говорится, — это личная энергия Господа. На это указывают слова “сакшад атманах” (проявленная непосредственно из Господа Хари). Так как форма Господа совершенно духовна, и так как она [Лакшми] неотлична от Его формы, то она является Его внутренней энергией”.
Текст 3
Слово “сакшат” (непосредственно) подтверждает, что богиня Лакшми — не то же самое, что и иллюзорная энергия майа. Это подтверждается следующим описанием иллюзорной энергии (“Шримад Бхагаватам”, 2.5.13):
“Иллюзорная энергия Господа стыдится предстать перед Господом”.
Текст 4
В “Хаяширша-панчаратре” описано, что Богиня Лакшми является постоянной спутницей Господа:
“Господь Хари — Верховная Личность Бога. Богиня Лакшми — Его энергия. Богиня Лакшми — женщина. Господь Кешава — мужчина. Богиня Лакшми никогда не покидает Господа Вишну. Господь Хари никогда не оставляет Богиню Лакшми”.
Текст 5
Это также описано в “Вишну-пуране” (1.8.15):
“Богиня Лакшми, мать вселенной, является постоянной спутницей Господа Вишну. О лучший из брахманов, Господь Вишну всепроникающ, и она обладает тем же качеством”.
Текст 6
“Вишну-пурана” (1.9.40) также объясняет:
“Как Господь Джанардана (Кришна), являющийся повелителем вселенной и полубогов, появляется в различных воплощениях, точно так же Его спутница, Богиня Лакшми, приходит в различных формах”.
Текст 7
В “Сканда-пуране” описано, что форма Лакшми-деви духовна:
“Материальная природа вечна. Лакшми-деви, духовная энергия, принимающая прибежище Господа Вишну, тоже вечна. Господь Хари, обладающий всеми добродетелями, также вечен. Мудрецы говорят, что все они вечны”.
Текст 8
“Вишну-пурана” (1.9.44-45) также объясняет:
“Пусть совершенно безупречный Господь Хари, чья духовная энергия не может быть связана веревкой времени, сплетенной из секунд, минут и часов, будет доволен мной”.
“Пусть Господь Вишну, которого называют Верховной Личностью Бога, который в образе Сверхдуши пребывает в сердцах всех воплощенных существ, и которому служит Лакшми-деви, будет доволен нами”.
Текст 9
Шрила Шридхара Свами комментирует:
“Поскольку время властно только над материей и поскольку вечная энергия Господа, Лакшми-деви, неотлична от формы Верховной Личности Бога, то Лакшми-деви не находится под влиянием времени, которое подобно веревке, сплетенной из секунд, минут и часов. Таков смысл того, о чем здесь говорится. Это так, потому что Лакшми-деви неотлична от формы абсолютно чистой Личности Бога.
На это кто-то может возразить: “Если Лакшми-деви неотлична от Господа Вишну, то почему говорится, что Он является ее мужем?”
Ответ дан в слове “парамешах”. “Пара” означает “высший”, “ма” — “мать”, и “ишах” — “муж”. Поэтому слово “парамешах” (пара+ма+ишах) означает “супруг высшей матери, Лакшми-деви”. Слова “шуддхо ‘пй упачаратах” (которому служит Лакшми-деви) произнесены для того, чтобы объяснить, что хотя Лакшми-деви, в некотором отношении, неотлична от Господа Вишну, она также, в других отношениях, отличается от Него. Первые две строки этого стиха — это два отдельных предложения. Вот почему относительное местоимение “йах” (который) использовано дважды”.
Текст 10
Из следующей молитвы полубога Брахмы (“Шримад Бхагаватам”, 3.9.23) можно заключить, что Лакшми-деви одновременно отличается от Господа и неотлична от Него:
“Верховный Господь, Личность Бога, является вечным благодетелем всех предавшихся Ему душ. Свои деяния Он вершит с помощью Своей внутренней энергии, Рамы, богини процветания. Я молю только о том, чтобы Он позволил мне служить Ему, дав возможность создать материальный мир, и чтобы эта деятельность не оказала на меня материального влияния, ибо только по Его милости я смогу избавиться от ложной гордыни и не возомню себя творцом”.
Текст 11
В “Шримад Бхагаватам” (7.9.2) также говорится:
“Полубоги, у которых не хватало смелости самим подойти к Господу, стали просить об этом богиню процветания, Лакшмиджи. Но даже ей никогда не доводилось видеть Господа в такой удивительной и небывалой форме, поэтому она тоже побоялась подходить к Нему”.
Текст 12
Здесь Лакшми-деви была напугана, потому что раньше она никогда не видела и не слышала о форме Господа Нрисимхадевы.
Таково объяснение стиха 12.11.20 из “Шримад Бхагаватам” (процитированного в Тексте 1).
Стих, процитированный в начале этой ануччхеды, произнес Шрила Сута Госвами.