Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Чайтанья Мангала

Оглавление: Сутра-кханда

Величие спутников Гауранги

Повинуясь приказанию Махапрабху, Его спутники явились на землю под новыми именами и в новых образах. Махеша Тхакур [Господь Шива] принял имя Камалакшана и явился в семье брахмана. По завершении изучения Вед он получил титул «Адвайта Ачарья».

Это великая личность, прежде известная как Маха-Махешвара, пребывала всецело в гуне благости. Однако мирские люди называли это гуной невежества. Видя лишь его внешнее поведение, невежды, не способные воспринять внутреннюю природу его, говорили, что он пребывает в гуне невежества.

Эта гуна невежества преобладает в материалистичных преданных. Такие глупые, невежественные преданные не понимают истинного положения Хари-Хары. Как можно полагать, что Хари-Хара [Вишну, Шива] пребывают в невежестве?  

В день магха-трайодаши, при благоприятном расположении звезд, Господь Баларама явился на землю в брахманической семье в образе сына Хадая Пандита и Падмавати. Тот же самый Господь Баларама в образе Ананты Шеши хранит мироздание, держа вселенные на Своих капюшонах. Принявший имя Шри Нитьянанда Прабху, Он был источником безграничного блаженства. Родители нарекли Его Куверой Пандитом, а когда Он стал санньяси, Его называли Нитьянандой.

Приняв имя Сита, богиня Катьяяни явилась на землю в семье брахмана. После того как она вышла замуж за Адвайту Ачарью, оба они проповедовали према-бхакти.

Я, Лочана дас, сознаюсь, что я человек неразумный и не понимаю истин о Господе. Как могу я делать вид, будто мне известны личности этих аватар, и  объяснить все это?  Также не могу я и поведать, что услышал от великих ачарьев, ибо не решаюсь заговорить. Я не способен опознать их. Я просто перечисляю здесь в алфавитном порядке их имена, не учитывая их старшинства.

Сам Господь Шри Кришна явился в доме Шачи-деви и Джаганнатхи Мишры. Гопинатха и Кази Мишра Тхакур были самозабвенными последователями Господа Чайтаньи. На землю явились Мурари, Шри Гададхара Пандит, Гададхара дас, Мукунда Датта, Шривас, Рамананда Рай, Васудева Датта, Харидас Тхакур, Говинда [и его преданные последователи], Ишвара Пури, Мадхава Пури, Вишну Пури, Вакрешвара, Парамананда Пури, Джагадананда Пандит, Вишнуприя, Рагхава Пандит и другие.

Рама дас, Гаури дас, Сундара, Кришна дас, Пурушоттама, Шри Камалакара, Кала Кришна дас и Уддхарана Датта наиболее прославлены среди двадаша-гопалов, двенадцати пастушков Враджа. Парамешвара дас, Вриндавана дас, Кашишвара, Шри Рупа, Санатана, Говинда, Мадхава и Васу Гош пришли вместе на землю, чтобы проповедовать сознание Кришны. Пришли Дамодара Пандит и четверо его братьев. Пришли Пурандара Пандит и Парамананда Вайдья. Некоторые спутники присоединились к Господу в самом начале, другие пришли позже.

Шри Нарахари Саракар Прабху – мой господин и повелитель. Хотя я бессилен, я попытаюсь описать его характер. Свидетельствуя почтение моему гурудеву, молю его простить мою попытку и не гневаться. Милостью его лотосных стоп падшая душа, подобная мне, может поведать всем об удивительном трансцендентном  величии Господа Гауранги.

Господин мой, Шри Нарахари дас, имел огромное влияние среди вайдьев [сословия врачей]. Тело его было исполнено Кришна-премы, и он постоянно проповедовал сознание Кришны своим последователям. Он излил свою милость на несметное множество живых существ. По причине сильной привязанности к Богу он был всегда деятелен. Он часто выказывал признаки бхавы, ибо тело его состояло из чистой Радха-Кришна-расы

Охваченный чистою любовью к Радха-Кришне, иногда он проводил трансцендентные игры. Обитая в деревне Шри Канда, он прославился как «Нарахари Чайтанья». Лотосные стопы его – единственная цель моей жизни. Порою он бывал поглощен Кришна-бхавой, а порою – Радха-бхавой. Временами он являл умонастроение любви Радхи и Кришны.

Он неизменно следовал чистому учению Шри Чайтаньи Махапрабху. Он всегда относился к вайшнавам с огромною любовью и уважением. Слава его разлетелась по всему миру. Во Враджа-лиле он был Мадхумати, олицетворением нектара и очень близкой подругой Шри Радхи. В век Кали он Нарахари Саракар, один из главных спутников Шримана Махапрабху. Он был кладезем Радха-Кришна-премы. Племянником его был знаменитый на весь свет преданный, Рагхунандана Тхакур.

Когда Рагхунандана был мальчиком, его Божество съело ладду прямо у него с ладони. Какой же глупец сочтет его неразумным младенцем? Кто может описать достоинства такого редкого и возвышенного вайшнава? Поистине, он часто лично беседовал со своим Божеством Кришны. Господь Чайтанья молвил как-то раз: «Рагхунандана, ты жизнь моя и душа.» Абхирама Госвами сказал, что Рагхунандана был воплощением Купидона.

Преданные увидели в Рагхунандане Купидона, когда он сидел на коленях Господа Чайтаньи. Наделенный энергией Кришны, он очаровывал все умы во вселенной каждый раз, когда танцевал. Он изливал любовь свою на всех без исключения. Он всегда говорил добрые и любезные слова. Никто никогда не слышал, чтобы он сказал что-то жестокое.

Рагхунандана был прекрасен, разумен, и тело его было проникнуто блаженством сознания Кришны. Его игры были весьма сладостны, и жизнь его была благословением всему миру. Отец Рагхунанданы, Шри Мукунда дас, был чистым преданным, глубоко верившим в учение Господа Чайтаньи. Однажды он, увидев в царском собрании веер из павлиньих перьев, потерял сознание. Зрелище то переполнило его воспоминаниями о его любимом всепривлекающем Господе Кришне.

Кто может постичь те сердечные отношения, что связывают Господа Чайтанью и Его вечных спутников? Знать Господа дано лишь Его экспансиям, подобным Ананте. Ограниченной обусловленной душе никогда не познать Господа Шри Кришну. Однако осознавший Кришну может лицезреть Господа.

К чему упоминать Его вечных спутников, подобных Его орудиям? Все они пришли на землю. Как же я могу назвать их всех? Кто-то может попытаться измерить море кувшином. Другой может взяться перечесть все пылинки в мире. Я могу считать звезды в небе. Человек может делать такое, но он не сумеет должным образом написать об играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Что же еще мне сказать?

Я глуп и неразумен, но я беру на себя задачу составить жизнеописание золотого Господа Гауранги. Как слепой желает узреть драгоценный камень, как карлик хочет поймать луну, как хромой пытается перейти Гималаи, так и я в сердце горячо желаю проповедовать трансцендентное послание Господа Чайтаньи.

Со сложенными ладонями прошу вас благословить меня. От божественного прикосновения Гауранги Махапрабху немой делается говорлив, безъязыкий может искусно излагать трансцендентные предметы и, не пройдя обучения, неграмотный глупец способен объяснять истины о Брахмане.

Самые возвышенные вайшнавы являются на землю, дабы разъяснить сокровенное знание о Кришне. Как мать без побуждения кормит свое дитя, так и Господь Гауранга изливает беспричинную Свою милость на всех живых существ. Видя степень Его милосердия, даже низкородный глупец, подобный мне, желает вкусить нектар сознания Кришны.

Нарахари Прабху, олицетворение сострадания, по доброте своей щедро одарил любовью это падшее и порочное создание. Хотя я был беспомощен и слепо привержен наихудшим греховным занятиям, он спас меня. Милостью Господа, моего гурудева и преданных я надеюсь без помех завершить эту рукопись.

Со сложенными ладонями и смиренным лицом я вновь и вновь склоняюсь к стопам вайшнавов. Я нижайший их низких. Только милостью вайшнавов это жизнеописание может быть успешно закончено. Зажав в зубах пучок соломы и воздавая смиреннейшие поклоны, я, Лочана дас, молю Господа исполнить мое желание завершить эту книгу.   

Первая часть «Шри Чайтанья-мангалы», называемая «Сутра-кханда», на этом закончена. Лочана дас предлагает вам послушать теперь «Ади-кханду», повествующую о према-виласе, экстатических играх Шри Гауранги Махапрабху.