А теперь внимательно слушайте повествование об игре, что была впервые явлена в Пурушоттама-кшетре [Джаганнатха-Пури]. Господь Чайтанья жил скромно, не имея никакой собственности, дабы научить людей отречению. Глупцы думали, что Господь – обыкновенный человек. Гауранга вместе со Своими любимыми преданными пел славу Самому Себе.
Сарвабхаума, гордившийся своей мирской ученостью, однажды сказал нечто неверное о Господе Шри Чайтанье перед собранием брахманов и святых. Он молвил: «Хотя Шри Чайтанья – ученый муж, происходящий из благородной семьи, Он принял санньясу в столь юном возрасте. Не обладая полным знанием, сей брахман совершил такой важный шаг.
Ему следует исправиться и глубоко изучить Веданту. Санньяси не должен громко петь и неистово плясать на улицах. Лучше бы Ему получить от меня знание Веданты и вернуться к семейной жизни.»
Неожиданно Гауранга появился в том собрании. Лицо Его озарено было сладостной улыбкой, что казалась непрерывным потоком нектара. Пораженный, Сарвабхаума тотчас же встал, чтобы принять Господа Чайтанью. Он восхвалил Господа и предложил Ему сесть.
Шри Гауранга Махапрабху сказал: «Я не знаю всех правил. Но ты, Сарвабхаума, будучи великим ученым, знаешь все. Пожалуйста, поведай Мне правила и предписания.
Хотя Я не понимаю обязанностей санньяси, Провидение устроило так, что Я стал им. Пожалуйста, объясни Мне, каким правилам должен следовать санньяси и как он должен вести себя. Ты знаешь и преподаешь Веданту – поэтому, пожалуйста, дай Мне наставления. Говорится, что не следует принимать санньясу во цвете лет. Что же сказано в писаниях о принятии дикши?»
Сарвабхаума, удивленный откровенностью Господа Чайтаньи, почувствовал робость и не решался ответить. Он подумал: «Как этот санньяси проведал, что я говорил с моими последователями о Нем?»
На следующий день Гауранга и Его последователи вновь пришли в дом Сарвабхаумы. Господь Чайтанья хотел узнать сокровенное заключение Веданты касательно обретения прибежища у нектарных лотосных стоп Шри Кришны. Услышав об этом, Сарвабхаума был потрясен; он понял, что любимец Шачи-маты не является обычным живым существом.
Сарвабхаума Бхаттачарья подумал: «Я никогда не слышал подобного разъяснения Веданты. Я всю жизнь изучал и преподавал Веданту и оттого сделался очень гордым. Но вот я услышал, как толкует ее Шри Чайтанья, и теперь я понимаю, что Ему благоволит Сарасвати, богиня учености.»
Затем Сарвабхаума, лучший из брахманов, сложил ладони и вознес молитвы Гауранге. Ко всеобщему изумлению, Господь Чайтанья явил шестирукую форму, шад-бхуджу. Когда Сарвабхаума узрел эту трансцендентную форму Господа, он преисполнился экстаза. Господь Чайтанья одновременно явил из Своего тела три формы.
В двух воздетых руках Господь держал лук и стрелу. Двумя другими руками Он держал у губ флейту. В двух руках, опущенных вдоль боков, Он сжимал санньяса-данду и сосуд для воды. Охваченный экстазом сознания Кришны, Сарвабхаума с плачем упал к стопам Гауранги. Он дрожащим голосом вознес Господу Гауранге молитву, называемую Чайтанья-сахасранама – тысяча имен Шри Чайтаньи Махапрабху, а потом лишился чувств.
Так Лочана дас описывает, как Сарвабхауме Бхаттачарье была явлена сад-бхуджа.
Подобным образом Шри Кришна Чайтанья счастливо жил в Нилачале. Каждый день преданные приходили к Господу Гауранге. Ежедневный даршан Господа Джаганнатхи наполнял сердце каждого радостью сознания Кришны. Кто может описать безграничные игры Господа Чайтаньи? Коль скоро я не владею собой, я попытаюсь что-то сказать о них.
Книга эта основана на вопросах Дамодары Пандита и ответах, данных Мурари Гуптой, одним из величайших ученых в мире. Мурари Гупта процитировал Дамодаре Пандиту множество шлок, дабы разъяснить трансцендентное учение и игры Шри Чайтаньи Махапрабху. По милости этих двух вечных спутников Господа я испытывал в душе сильнейший экстаз, когда жадно внимал нектарным повествованиям о Гауранге.
Несмотря на мои недостатки, ум мой увлекся, и я заговорил сообразно тому, что было мною постигнуто. Поэтому такой жалкий глупец, как я, попытался изложить все эти игры в «Ади-кханде» и «Мадхья-кханде». Описания трансцендентных игр Господа Чайтаньи суть проявление моего сознания Кришны.
Лочана дас говорит, что на этом «Мадхья-кханда» заканчивается.