Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шри Чайтанья Чаритамрита

Мадхйа-лила

Глава 17. Путешествие Господа во Вриндаван

Текст: 104

ЧЧ Мадхйа-лила 17.104
прака̄ш́а̄нанда ш́рӣпа̄да сабха̄те васийа̄
‘веда̄нта’ пад̣а̄на баху ш́ишйа-ган̣а лан̃а̄

Пословный перевод

прака̄ш́а̄нанда — Пракашананда; ш́рӣпа̄да — видный санньяси; сабха̄те — в собрании; васийа̄ — сидя; веда̄нта — философию веданты; пад̣а̄на — преподавал; баху — множество; ш́ишйа-ган̣а — учеников; лан̃а̄ — взяв.

Перевод

В Варанаси жил великий санньяси-майявади по имени Пракашананда Сарасвати. Он преподавал своим многочисленным последователям философию веданты.

Комментарий

Шрипада Пракашананда Сарасвати был санньяси-майявади. В «Чайтанья-бхагавате» (Мадхья-кханда, глава третья) о нем сказано следующее:

‘хаста’, ‘пада’, ‘мукха’ мора на̄хика ‘лочана’
веда море эи-мата каре вид̣амбана
ка̄ш́ӣте пад̣а̄йа вет̣а̄ ‘прака̄ш́а-а̄нанда’
сеи вет̣а̄ каре мора ан̇га кхан̣д̣а-кхан̣д̣а
ва̄кха̄найе веда, мора виграха на̄ ма̄не
сарва̄н̇ге ха-ила кушт̣ха, табу на̄хи джа̄не
сарва-йаджн̃амайа мора йе-ан̇га — павитра
‘аджа’, ‘бхава’ а̄ди га̄йа йа̄н̇ха̄ра чаритра
‘пун̣йа’ павитрата̄ па̄йа йе-ан̇га-параш́е
та̄ха̄ ‘митхйа̄’ бале вет̣а̄ кемана са̄хасе

В Мадхья-кханде, главе двадцатой, говорится:

саннйа̄сӣ ‘прака̄ш́а̄нанда’ васайе ка̄ш́ӣте
море кхан̣д̣а-кхан̣д̣а вет̣а̄ каре бха̄ла-мате
пад̣а̄йа ‘веда̄нта’, мора ‘виграха’ на̄ ма̄не
кушт̣ха кара̄илун̇ ан̇ге, табу на̄хи джа̄не
‘сатйа’ мора ‘лӣла̄-карма’, ‘сатйа’ мора ‘стха̄на’
иха̄ ‘митхйа̄’ бале, море каре кха̄н-кха̄н

Пракашананда Сарасвати, поскольку он был имперсоналистом, утверждал, будто Абсолютная Истина не имеет рук, ног, рта или глаз. Так он вводил всех в заблуждение, отрицая, что Господь обладает телом и является личностью. Пракашананда Сарасвати был настолько глуп, что его единственное занятие заключалось в попытках лишить Господа частей Его тела, доказывая безличную природу Господа. Хотя Господь имеет тело, Пракашананда Сарасвати пытался отрубить Ему руки и ноги. Это занятие демонов. Тех, кто не признаёт, что Господь имеет тело, Веды называют нечестивцами. Господь обладает формой, поскольку Кришна утверждает в «Бхагавад-гите» (15.15): ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйах̣. Произнося слово ахам, Кришна говорит: «Я», а «Я» указывает на личность. Затем Кришна добавляет слово эва, служащее убедительным подтверждением сказанного. Поэтому цель изучения философии веданты — это познание Верховной Личности. Любой, кто трактует ведическое знание с точки зрения имперсонализма, — демон. Достичь успеха в жизни может лишь тот, кто поклоняется Господу как личности. Однако санньяси-майявади отрицают существование у Господа личностной формы, дарующей освобождение всем падшим душам. Иначе говоря, демоничные майявади пытаются изрубить образ Господа на куски.

Богу-Личности поклоняются такие великие полубоги, как Господь Брахма и Господь Шива. Первый санньяси-майявади, Шанкарачарья, тоже признавал, что тело Господа трансцендентно: на̄ра̄йан̣ах̣ паро ’вйакта̄т — «Верховная Личность Бога, Нараяна, пребывает за пределами авьякты, непроявленной материальной энергии». Авйакта̄д ан̣д̣а-самбхавах̣ — «Материальный мир сотворен этой непроявленной материальной энергией». Однако Нараяна имеет нетленное тело, которое не было создано материальной энергией. Просто поклоняясь этому образу Господа, человек очищается. Однако санньяси-майявади, исповедующие философию имперсонализма, утверждают, будто тело Господа — это майя, иллюзия. Но разве можно очиститься, поклоняясь чему-то иллюзорному? У философов-майявади нет достаточных оснований для того, чтобы исповедовать имперсонализм. Они слепо придерживаются принципа, справедливость которого нельзя доказать с помощью логики и здравого смысла. То же самое относится и к Пракашананде Сарасвати, главному санньяси-майявади Бенареса. Он взялся преподавать философию веданты, однако не признавал форму Господа. В результате Пракашананда Сарасвати заболел проказой. Но даже несмотря на это, он продолжал грешить, называя Абсолютную Истину безличной. Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, постоянно совершает многообразные деяния и подвиги, однако санньяси-майявади считают их иллюзорными.

Некоторые утверждают, будто Пракашананду Сарасвати стали впоследствии называть Прабодханандой Сарасвати, однако это не соответствует действительности. Прабодхананда Сарасвати — это дядя и духовный учитель Гопалы Бхатты Госвами. В свою бытность грихастхой Прабодхананда Сарасвати жил в Шри Рангакшетре и принадлежал к вайшнавской Рамануджа-сампрадае. Считать Пракашананду Сарасвати и Прабодхананду Сарасвати одним человеком было бы ошибкой.