Шива
Третья глава называется прамПанчатита, что значит «за пределами материальной природы». Первая личность, которую Нарада Муни встретил — это был Господь Шива. Нарада Муни увидел, что Шива поглощен прославлением Господа Санкаршаны. Он воспевал Его славу и танцевал в экстазе. Когда Шива танцевал и Парвати хлопала в ладоши. Также Шива держал ритм своим инструментом дамару, который похож на мридангу, но только он в середине не толще, а уже.
Знание музыки имеет несколько изначальных гуру, и одни из них — это Нарада Муни и Шива. Господь Шива является великим музыкантом. Можно видеть почему они великие музыканты — потому что они воспевают славу Верховной Личности Бога.
Итак, Шива танцевал, Парвати держала ритм. Его спутники также танцевали, и говорили:
— Вся слава, вся слава Господу Шиве.
Нарада Муни стал прославлять Господа Шиву так, как он слышал от Брахмы.
Он пытался взять пыль с его лотосных стоп. Когда он это сделал, Шива спросил:
— Эй, что ты делаешь?
Затем они обнялись. Потом Нарада стал прославлять Шиву. Когда Шива услышал как Нарада прославляет его, он почувствовал большое неудобство, закрыл уши руками и спросил:
— Нарада, о чём ты говоришь? Что с тобой случилось? — Затем он закрыл рот Нараде и сказал, — Нарада, перестань говорить эти глупости.
Шива отказался слушать какое-то прославление себя как преданного. Нарада Муни попытался объяснить ему, почему он его прославляет. Поскольку Господь Шива знает славу Господа Кришны, и он может дать славу Кришны другим. Поэтому его положение очень возвышенно. Он настолько дорог Кришне, что много раз Кришна поклонялся ему и принимал от него почтение. Также есть один случай, что однажды Шива хотел получить благословение от Кришны. Шива сказал:
— Дай мне благословение, что мое положение будет выше, чем твое.
Кришна дал ему это благословение. Поэтому Шива сказал Нараде:
— Посмотри, как я горд. Ты говоришь, что я преданный, но преданный свободен от зависти и от гордости. Но я источник аханкары, ложного эго. Как же ты можешь считать меня преданным?
Нарада сказал:
— На самом деле Твое желание иметь положение даже более возвышенное, чем у Кришны было просто желанием показать этому миру, что по Своей милости Кришна позволяет Своему преданному быть более возвышенным, чем Он сам.
— Из всех видов поклонения, поклонение Вишну является наивысшим, однако даже более возвышенным является поклонение преданным Господа. — Так сказал Шива Парвати.
Почему? Поскольку Кришна настолько дорожит Своими преданными, что когда преданный доволен чем-то или кем-то, то и Он тоже доволен. Очень сложно попасть к Кришне непосредственно. Поэтому процесс достижения Кришне предполагает прозрачное посредство — Его преданных.
Шива стал закрывать рот Нараде и сказал:
— Не напоминай мне об этих ужасных случаях. Мне становится так стыдно, что я вел себя таким наглым образом с Господом.
Иногда Шива забывает, что Кришна — это Верховная Личность Бога. Когда Кришна сражался против преданных Шивы, Шива встал на сторону своих преданных и сражался против Кришны. Потом, когда Кришна победил Шиву и привел в чувства, то Шиве было очень стыдно за свои действия. Поэтому Шива просит не напоминать ему об этих случаях.
Нарада Муни дальше сказал:
— Ты очень дорог Кришне, поэтому для тебя нет возможности совершать оскорбления. Хотя иногда кажется, что ты совершаешь оскорбления, но Кришна никогда не считает их таковыми, поскольку ты так дорог Ему.
Из этого можно понять, что Кришна не принимает оскорблений от Своих преданных. Например, в соответствии свидья-маргам, никогда нельзя прикасаться к Божеству Господа своими стопами. Это очень сильное оскорбление, из-за которого человек может полностью потерять вкус к духовной жизни. Но во Вриндаване пастушки катаются на спине у Кришны, и Он не принимает это как оскорбление, поскольку пастушки очень дороги Ему.
Также считается оскорблением толкать ногами мать в грудь. Однако когда ребенок хочет пососать молоко из груди матери, он делает это, но мать не воспринимает его действия оскорбительными. Любовь прощает все оскорбления, сводя их к нулю. И Кришна так любит Господа Шиву, а Шива, в свою очередь, испытывает такую огромную любовь к Кришне, что нет вопроса об оскорблениях. Поэтому Брахма отмечает, что положение Господа Шивы гораздо более высокое, нежели его собственное.
Далее Нарада Муни продолжал: «Хотя ты даешь блага оскорбителям вайшнавов, по милости Кришны существуют некоторые неточности в этих благословениях».
Об этом повествуют истории о Калаяване и Джаядратхе, которые получили благословения Господа Шивы.
Калаявана был сыном Гарги (Гарга Риши). Гарга, желая иметь очень сильного сына, 12 лет ел только ржавчину и милостью Господа Шивы он получил его. Калаявана был очень сильным, и он также получил благословение от Шивы, что его никогда не одолеют Ядавы, которые в то время были самыми сильными. Даже Кришна, будучи представителем семейства Ядавов, не мог убить его.
Джарасандха знал об этом и послал Калаявану воевать с Кришной. И когда Калаявана напал на царство Кришны, Он убежал от Калаяваны, как будто был слабее противника. Поэтому другое имя Кришны — Радичьорджи, «тот, кто сбежал с поля битвы», поскольку он боялся Калаявану. Кришна убегал, а Калаявана гнался за ним. И Кришна вошел в пещеру Мучукунды, великого мудреца, а Калаявана вошел в пещеру вслед за Кришной. Там было очень темно, и Калаявана, наткнувшись на спящего Мучукунду, подумал: «О! Это Кришна!» И он толкнул ногой мудреца, и когда Мучукунда проснулся, от одного его взгляда Калаявана сгорел дотла.
Джаядратха, сын царя Видьякшатры, также получил благословение Господа Шивы на то, что сможет одерживать верх над всеми Пандавами. Единственным исключением был Арджуна. Однажды Абхиманью прорвал фалангу армии, в которую собирались проникнуть Пандавы. И по замыслу, Абхиманью должен был проложить Пандавам путь. Никто, кроме Арджуны, не знал, как разорвать строй противника, и каким образом вырваться оттуда. Но Арджуна в тот момент сражался одновременно с семью воинами, и потому не мог помочь Пандавам. Фаланга, которая была создана Дроначарьей, очень сильно разрушила армию Пандавов. Абхиманью сказал, что знает, как прорвать ее, но ему не было известно, как выйти из нее. Когда Абхиманью находился в лоне Субхадры, он услышал рассказ Арджуны о том, как можно это сделать. Но когда Арджуна объяснял, как выйти из фаланги, Субхадра уснула. Поэтому Абхиманью знал только то, как войти в фалангу, но как выйти из нее — не знал. Другие Пандавы — Юдхиштхира, Бхима, Накула, Сахадева сказали Абхиманью: «Ты должен только прорвать строй Кауравов. Мы последуем за тобой, а затем поможем тебе вырваться». Однако они помнили, что Джаядратха имеет благословение Шивы, благодаря которому он может победить всех Пандавов, кроме Арджуны. Кауравы поставили Джаядратху на входе в фалангу и сказали ему: «Просто следи за тем, чтобы Пандавы не прорвали фалангу». Было устроено так, чтобы Арджуна сражался с другими воинами и не смог отлучиться. Как только Абхиманью вошел, они сомкнули строй. Джаядратха остановил четырех Пандавов, и, благодаря благословению Господа Шивы, Пандавы не могли победить его. В тот день семь махаратхов — Карна, Дрона и другие, объединившись, убили совершенно безоружного Абхиманью. Кауравы уничтожили все, даже его меч, и Абхиманью пришлось драться, используя колесо. Но, даже держа в руках колесо, он оставался непобедимым. Затем, когда стрелами было уничтожено и колесо, Абхиманью остался безоружным, а Духшасана мечом снес ему голову. На следующий день Арджуна принял обет, что убьет Джаядратху. Он сказал: «Или я убью Джаядратху, или уйду в огонь». Кауравы обрадованно воскликнули: «Арджуна в наших руках! Надо защищать Джаядратху всего один день, и тогда Арджуне придет конец! Он будет мертв!» Кауравы построили особую фалангу, сквозь которую практически невозможно было пробраться к Джаядратхе. Все великие воины защищали его. Приближался вечер, но Арджуна не мог не то, что убить, он не мог даже приблизиться к нему. И в тот момент Кришна запустил Свою Сударшана-чакру, которая закрыла своим диском солнце. Кауравы возликовали, потому что решили, что солнце село. Это означало их победу над Арджуной. «Мы победили, поскольку Джаядратху мы спасли, и солнце село». Они расслабились и потеряли бдительность. Тогда Кришна убрал этот диск, и солнце вдруг засияло во всю силу. Арджуна выпустил свои стрелы, одна из которых насмерть сразила Джаядратху. В тот момент Кришна также напомнил Арджуне о том, что в момент рождения Джаядратхи голос с неба оповестил, что он умрет на поле битвы. И в тот же момент отец Джаядратхи, Видьякшатра, произнес проклятье: «Тот, кто станет причиной смерти моего сына, лишится своей головы, которая, упав на землю, расколется на тысячу частей». Поэтому Арджуна выпустил еще одну стрелу, которая попала в голову, падающую с плеч Джаядратхи, и перенесла ее в Кошалу, место, где отец Джаядратхи совершал аскезы и медитировал. Голова Джаядратхи упала прямо на колени его отца. Видьякшатра от неожиданности и удивления немедленно вскочил.
И когда голова Джаядратхи упала на землю, голова Видьякшатра мгновенно раскололась на тысячу частей.
Вернемся к диалогу Господа Шивы и Нарады Муни.
Господь Шива сказал, что наивысшими преданными Господа Кришны являются обитатели Вайкунтхи, и стал прославлять их. Парвати напомнила, что среди всех обитателей Вайкунтхи величайшей преданной является Маха-Лакшми. Она получает величайшую милость Кришны и постоянно находится на груди Господа Шри Хари. Ей поклоняются все на Вайкунтхе, поскольку именно от Нее можно получить знание, отречение и преданность. И когда Нарада уже собирался отправиться на Вайкунтху в поисках наивысшего преданного, Господь Шива сказал: «Нарада, знай, что еще более возвышенным преданным, чем обитатели Вайкунтхи, является Прахлада Махараджа. Сам Кришна сказал, что из всех Его преданных Прахлада — наилучший».
В тот момент, когда Нрисимхадев убил Хираньякашипу, на Прахладу пролилась милость Господа. Господь хотел дать ему освобождение, но Прахлада просил только преданности. Это благословение получили также Бали и другие родственники Прахлады Махараджи, поскольку Прахлада был великим преданным. Поэтому Господь Шива посоветовал Нараде Муни отправиться на Суталалоку, чтобы встретить там Прахладу Махараджу.