Философия Шанкарачарьи
Господь Шива отметил, что он по наставлению Верховной Личности Бога ввел в заблуждение некоторых атеистичных демонов, распространив философию майавады. В Падма Пуране описывается, как Господь Шива говорит Парвати как в кали-югу он придет как брахман и будет давать майаваду, скрытый буддизм, скрытое учение о пустоте, для того, чтобы установить временные писания для того, чтобы совершить определенную миссию. Более понятно это было объяснено Прабхупадой, что Шанкарачарья должен был принести имперсональное учение. Поскольку если бы он представил персонализм буддистам, то буддисты не признали бы его и отказались от концепции Бога как личности.
Шанкарачарья ввел концепцию Абсолюта как имперсональную. Таким образом он установил авторитет Вед, который был отвергнут Буддой и его последователями. Благодаря отвержению Вед они стали атеистами. Без Вед нет способа понимания Верховной Личности Бога. Поэтому Шанкарачарья по наставлению Кришны ввел Веды очень хитрым образом. Он победил буддистов и установил брахма-ваду — временное философское заключение Вед. Так Шанкарачарья прогнал буддизм из Индии. Затем после этого вайшнавские ачарьи распространили дуэстическую философию Вед. В конце концов пришел Чайтанья Махапрабху и гармонизировал всё Своей философией ачинтья-бхеда-бхеда. Ачинтья — это «непостижимо». Но в то же время существует одновременная разница между единством и различием между дживой, ишварой и пракрити.
Веды имеют отношения с этими тремя категориями: ишвара, джива и пракрити.
Эти категории расширяются в БГ. Добавляются ещё две: карма и кала. Далее это расширяется через философию санкхью в 16, потом в 24, иногда даже в 48 категорий. Основные три момента — это Господь, Его неотъемлемые частицы — живые существа и внешняя энергия. Майавади говорят, что всё едино: ишвара, пракрити и джива. Поскольку все они — трансформация Брахмана. Когда Брахман трансформируется, когда на Брахмана оказывает влияние гуна благости, то Он трансформируется как ишвара. Инкарнации Господа — это инкарнации Брахмана, на которые повлияла гуна благости. Когда на Брахман влияют гуны страсти и невежества, то тогда проявляются дживы. Когда джива освобождается от влияния страсти и невежества и достигает гуны благости, то тогда джива становится Нарайаной. Это очень ловкая философия майавади. А пракрити — это ложное понимание Брахмана, митхья.
Однако ачарьи отметили то, что джагат не митхья, а отражение Брахмана, а Ишвара является наивысшим вечным абсолютом, а живые существа являются его вечным частицами. Существует вечная разница между дживой и ишварой, но в то же время существует вечное подобие. Подобие в том, что ишавара и джива подобны, а разница в том, что ишвара абсолютна, а джива — частица. Таким образом вайшнавы установили двайта-ваду, философию дуализма.