Вопросы
— В одной беседе Шрилы Прабхупады говорится о позиции великого ачарьи. Прабхупада отмечает, что величайшие ачарьи — это Маха Вишну и Сада Шива. Сада Шива — обитатель Вайкунтхи. Он в духовном мире.
— Сада Шива не отличен от Маха Вишну.
— Вы говорили о Шиве как о наивысшем вайшнаве, однако здесь мы видим как он говорит: «У меня нет качеств, чтобы попасть на Вайкунтху».
— Да, Господь Шива — это парам вайшнав. Однако когда мы приходим на другой уровень, то видим, что его положение ниже, чем положение спутников Господа на Вайкунтхе. Некоторые писания говорят, что обитатели Вайкунтхи — наивысшие преданные. Итак, если мы смотрим на уровень, высший, чем Вайкунтха, то видим, что положение обитателей Вайкунтхи ниже, чем у обитателей более высших уровней. На духовном уровне также есть сравнения.
Это очень хорошо объясняется в ЧЧ. Какова изначальная раса у личности, такую он и считает наивысшей. У кого шанта-раса, то считает, что шанта-раса — наивысшая и т.д. Однако, если мы воспринимаем со средней точки зрения, то существует разница, которая заключается в том, что шанта ниже, чем дасья, дасья ниже сакхьи и т.д. Однако, это не означает, что кто-то соревнуется, пытаясь перейти из одной расы в другую. Все находятся в совершенном положении. Они не хотят ничего другого. Но если чего-то они и хотят, так это спуститься с более высокого уровня на более низкий.
Например, гопи молились:
— О, как повезло флейте, как повезло Ямуне! Хотя гопи находятся на наивысшем уровне преданности, они считают, что другие получили больше.
Итак, это ещё один трансцендентный момент. Мы не можем понимать это с мирской платформы.
— Гоп Кумар был преданным Кришны, а почему он оказался ниже, чем Голока?
— Вы можете жить в Бенаресе, но когда вы отправляетесь из Вриндавана в Бенарес, то вы не попадаете прямо в Бенарес. Вам приходится идти через Аллахабад и т.д. Он проходил мимо этого, и он пришел на Шивалоку. Потом он пришел во Вриндаван, чтобы дальше заниматься преданным служением, чтобы очистить себя и достичь квалификации для достижения Вайкунтхи.
— Вопрос не слышен.
— Гоп Кумар сам стал духовным учителем. Гоп Кумар потом начал наставлять брахмана. Кому он рассказывает эту историю? Гоп Кумар и есть духовный учитель. Позднее мы увидим, что Шримати Радхарани лично посылает Гоп Кумара в кунджу во Вриндаване, чтобы он пролил свою милость на этого брахмана, чтобы тот мог вернуться назад в духовный мир.
— Вишнудуты приходят забирать преданных Нарайаны. А как насчет преданных Кришны?
— В Брихад-Бхагаватамрите мы видим, что Гоп Кумар потерял сознание и упал в Ямуну. Затем он понял, что его переносят на каком-то аппарате с огромной скоростью в чём-то. Мы можем понять, что Ямуна перенесла его на Голоку Вриндавана.
— Вопрос про изменения в Матхуре и Вриндаване.
— Да. Эти изменения, которые мы видим мирскими глазами — это искусственные изменения. Но когда вы действительно видите, то вы увидите, что может быть во Вриндаване несколько новых зданий там или здесь, однако Вриндаван как таковой остается тем же самым.