Вопросы
— Вопрос не слышен.
— Прежде всего вайшнав адоша-даша. Он не видит никаких ошибок в личностях.
Он видит просто качества, которыми эта личность обладает. Например, брахман сказал: «Я не великий преданный», а Нарада Муни не ответил: «Да, конечно, я понял, ты не преданный». Нет. Не таково умонастроение преданного. Наоборот, когда личность принимает такое смиренное положение, почтение к ней увеличивается. Когда вы видите чистоту сердца и сознания... Когда Нарада Муни уходил от брахмана, он предложил ему поклоны. Поскольку брахман вел его к более высокой платформе. Он воспринял его как гуру, поскольку тот давал ему наставления в духовном пути.
С другой точки зрения, Нарада Муни никого не критиковал. Этот момент появляется позднее, когда Кришна отчитывает Сатьябхаму. Нарада Муни почувствовал себя неловко, поскольку заметил, что ищет недостатки в царицах Двараки. Однако эти дефекты находятся для того, чтобы прославить обитателей Вриндавана. Такова цель — не оскорбить кого-то, а прославить преданных Вриндавана.
— Кажется, что аргументы брахмана относительно царя не так сильны.
— Сила аргумента в основном относится к искренности прославления. На духовном уровне сила аргумента не имеет большого отношения к логике, но скорее к искренности. Когда брахман говорил, Нарада Муни заметил искренность, и это убедило Нараду. Также, с точки зрения Писаний мы можем понять, что начало духовной жизни — это варнашрама.
Когда Чайтанья Махапрабху спросил у Рамананды Рая относительно конечной цели жизни, первое, что сказал Рамананда Рай — это о варнашраме. Есть две стороны наставлений Чайтаньи Махапрабху — одна Санатане Госвами, а другая Рамананде Раю. Мы можем видеть, что первой частью духовной жизни является варнашрама. Однако она не является чистым преданным служением. Но когда в варнашраме преданность является главным принципом, позиция кшатрия является более высокой, чем занятия брахмана. Поскольку брахман должен заниматься поклонением Господу. Но когда кшатрий, несмотря на то, что он занят царскими делами, занимается служением Верховной Личности Бога, то его служение считается более высоким.
На земле и на других планетах чистая преданность всегда смешана с кармой и гьяной. Чистое преданное служение недоступно в этой вселенной. Тогда как же чистые преданные, которые находятся в этой вселенной? Санатана Госвами поместил их в разные категории. Когда он вышел из вселенной, он отправился к Господу Шиве, и прославив позицию обитателей Вайкунтхи, Шива сказал, что они даже выше, чем Прахлада Махарадж, который обитает на низших планетарных системах. Чистый преданный может находиться где угодно. Он сияет чистотой своей преданности, где бы он ни был.
— Мы считали, что Шримад-Бхагаватам является сутью всех писаний, но это писание является сутью Шримад-Бхагаватам. Что же является сутью всех писаний?
— Это ачинтья — непостижимо. Это ананда буддхи вардханам — этому нет конца. Если вы думаете, что есть конец, то это не Абсолют. Абсолют не имеет ни начала, ни конца. Духовная природа абсолютна.
— Как же эти писания могут постоянно проявляться?
— Наше положение: стать даса даса анудаса — чем ниже вы опускаетесь, тем больше милости получаете. Есть материальный пример. Когда вы берете телескоп, чем больше линз в телескопе, тем больше его сила, тем лучше видно. Подобным образом на духовной платформе чем больше вы имеете между вами и Кришной, тем лучше видно.
— Как связаны милость и бхакти деви?
— Господь Шива сам по себе преданный, и он действует как гуру. Когда мы подходит к вратам, он говорит: «Хорошо, проходи». Спутники Шивы, Ганеш, Нанди, дают нам наставления, что этот Господь Шива не отличен от Вишну.
Пураны говорят, что является величайшим оскорблением видеть Шиву и Вишну как разных личностей, на разном уровне. Преданные видят Шиву не отличным от Вишну. Это ещё одна форма, ещё одна трансформация. Как Вишну и Кришна не отличны, также Вишну и Шива не отличны.
Однако, когда мы будем дальше обсуждать Брихад-Бхагаватамриту, мы увидим, что положение Господа Шивы не является наивысшим на духовном уровне. Это было отмечено самим Шивой. Гораздо лучше, когда сама личность отмечает, что есть кто-то более высокий, чем он, чем когда это делает кто-то другой.
— А как бхакти деви связана с этим?
— Бхакти деви относится к Радхарани. Она её экспансия.
Мы отмечали оскорбление видеть Шиву и Вишну как разных личностей, но есть нама-апарадха, считать Вишну и Шиву стоящими на одном уровне.
Если мы пытаемся опустить Нарайану до этой позиции, то это оскорбление.
Есть два способа глядеть на этот момент. Если мы опускаемся с абсолютной точки зрения до относительной, то это оскорбление, однако, видеть Шиву на абсолютном плане благоприятно для нашего развития. Второе оскорбление — это считать имена Брахмы и Шивы стоящими на одном уровне. Иногда преданные Шивы считают, что Вишну равен Шиве. Это майавада.