Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Брихад-Бхагаватамрита

Вопросы

Вопросы

— В третьей главе первой части описаны покрытия вселенной. Там указано, что на уровне огня поклоняются Сурья-деве. Сурья — это полубог?

— Нет, это форма Нарайаны.

 

— Вы говорили, что первый контролирующий — это Дхарани деви, однако вода, огонь, воздух, ложное эго, махат-таттва... Кто контролирующий?

— Я не описал этого, потому что этого нет в книге.

 

— Когда Гоп Кумар достигает уровня пракрити, то олицетворенное эго говорит ему: «Ты можешь поклоняться мне ради освобождения и преданности». Однако кажется, что до этого он ей не поклонялся...

— Внутренне он имел к ней почтение. Поэтому он и получил её милость. Он не хотел ничего кроме преданности Кришне. Это само по себе было поклонением ей. Но здесь она проясняет всё. Мы не можем выбраться из материальной природы, не можем достичь освобождения или преданности, не будучи почтительны к маха-майе. Хотя мы не ставим на один уровень, но мы должны поклоняться им как преданным, как, например, Деви и Шиве.

 

— Когда он был в её обители, в Девидхаме, он увидел яркий свет, а потом Верховную Личность Бога, а потом как Господь Шива спускается с высшего уровня...

Нет. Это не было вне её дхамы. Это было на уровне брахмаджьоти. Он мог видеть и личностную форму Господа и безличностную. Санатана Госвами отмечает, что Упанишады иногда описывают Господа как личностного или как имперсонального Брахмана. На этом уровне он мог видеть и личностные и безличные аспекты.

 

— Шива опускался с высшего плана...

— Он нисходил. Это указывает, что его обитель выше, чем брахмаджьоти.

 

— Игры Гоп Кумара произошли во время игр Кришны во Вриндаване?

— Сложно измерить это понятиями времени. Наверное, в какое-то другое время. Поскольку Гоп Кумар был рожден на Говардхане, и игры Кришны там уже не происходили. Единственно, что я могу сказать, это то, что это не было в то время. Это было или раньше или позже. Только один раз в день Брахмы игры Кришны проявляются.

 

— Мы знаем, что Гоп Кумар не хотел присоединиться к группе Радхарани. Он не искал мадхурья расы. Он сознательно искал сакхья расу? Даже не смотря на то, что имел милость Радхарани?

— Да. Это показывает, что каждый преданный ищет своего положения.

 

— Мне кажется, что он получил мантру беспричинно... Брахман получил мантру от деви, а деви — это экспансия Шримати Радхарани. Это указывает на то, что Радхарани проявила свою милость... Можно ли понимать, что если человек попадает в духовный мир, то он также получил и милость Шримати Радхарани?

— Да. Особенно попасть во Вриндаван — это особенно зависит от Радхарани. Поскольку она Вриндаванешвари. Без её милости попасть во Вриндаван — это всё равно, что въехать в страну без разрешения царя...

 

— Мы знаем, что Кришна является раз в день Брахмы. Но Кришна — это также и юга-аватара.

— ...Однако другой Кришна — это юга-аватара, который является экспансией Кширодакашайи Вишну.

 

— Вопрос не слышен.

— По моему Он не проявляет Себя как пастушок. Но когда Гоп Кумар был на Вайкунтхе, он видел Нарайану как пастушка тоже. Поэтому пастушок может играть в эти игры, но разница в том, что Он не будет той же личностью, что обитает на Голоке.

 

— Я так понимаю, что юга-аватара устанавливает юга-дхарму. Юга-дхарма — это поклонение Божествам в двапара-юге. Почему тогда Кришна пришел в самый конец Двапара-югу?

— Поклонение Божествам уже происходило когда Кришна пришел. В ЧЧ указывается, что Шишупала и Джарасандха поклонялись Нарайане. Однако Кришна подтвердил это поклонение Божеству как юга-дхарму через Свои игры. Почему Он сделал это в конце Двапара-юги я не знаю. Если бы это было Его главной целью, то Он пришел бы в начале.

 

— Я слышал в этой кальпе двапара и трета поменялись местами...

— Да. На 28 дивья-юге двапара и трета перекрываются. Правильная последовательность: сатья, двапара, трета и кали. Однако в этот век, когда Кришна Сам приходит двапара начинается перед третой. В Пуране описывается причина этого. Это произошло благодаря проклятию Бхригу, который проклял юги. Истинная причина, конечно, в том, что Кришна приходит в двапара-югу, которая приходится прямо перед кали. Потому что Махапрабху приходит в кали-югу. И если бы Кришна пришел в правильную двапара-югу, после которой была бы ещё трета-юга, то тогда явление Махапрабху не было бы настолько важным. Поэтому, чтобы непосредственно связать явление Махапрабху и Кришны, двапара находится непосредственно перед кали-югой.

 

— Вы говорили, что Гоп Кумар положил свою руку на Джанашарму и дал ему духовную потенцию, осознание. Но мы должны сами достичь этого...

— Прабхупада критиковал майавади, когда они делали это и потом говорят: «О, я всё потерял. Я отдал всё, что у меня было тебе». Это глупость. Но авторитетный духовный учитель может дать знание своему ученику просто благословив его.

 

— Это напоминает мне игры Нароттама дас Тхакура. Вы сказали, что Господь Чайтанья передал ему прему...

— Махапрабху хотел распространить Кришна прему. Для этого Он сохранил её.

Он должен был передать её квалифицированному распространителю. Это и был Нароттам дас Тхакур. Этот случай указывает на то, что по милости Чайтаньи Махапрабху пришел Нароттам дас Тхакур, и он действовал как один из величайших проповедников своего времени.

 

— Я поняла, что Лакшми-деви не может войти в игры на Голоке. Но мы цитировали стих, где говорилось, что все гопи — это экспансии Лакшми-деви...

— Когда мы говорим, что Лакшми мечтает попасть в игры Кришны во Вриндаване, то это Лакшми на Вайкунтхе. До тех пор, пока она поддерживает умонастроение Вайкунтхи, она не может попасть во Вриндаван. Даже она должна предаться какой-то гопи Вриндавана, чтобы попасть во Вриндаван. До тех пор, пока вы не подчиняетесь кому-то из обитателей Вриндавана, вы не можете оказаться там. Даже Лакшми-деви не может туда попасть.

 

— Но говорится, что гопи — это Лакшми.

— В этом стихе объясняется, что положение гопи даже более возвышенно, чем положение Лакшми.

 

— Мы слышали, как Гоп Кумар попал в духовный мир. Мы вчера слышали как уходил Нароттам дас Тхакур. Также мы знаем игры ачарьев, то, как они уходили в духовный мир.

— Нароттам дас Тхакур — вечный спутник Чайтаньи Махапрабху. Он всегда вместе с Ним в духовном мире. Поэтому нет вопроса о том, чтобы он возвысился до духовного мира. Он не был обусловленной душой. Он вечный спутник Махапрабху. Он низошел для того, чтобы участвовать в Его играх.

Хотя он не присутствовал в то время, когда Чайтанья Махапрабху совершал свои игры в то время...

 

— Прабхупада говорил, что мы поклоняемся Божествам Радха-Кришны в умонастроении Лакшми-Нарайаны. Мы говорили, что Лакшми не может войти в игры Кришны...

— Поклонение Божествам в храме можно совершать двумя способами: в соответствии с видхи-марги и рага-марг. Когда поклонение совершается в духе видхи-марг, то это поклонение в духе Лакшми-Нарайаны, поскольку присутствует дух почтения и смирения. Но когда это рага-марг, то это Радха-Кришна. На самом деле Радха и Кришна могут проявлять Себя как Лакшми-Нарайана. Радха-Кришна в Двараке — это Маха Лакшми и Васудев.

 

— Кришна — это изначальный Нарайана...

— Да, но мы не делаем вид, что мы наивысшие рупануги. Мы следуем видхи-бхакти. Преданное служение на уровне рага-марги предназначено для чистых преданных. Когда Рупа и Санатана Госвами поклонялись Радхе и Кришне, то это было поклонение на уровне рага-марг. У них были Божества Мадаха-Мохана и Говиндаджи. Томала Кришна Махарадж рассказывал случай из Бхакти-ратнакар о том, как он пришел в храм Мадана-Мохана, где была старая женщина, у которой был сын. И Мадан-Мохан обычно приходил и играл с сыном. Он приходил и ел вместе с сыном всё, что готовила женщина. Проблема была в том, что эта женщина была очень старая. Она готовила, не принимая омовений. Она не имела ни малейшего понятия о том, что готовит для Верховной Личности Бога. Санатана Госвами сказал ей:

— Ты не должна так поступать. Ты должна принимать омовения.

Тогда она приняла всё это очень серьезно. Это была очень старая женщина и очень бедная. И чтобы по настоящему приготовить для Кришны, она однажды отправилась совершать омовение и опоздала. Кришна пришел с мальчиком и увидел, что прасад ещё не готов. Кришна начал плакать. Санатана Госвами тогда понял, что Кришна принимал преданность, что эта женщина — величайшая преданная, и Кришна принимал её преданность. Чистота и всё, что необходимо для Божеств, не шло в счет.

Даже Санатана Госвами, когда принес Мадан-Мохана, поставил Ему условие:

— Ты сын царя. У Тебя очень богатые замашки. Я не могу о Тебе правильно заботиться.

— Но Я хочу с тобой отправиться. — Сказал Мадан-Мохан.

— Ладно, я могу Тебя взять с собой, но при одном условии: всё, что я предлагаю Тебе, Ты принимаешь. Ты не можешь указывать мне.

Санатана Госвами имел только то, что получал как пожертвование. Он готовил из этого и предлагал Мадана-Мохану. У него даже не было соли. И однажды Мадана-Мохан сказал:

— Не мог бы ты хотя бы соли немного добавить?

— Я же Тебе говорил, что не могу всем этим заниматься. Если хочешь, можешь Сам всё устроить. Ты устраиваешь всё для всех во всей вселенной, так что, можешь и Сам о Себе позаботиться.

В этот момент лодка села на мель. Лодка была полна соли. Продавец вез лодку на продажу, и она застряла на мели.

 

— Что это за пять моментов, когда Гоп Кумар встречал своего гуру?

— Первый раз — когда он получил мантру. Второй раз в Джаганнатха Пури. Последние три раза это происходило во Вриндаване. Сначала, когда он пришел во Вриндаван, и два других раза — когда он возвращался во Вриндаван, с высших планет и с Вайкунтхи.

 

— Относительно того, что мы должны поклоняться Божествам как Радхе и Кришне. Во всем мире Божества не одеты как Лакшми-Нарайана, а как Радха-Кришна или Кришна-Баларам.

— Нет. Мы поклоняемся в умонастроении Лакшми-Нарайаны. Мы не поклоняемся им как пастушок поклоняется Радхе и Кришне. Как пастушки обращаются Радхе и Кришне во Вриндаване? Это очень близкие отношения. Например, Санатана Госвами обращался с Мадан-Моханом. Это рагануга-садхана — неформальные отношения. Когда отношения уже установлены с Кришной, тогда такое поклонение уже может происходить. В противном случае отношения со смирением и почтением. Есть пример: во Вриндаване пастушки прыгают на спину Кришне, наступают на Кришну. Можете ли вы сделать это с Божеством?