Вы здесь:  

Главная страница

Брахма самхита. Комм. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати

20 стр

КОММЕНТАРИЙ: Из-за отсутствия духовного вкуса в умах тех, кто скованы материальным знанием, возникает серьезное сомнение. Слушая повествования об играх Кришны, они думают, что истина (таттва) относительно Кришны есть ничто иное, как вымысел ума некоторых образованных ученых, созданный их образными умственными способностями из элементов, извлеченных из материальных принципов. Чтобы развеять это губительное сомнение, в этой и трех последующих шлоках, после установления различия между такими двумя понятиями, как дух и материя, Брахма попытался рациональным образом заставить постичь чистую лилу Кришны, которую он достиг своим беспримесным экстатическим трансом. Брахма желает донести до наших умов, что форма Кришны исполнена вечности, знания и блаженства, в то время как материальная деятельность пропитана невежеством. Хотя между этими понятиями существует определенное различие, основная суть заключается в том, что духовные занятия являются абсолютным источником, в котором вечно представлены детализация и разнообразие. Именно они обуславливают трансцендентную обитель, форму, имя, качества и игры Кришны. И только человек, обладающим чистым духовным знанием и свободный от любых отношений с Майей, способен оценить любовные игры Кришны. Как духовная обитель, место трансцендентных игр, исходящая из потенции чит и состоящая из чинтамани (трансцендентного философского камня), так и тело Кришны абсолютно духовно. Поскольку Майа является искаженным отражением духовной потенции, разнообразие, создаваемое Майей (невежеством) также представляет собой искаженное отражение духовного разнообразия. Поэтому в этом материальном мире присутствует лишь жалкое подобие духовного разнообразия. Несмотря на некоторое сходство, они полностью отличаются  друг от друга. Недостатком материи является ее вредность?; что же касается духа, то ему присуще разнообразие, лишенное каких бы то ни было примесей осквернения. Не существует разницы между душой и телом Кришны, в отличие от души и тела упавших душ. В духовном мире нет разницы между телом и душой, между частями тела и их владельцем, между атрибутами и обладающим ими объектом этого мира. Такое различие свойственно обусловленным душам. Хотя тело Кришны состоит из частей, каждая Его часть представляет собой целую сущность, которая способна выполнять бесконечное множество божественных духовных функций других частей. Следовательно, Он есть неделимое целое и совершенное трансцендентное существо. Как Кришна, так и джива трансцендентны и принадлежат к одной и той же категории. Но они отличаются 

Далее: