Чистое духовное существование души должным образом проходит в чистом времени и пространстве. Поэтому необходимо понять, что индивидуальная душа располагается в чистом времени и пространстве. Так как у души есть надлежащее местожительство, мы можем признать, что у нее есть постоянное местожительство. И поскольку у души есть постоянное местожительство, мы можем понять, что у души также есть чистое духовное тело и облик. Затем мы должны признать, что этот облик обладает духовными качествами, такими как красота, сила воли, чувства и действия. Этот облик нельзя увидеть с помощью чувств материального тела, поскольку он запределен и полностью духовен. Как все органы грубого материального тела составляют гармонию и проявляют таким образом его красоту, так и духовное тело состоит из духовных чувств и являет собой идеальную форму, напоминающую грубое материальное тело. Различие между грубым материальным телом и духовным заключается в том, что духовная душа является
обладателем грубого материального тела. Поэтому тело и его владелец отличаются друг от друга. Но в духовном теле нет разницы между телом и его владельцем.
Каждый объект можно распознать по двум признакам — по облику и деятельности. Сознание или знание — признак освобожденной души. Живое существо является олицетворением знания, то есть его тело состоит из чистого знания. Признак его деятельности — блаженство. Поэтому существование освобожденной души — это абсолютное духовное счастье. В чистом состоянии дживы ее эго, сердце, ум и чувства неотличны от ее сознания. Но в обусловленном состоянии души материальное счастье и страдания, которые есть не что иное, как отражение духовного блаженства, являются признаками ее деятельности. Всеведущая Сверхдуша вечна, полна знания и блаженства. Другое имя всеведущей Сверхдуши — Бхагаван. Материальный мир и живые существа исходят из Его высшей энергии. Когда мы говорим о живом существе, мы имеем в виду мельчайшую духовную искру. Аналогично, когда мы говорим о Господе, мы имеем в виду абсолютную духовную Личность. Чистые живые существа видят эту Личность как самую красивую и очаровательную, исполненную всех замечательных качеств. Наделенный неописуемыми сладостными качествами, прекрасный Шри Кришначандра проявляет вечное блаженство и увеличивает красоту Вайкунтхи. Чистые живые существа вечно околдованы Его красотой, а обусловленные живые существа ищут Его красоту в играх Враджа. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами объясняет, что живые существа обладают пятьюдесятью качествами в незначительной степени. В Господе Нараяне эти пятьдесят качеств присутствуют во всей полноте вместе с десятью другими качествами. А Шри Кришначандра, излучающий духовное блаженство, обладает шестьюдесятью четырьмя качествами. Поэтому преданные признают Господа Кришну как наивысшее проявление Верховного Господа. Самбандха означает установление взаимоотношений между этими тремя субъектами. Это уже описывалось в следующих стихах «Бхагавад-гиты» (7.4-7):
бхумир апо ‘нало вайух кхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».
апарейам итас тв анйам пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо йайедам дхарйате джагат
«Помимо этой, низшей энергии, о могучерукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые пользуются тем, что создано материальной, низшей энергией».
этад-йонини бхутани сарванитй упадхарайа
ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха
«В этих двух природах берут начало все сотворенные существа. Знай же, что Я — начало и конец всего в этом мире, который суть соединение материи и духа».
маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива
«О завоеватель богатств, нет истины превыше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».
Высшая Истина одна — Господь. Живые существа и материальный мир проявлены из аспекта высшей энергии, поэтому вся вселенная — производная Его энергии. Это заключение нанесло поражение существующим издавна философиям, таким как виварта, теория майявади об иллюзии, и брахма-паринама, теория изменения Всевышнего. Мы не принимаем виварту и паринаму Верховного Господа, скорее мы согласны с тем, что всё возможно благодаря действиям и последствиям высшей энергии. Живые существа
и материальный мир проявлены энергией Верховного Господа, они считаются отделенными от Господа, но у них нет независимой силы. Они ничего не могут сделать без милости Господа. Это ясно описывалось в первой и во второй главах этой книги. Мы можем кратко сказать, что Господь — их единственное прибежище и они абсолютно зависимы от Него. Господь — единственная причина их существования, поэтому они полностью находятся под Его покровительством. Особая характеристика живых существ состоит в том, что они по своей природе обладают сознанием, поэтому их единственное прибежище — верховный сознающий Господь. Материальный мир для живых существ подобен чужбине и поэтому не способен дать им прибежище. Вечные обязанности дживы теперь трансформировались в материальную деятельность, а ее любовь к Господу превратилась в привязанность к материи. Уменьшение этой привязанности и увеличение истинной привязанности человека называется шрейя, или конечное благо. Поэтому между материальным миром и живыми существами нет вечных взаимоотношений. Даже незначительные взаимоотношения — кратковременны и недолговечны. До тех пор пока человек не достиг освобождения по милости Господа, ему следует принимать материальную связь как неизбежное для поддержания жизни. Человек не может достичь освобождения методом поиска и исследований, но он может легко обрести его по милости Господа. Поэтому человек должен отвергнуть стремление к освобождению и материальным наслаждениям. Единственный долг живого существа — исполнять свои конституциональные обязанности, практикуя юкта-вайрагью без стремления к материальным наслаждениям или освобождению. Материальный мир — порождение внешней энергии, которая является тенью высшей энергии и служанкой Господа. Поэтому понятно, что внешняя энергия всегда исполняет волю Господу. Эта материальная вселенная — обитель наслаждений для живых существ, которые отвернулись от Господа. Единственный путь освобождения из темницы майи — преданное служение Господу, как утверждается в «Бхагавад-гите» (7.14):
даиви хй эша гуна-майй мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте майам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти».
Мы рассмотрели взаимоотношения, или самбандху, между тремя субъектами, а сейчас я попытаюсь вкратце объяснить абхидею и прайоджану. Процесс, с помощью которого достигается прайоджаиа, называется абхидея. Поэтому я рассмотрю сперва прайоджану. В материальном мире состояние души — крайне жалкое, поскольку, несмотря на то, что она является чистым духом, она отдала себя в рабство материи. Душа считает себя порождением материи и страдает от неимения чего-то материального. Иногда она скорбит оттого, что ей не хватает пищи, иногда Она страдает от лихорадки и других болезней, а иногда она занимается отвратительной деятельностью, чтобы привлечь внимание женщин. Иногда она восклицает: «Я умираю!», а иногда она говорит: «Меня спасет это лекарство». Иногда она тонет в жутком океане скорби из-за смерти своих детей. Иногда она возводит большой дворец, живет в нем и думает: «Теперь я царь». Завидуя другим, она думает: «Я великий герой». Иногда она удивляется, посылая телеграмму, иногда она пишет книгу по медицине и становится знаменитостью, иногда она изобретает паровоз и считает себя великим ученым, а иногда определяет движение звезд и объявляет себя астрологом. Такие люди оскверняют свои сердца завистью, насилием, похотью и гневом. Иногда они учат физике, медицине и фермерству, думая: «Я заработал так много благочестия». Увы! Неужели подобная деятельность подходит для чистой духовной души? Такая незначительная деятельность бессмысленна для тех, кто живет на Вайкунтхе и наслаждается чистой любовью к Богу.