Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхактивинода Тхакур

Оглавление: Кришна самхита

Заключение

Заключение

Главная цель и необходимость написания «Шри Кришна-самхиты» была уже объяснена во вступлении. Мы обсудили все существенные темы в этой книге, но не использовали метод, который используют современные ученые в рассмотрении подобных тем. Поэтому я опасаюсь, что некоторые люди могут отвернуть «Шри Кришна-самхиту» как устаревшую книгу. Я в затруднении. Если бы я написал эту книгу в современной манере, то древние ученые, скорее всего, не придали бы ей большого значения. По этой причине я составил ее в манере предшествующих эпох и написал введение и заключение согласно современному методу. Таким образом я попытался удовлетворить оба класса людей. Поэтому я вынужден повторяться. В этом заключении я вкратце рассмотрю все темы.

Вайшнава-дхарма является вечной изначальной обязанностью души. Она не создана ни человеком, ни какой-либо сектой. С течением времени мы постепенно осознаём чистоту этих обязанностей. Есть ли сомнения на этот счет? Продвижение в понимании зависит от человека, не от предмета. Солнце всегда равно относится к каждому, но наблюдателю оно кажется жарче в полдень. Аналогично этому, прогрессивно продвинутые люди принимают чистые изначальные обязанности — как высшие, хотя на самом деле изначальные обязанности остаются теми же самыми во все времена.

Теперь я рассмотрю науку об этих изначальных конституциональных обязанностях. Основополагатель веры вайшнавов, Шри

Чайтанья Махапрабху, сказал: «Так как люди все обусловлены, мы вынуждены рассматривать их вечные обязанности в трех различных категориях: самбандхи, взаимоотношений души с Господом; абхидеи, регулируемой деятельности для восстановления этих взаимоотношений; и прайоджаны, конечной цели жизни». Теперь мы отдельно обсудим эти три категории согласно наставлениям Господа. Первой мы обсудим самбандху. Тот, кто обладает способностью глубоко размышлять, должен первым делом протестировать самого себя. На основании факта своего собственного существования можно убедиться в существовании других. Вдумчивый человек может сказать: «Если я не существую, тогда ничего другого также не существует; ибо если я не существую, то как можно понять другие объекты?» Благодаря склонности верить в себя вдумчивый человек устанавливает факт своего существования, а затем видит ничтожность и зависимость души. Как только человек начинает видеть свое собственное «я», он сразу же обнаруживает присутствие и поддержку Сверхдуши. Чувство существования атмы и Параматмы — первый шаг человека в вере в свое «я».

Когда созерцательный, вдумчивый человек смотрит на материальный мир, он может легко увидеть три сути — атму, Параматму и материальный мир. Те, кто не в состоянии понять душу, считают себя тупой грубой материей. По их мнению, материя вечна. Они также утверждают, что все материальные элементы развивают сознание через процесс эволюции, а когда эти элементы отделяются от их природного, естественного состояния, тогда сознание возвращается в бессознательную материю. Вдумчивые люди приходят к такому же заключению, поскольку они больше пребывают во власти материальных влечений, чем духовных, поэтому они больше склонны к материи, чем к знанию. Вот почему их надежда, вера, энтузиазм, разум и любовь материальны. К несчастью, действия тех, кто пребывает в самадхи, причиняют боль сердцам таких людей. Невозможно прийти к единому согласию между их мнениями и нашими, поскольку мы не готовы принять метод, который они применяют для постижения Абсолютной Истины. Они

крепко закованы в цепи аргументов и споров, а аргументы и споры никогда не приведут к постижению своего «я». Можно ли глядеть в телескоп, приставив его к уху? Можно ли смотреть на картину через микрофон? Поэтому возможно ли увидеть Вайкунтху посредством аргументов и споров? Все объекты материального мира находятся в сфере аргументов и споров, но душу невозможно увидеть никаким методом, кроме самоосознания. Если аргументы и доводы применять правильно, тогда человек может быстро осознать их неспособность связать материю с душой. Душа являет собой чистое знание, и потому она самосветящаяся и подобна светильнику, освещающему материю. Но аргументы и споры, которые порождены материей, никогда не могут просветить душу. Поэтому, не принимая материалистические заключения тех, кто выдвигает аргументы, мы будем рассматривать и постигать душу и Сверхдушу через процесс самоосознания и с помощью доводов, которые находятся между материей и духом, и также мы перечислим истины материального мира.

Мы хотим отдельно рассмотреть атму, Параматму и материальный мир. Шри Рамануджачарья подробно объяснил эти три темы — как дух, материю и Господа. В обсуждении самбандхи мы должны рассмотреть и понять взаимоотношения между этими тремя объектами. Ачарья Капила, основатель философии санкхьи, перечислил 24 элемента материального мира. Если мы хотим рассмотреть материальный мир, нам следует принять в расчет 24 элемента Капилы. Современные ученые, опытные в материальной науке, пытаются усердно выявить названия изначальных элементов, качеств и характеристик с помощью новых изобретенных механизмов. Таким образом они расширяют материальное знание людей. Их открытия пользуются особым признанием, поскольку они помогают продвигаться в духовной жизни. Тем не менее, даже если мы оказываем почтение их открытиям, это не означает, что мы должны с пренебрежением агноситься к философии санкхьи Капилы.

Изначальных элементов может насчитываться шестьдесят, шестьдесят пять или семьдесят, но это не нарушает подсчета гру-

бых элементов философии санкхьи, таких как земля, вода, огонь и т. д. Поэтому рассуждения Капилы о материальном мире, состоящем из материальных элементов, их качеств, чувств, ума, разума и ложного эго, — не бесполезны. Скорее разделы санкхъи кажутся более научными. В «Бхагавад-гите» (7.4), которая является компиляцией Веданты, перечислены следующие элементы:

бхумир апо ‘нало вайух кхам мано буддхир эва ча

аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго — эти восемь элементов составляют Мою отделённую материальную энергию».