Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхактивинода Тхакур

Оглавление: Кришна самхита

Вступление [2]

чайтанйатмане бхагавате намах

Существует два вида литературы: 1) дарующая артху, материальное процветание; 2) дарующая парамартху, духовное благо. География, история, астрология, физика, психология, аюрведа, микробиология, математика, речь, поэзия, музыка, логика, йога, религия, право, архитекгура и военное искусство — всё это относится к первой категории литературы. Каждая книга ведет к достижению определенной цели и имеет свое назначение. Когда все устремления направлены на высшую цель, к конечному предназначению души, — это называется парамартхой. Литература, обсуждающая достижение этой высшей цели, называется парамартха-шастра, или духовная литература.

В Индии и за ее пределами было составлено множество духовной литературы. Мудрецы Индии с незапамятных времен составляли многочисленные духовные произведения на различные трансцендентные темы. Среди этих произведений «Шримад-Бхагаватам» является наивысшим. Эта книга состоит из 18 тысяч стихов. В ней содержатся десять главных тем, которые обсуждаются в виде непосредственных наставлений, а в некоторых местах как истории. Среди этих десяти тем последняя, ашрайа, — парстартха-таттва, высшая духовная тема.

Ашрайа-таттва, или суммум бонум, является сокровенной и беспредельной. Хотя ашрайа-таттва не требует доказательств для живых существ, в настоящем обусловленном состоянии людям трудно понять эту трансцендентную тему. Вот почему автор «Шримад-Бхагаватам», движимый состраданием, обсудил другие девять истин. Эта бесценная книга до нынешнего времени была интерпретирована.

Людей Индии и других стран можно образно поделить на две категории. К первой относятся те, кто уподобился ослу, ко второй же относятся те, кто подобен лебедю. Последние составляют меньшинство.

Те, кто подобен лебедю, извлекают из священных писаний высший смысл для собственного духовного продвижения, и таким образом получают благо. Однако по этой причине истинная цель «Шримад-Бхагаватам» не раскрыта полностью. У меня было сильное желание перевести «Шримад-Бхагаватам» в стиле, соответствующем умонастроению людей с чистым сознанием, но, к сожалению, я не располагал достаточным временем, чтобы перевести это гигантское по объему произведение. Поэтому я решил извлечь самое главное из этой великой книги и представить на суд читателя в виде данной «Шри Кришна-самхиты». Я надеюсь, что вдумчивые и ученые люди будут внимательно изучать эту книгу, обсуждая ее темы, для того чтобы обрести понимание духовных истин.

Каждый имеет право обсуждать духовные темы. Люди делятся на три категории согласно их квалификации. Те, кто не способен различать, относятся к первой категории, их называют неофитами, их вера слабая или мягкая. Она не имеет альтернативы. Если они не воспринимают священные писания как приказ и наставления Самого Господа, их ожидает падение. Они способны понять только доступные для их понимания темы науки о Кришне, однако им трудно понять темы, выходящие за рамки их духовного осознания. И все же благодаря наставлениям и благоприятному общению они постепенно продвигаются, но им необходимо укрепиться в вере.

Ко второму классу, мадхьяма-адхикари, относятся те, кто не достигли успеха в способности объединять веру и доказательства. А те, кто опытны в объединении веры с доказательствами, — совершенны во всех отношениях. Это — высший класс людей, их называют уттама-адхикари. Они могут достичь совершенства, используя материальную природу в своих чистых целях. Из этих трех категорий людей необходимо определить, кто является подходящим кандидатом для изучения этой книги. Неофиты не квалифицированы, но они могут постепенно обрести квалификацию по достижению высшей стадии благодаря удаче. Высшему классу людей нет большой необходимости в изучении этой книги, может быть, только лишь для усиления их собственных выводов и заключений. Всё же они должны обсуждать темы этой книги для пользы и блага мадхьяма-адхикари. Следовательно, подходящими кандидатами для изучения данной книги являются мадхьяма-адхикари. Все вышеупомянутые три категории людей квалифицированы изучать «Шримад-Бхагаватам», и всё же большинство комментариев на это бесценное произведение составлено для блага неофитов, новичков. Комментаторы были людьми с чистым сознанием (,парамахамсами) и проявляли в большей степени сострадание к неофитам, чем к мадхьяма-адхикари. Когда бы они ни обсуждали гъяну, они обсуждали брахма-гьяну, или имперсональное понимание Абсолютной Истины.

В нынешнее время многие люди нашей страны обсуждают зарубежную литературу и науку, желая внимательно изучить и понять ее. Таким образом они теряют веру, изучая вводящие в заблуждение представления авторов писаний и их комментарии, предназначенные для неофитов, как упоминалось выше. Затем они принимают различные религии или становятся знаменитыми, создавая новые теории и так называемые духовные течения. Опасность этого явления заключается в том, что подобные люди впустую растрачивают свое время, изобретая новые уровни понимания, отбрасывая в сторону безупречный путь предыдущих ачарьев, махаджан, путь, который автоматически возвышает человека с низшего уровня на высший. Если бы литература, предназначенная для мадхьяма-адхикари, была широко известна и распространена, тогда анартхи в форме лжерелигии, или безбожия, не проникли бы в Индию.

Главная цель книги — исполнить вышеупомянутое пожелание. В действительности, данная книга прямо или косвенно принесет благо всем типам людей — уттама-, мадхьяма- и каништха-адхикари. Поэтому им необходимо с должным вниманием отнестись к этому произведению.

Сектантство является естественным побочным продуктом при достижении Абсолютной Истины. Когда ачарьи впервые установили Истину и утвердили подлинное знание, оскверняющее влияние сектантства еще не имело силы. Однако правила и предписания, полученные в цепи ученической преемственности, с течением времени, благодаря месту и умонастроению людей, претерпели изменения или были искажены. Принципы, которым следует одно общество, обычно не принимается другим обществом. Вот почему между ними возникают разногласия и различия. Когда определенное общество более уважительно относится к своим собственным устоям или стандартам, оно выказывает неприятие по отношению к другим сообществам и считает их устои ниже собственных. Подобные сектантские взгляды и отношения наблюдаются во всех странах с незапамятных времен. Эта тенденция ярко проявляется в неофитах и среди некоторых мадхьяма-адхикари. Однако среди уттама-адхикари невозможно обнаружить подобных признаков сектантства. Приверженность к определенным канонам является особой чертой любого общества. Существует три типа устоев или стандартов — алочакагата, алочанагата и алочйагата. Алочакагата — это когда члены секты устанавливают для себя внешние атрибуты или знаки. Примеры алочакагаты — тилака, кантхимала, одежда шафранового цвета и духовное крещение, которое практикуется за границей. Различные виды деятельности в поклонении называются алочанагата. Примеры алочана-гаты — жертвоприношения, покаяния, огненные жертвоприношения, обеты, изучение писаний, поклонение божествам, строительство храмов, поклонение священным деревьям и рекам, облачение в одежды санньяси, брахмачари или грихастхи, действия в роли ачарьев, уважительное отношение к священным писаниям, правила и ограничения в пище и соблюдение правил чистоты согласно времени и месту.