Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхактивинода Тхакур

Оглавление: Бхакти Таттва Вивека

Стр. 8

Понять разницу между горьким и сладким можно только на вкус, а не с помощью логики и рассудка. Познав, чем один вкус отличается от другого, гораздо проще определить, какой из них лучше. Порой карми, повторяя хари-наму, танцуют, плачут и по их телу пробегает дрожь, однако это пратибимба-бхакти, а не шуддха-бхакти. Причиной такого проявления эмоций является благотворное общение с преданными в прошлом, как это описывалось в одном из приведенных выше стихов (сад-бхакта-сангена). Дрожь и слезы у таких людей — всего лишь бхога-саукхйамша-вйанджака, признаки экстаза, вызванные мирскими сентиментами, то есть пратибимба-бхакти. В такие моменты эти люди либо поглощены мыслями о райских удовольствиях, либо представляют себе блаженство освобождения. Все это — проявления пратибимба-бхакти-абхасы.

  1. Третья разновидность бхакти-абхасы называется випарита васту ме бхакти-буддхи-джанита бхакти-

абхаса. В наши дни узнать ее совсем не трудно. Она отличается тем, что человек видит бхакти в деятельности, идущей вразрез с принципами бхакти, которая главным образом распространена среди приверженцев панчопасаны и ишвара-пранидханы, мысленного созерцания ишвары с помощью метода йоги. По мнению первых, есть пять сампрадай: шайва (культ Шивы), шакта (культ Дурги), ганапатья (культ Ганеши), саура (культ Сурьи) и вайшнава (культ Вишну). Последователи всех пяти сампрадай являются имперсо-налистами. Упомянутые здесь вайшнавы не относятся к числу тех, кто следует подлинным принципам бхакти. Вайшнава-панчопасана-сампрадая не включает в себя четыре истинные вайшнавские сампрадаи. Во главе четырех авторитетных сампрадай, которые проповедуют шуддха-бхакти и описаны в стихе шри-брахма-рудра-санакашчатварах сампрадайинах, стоят Шри Рамануджачарья, Шри Мадхвачарья, Шри Вишнусвами и Шри Нимбадитья. На эти четыре сам-прадаи указывает следующий стих из шастр: сам-прадайа-вихйна йе мантрас те нишпхала матах — «Мантры, которые не были получены в одной из четырех истинных сампрадай, не имеют силы».

Вайшнавы, принадлежащие к панчопасана-сам-прадае, в большинстве своем являются имперсона-листами; среди них нет чистых преданных Бхагава-на. Приверженцы панчопасаны считают мурти своих пяти богов плодом воображения. Другими словами, Брахман, по их мнению, бесформен, и лишь те, кто еще не избавился от телесных представлений о жизни, воображают его в том или ином образе, чтобы можно было как-то поклоняться ему. А когда человек достигает совершенства в своем поклонении, он растворяется в безличном Брахмане, и потому преданность, с которой он поклонялся так называе-

мому мурти своего ишвары, не вечна. Все это гьяна-ав-рита-бхакти-абхаса. Пока мы принимаем такую бха-кти-абхасу за истинное бхакти, нам не удастся обрести шуддха-бхакти. Если у человека, практикующего этот вид бхакти-абхасы, видны признаки преданности, например дрожь и слезы, следует понимать, что это лишь проявление его сентиментальности, то есть отражение (пратибимба) истинных признаков духовного экстаза. Как панчопасаки могут проявлять такие признаки бхакти-абхасы, поклоняясь своим «воображаемым» мурти полубогов, так и йоги порой плачут и трепещут, когда поклоняются «воображаемому» мурти Высшей Души. Все это примеры пра-тибимба-бхакти-абхасы. Идея о том, что пратибимба-бхакти-абхаса, постепенно развиваясь, со временем превратится в шуддха-бхакти, в корне ошибочна, так как если отвергнуть медитацию имперсоналистов и стремление карми насладиться плодами своего труда, то и сама эта таттва (бхакти-абхаса) перестанет существовать. Только очистив сердце от всех без исключения проявлений пратибимба-бхакти-абхасы, можно по-настоящему чего-то достичь. Монисты, такие, как четыре Кумара, и величайший из гьяни, Шукадева Госвами, смогли начать новую, более возвышенную жизнь лишь тогда, когда отказались от всех своих прежних убеждений и вступили на путь бхакти. Так, полностью изменив свою жизнь, они возвысились до положения наших ачарьев. Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.42-43) пишет:

вимуктакхила таршаир йа муктаир апи вимргйате

йа кршненатигопй ашу бхаджадбхйо ’пи на дййате

са бхукти-мукти-каматвач чхуддхам бхактим акурватам хрдайе самбхаватй эшам катхам бхагаватй ратих

«Разве может редчайшая бхагавад-рати (сильная привязанность к Бхагавану на уровне бхавы), которую изо всех сил стараются развить освобожденные души, отринувшие мирские желания, и которую Шри Кришна не всегда дает даже преданным, целиком посвятившим себя кришна-бхаджане, проявиться в сердцах тех, кто стремится к чувственным удовольствиям и слиянию с безличным Брахманом?»

В этой связи важно отметить, что те, кто принимает наслаждение от недозволенной связи с женщинами и от употребления одурманивающих веществ за бхагавад-рати, жестоко заблуждаются и могут заразить подобными ложными идеями других.

Чхайя-бхакти-абхаса

Каждый садхака должен хорошо понимать, что такое чхайя-бхакти-абхаса. В отличие от пратибимба-бхакти-абхасы, которой свойственны лицемерие и обман, чхайя-бхакти-абхаса отличается большей чистотой и сходством с истинным бхакти. В «Бхакти-расамрита-синдху» (1.3.49-53) Шрила Рупа Госва-ми описывает чхайя-бхакти-абхасу следующим образом:

Между чхайя-бхакти-абхасой и шуддха-бхакти есть некоторое сходство, но при этом ум человека, находящегося на уровне чхайя-бхакти-абхасы, беспокоен, хотя он уже до какой-то степени избавился от материальных страданий; такой человек желает узнать, какого результата он сможет достичь с помощью этой практики. Порой признаки чхайя-бхакти-абхасы можно наблюдать даже в человеке, лишенном духовного сознания, просто благодаря тому, что когда-то он соприкоснулся с преданными или с местами, где проходили лилы Бхагавана. Как панчопасака, так и сампрадаика (последователь истинной парампары) смогут достичь уровня чхайя-бхакти-абхасы, только если им выпадет особая удача. Даже далекий отблеск бхавы, появившись в сердце хотя бы раз, со временем наберет силу и принесет садхаке огромное

благо. По милости чистого вайшнава бхава-абхаса может внезапно превратиться в настоящую бхаву. Но если садхака оскорбляет чистых вайшнавов, то даже самая возвышенная бхава-абхаса постепенно сойдет на нет, подобно убывающей луне.

Чхайя-бхакти-абхаса бывает двух видов: 1) сварупа-гьяна-абхава-джанита-бхакти-абхаса, или бхакти-абха-са, которая возникает в отсутствие знания о своем вечном положении, и 2) бхакти-уддипака-васту-шакти-джанита-бхакти-абхаса, или бхакти-абхаса, когда интерес к бхакти пробудился благодаря соприкосновению с чем-то, что так или иначе связано с Бхага-ваном.

Далее: