Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Лекции Бхану Свами

Дивноморск 7.10.99 [9]

Скажите, пожалуйста, что значит один раз чисто произнести святое имя?

-           Чистое воспевание означает даже один раз произнести святое имя чисто, что человек свободен от невежества и от всех анартх. По своей природе имя чисто. Кришна по Своей природе чист, так же, как и Его имя. И проблемы приходят с нашими анартхами и невежеством. Если мы освобождаемся от невежества и анартх, тогда мы воспеваем чисто. Невежество устраняется получением должного знания. Анартхи состоят из апарадх, материальных желаний и слабости сердца. Слабости сердца - это, конечно, побочный продукт материальных желаний. Слабость сердца означает зависть, двуличие, стремление к высокому положению. Это все проявления наших материальных склонностей.

Это то, что создаст нечистоту. Когда эта нечистота уходит, то проявляется шуддха-нама. Мы можем видеть, серьезного преданного называют мадхьяма-адхикари. И Бхактивинода Тхакур говорит, что мадхьяма-адхикари квалифицирован чисто воспевать святое имя. Несмотря на то, что он на сто процентов не свободен от материальных желаний. Я сравниваю это с уттама-бхакти, которое является служением Кришне без материальных желаний, кармы, гьяны и йоги и направленное на удовлетворение Кришны. Но в этом определении описывается уровень садхана-бхакти, когда люди еще имеют материальные желания. Необходимо пройти процесс анартха-нивритти. Поэтому мы можем сказать, что у того, кто находится на уровне шуддха-намы, по крайней мере, у него чистые стремления. У него до сих пор могут быть материальные желания, но он стремится к чистому преданному служению. И он всегда совершает усилия для достижения чистого служения. И некоторые святые имена, которые мы будем повторять, и некоторые формы преданного служения будут совершаться чисто. Конечно, иногда могут проявляться какие-то материальные желания в преданном служении. И он может, по крайней мере, один раз повторить святое имя чисто. Но мы надеемся, что он повторяет больше, чем один раз чисто. И продолжая преданное служение и развивая свою привязанность к святому имени, он будет повторять все больше и больше чистое святое имя и, в конце концов, будет делать это постоянно. И благодаря этому процессу он пройдет уровень садханы, достигнет бхавы и, в конце концов, премы.

-           Чистое воспевание может быть с уровня ништхи?

Бхактивинода Тхакур не определяет конкретно, он просто говорит, что мадхьяма-адхикари квалифицирован начать чистое воспевание. Нет таких сопоставлений в шастрах, что на уровне ништхи находится мадхьяма-адхикари, но, в принципе, это сопоставимые вещи. Мы можем сказать, что мадхьяма-адхикари может даже начаться на уровне садху-санги и проходить даже через уровень бхаджана-крийи и анартха-нивритти, потому что мадхьяма-адхикари

-           это тот, кто принимает инициацию, а для принятия инициации необходима вера. То есть, в категории мадхьяма-адхикари можно находиться уже на начальной ступени преданного служения также. Если человек может отличать преданных от непреданных, имеет веру в Кришну, проповедует непреданным и избегает демонов, то такой человек мадхьяма-адхикари может быть уже на ранних ступенях преданного служения. Но кто-то из гуру может быть очень либеральным и давать инициации тем, кто не достигает уровня мадхьяма даже после долгой практики преданного служения. Ступени анартха-нивритти, ништхи, ручи, асакти определяются в соответствии с привязанностью человека к Кришне и его непривязанностью к материальной энергии.