Любые апарадхи усиливают намабхасу и затрудняют духовную практику, то есть эти облака сгущаются. В описании намабхасы мы встречали облака материальных желаний, туман невежества, и все это создает препятствия сиянию солнца святого имени. И когда облака, которые сгущаются из-за нама-апарадх, становятся все больше и больше, то намабхас может перейти в нама-апарадху. Но постепенно, если мы продолжаем даже на уровне намабхасы и очищаем его. то мы поднимаемся на уровень шуддха-намы. Поэтому мы должны быть очень осторожны, и если апарадхи присутствуют, мы должны стараться избавиться от них. Если мы совершаем это оскорбление, мы должны подойти к вайшнавам и признать свою ошибку. Великий преданный Господа имеет очень сильную веру во славу святого имени. И он может проявить свою милость к оскорбителю, если этот оскорбитель действительно раскаялся, тогда в преданном служении не будет препятствий. Если вы разговариваете с тем, кто совершает оскорбления, то это также плохо для вашего преданного служения. Это асат-санга. Бхактивинода Тхакур описывает, что если мы видим человека, который является оскорбителем святого имени, мы должны прыгнуть в Гангу прямо в одежде. Ганга очень очищает, поэтому если мы прыгаем в Гангу, мы очищаемся от дурного общения, вода Ганги очищает от грехов. Но если нет воды Ганги, можно прыгнуть в другуто реку. Или, по крайней мерс, постирать одежду и самому помыться. Если это невозможно, то надо хотя бы ментальное омовение совершить и отбросить всю эту грязь. Это пятое и шестое оскорбление.
Сейчас Бхактивинода Тхакур переходит к описанию совершения грехов в расчете на очистительную силу воспевания. Это оскорбление весьма серьезное. Как я уже говорил раньше, святое имя прославляется в священных писаниях. И у него есть могущество уничтожить все грехи. Конечно, мы знаем, что любой процесс бхакти также способен сделать это. В "Нектаре преданности" Рупа Госвами говорит, что все семена невежества и греха уничтожаются при помощи бхакти. Но воспевание святого имени - это наиболее могущественный процесс бхакти. Поэтому совсем неудивительно, что святое имя уничтожает все грехи, последствия грехов и авидью - невежество.
Если воспевание святого имени освобождает от грехов, можно задать вопрос, зачем.тогда человек будет стремиться совершать грехи? Если человек полностью свободен как от грехов, так и от греховных желаний? Ответ - не все грехи сразу уничтожаются, не все греховные желания сразу уничтожаются. Процесс бхакти постепенно очищает человека от грехов и от желания грехов. По мере практики садхана-бхакти у нас будут оставаться какие-то последствия греховной жизни, греховных действий, греховных желаний. Это называется папа-гандха, аромат греха. Он не будет проявляться как действие, или будет проявляться как не значительное, не серьезное действие. И по мере практики бхакти этот аромат греха будет все больше уменьшаться. Из шастр мы можем понять, что если человек очень серьезен, то даже папа-гандха исчезнет. Как я уже говорил раньше, если мы смотрим на папа-гандху, остатки греховных привычек и желаний в человеке, который практикует преданное служение, то это также оскорбление. Потому что Кришна говорит, что преданный, даже если он совершает греховные действия, продолжает считаться Моим преданным. Также Кришна обещает, что Своего преданного Я защищу, Я не дам ему возможности упасть в майю. Трудности вызываются грехом. Поэтому Кришна обещает избавить преданного от все грехов. В конце "Бхагавад-гиты" Кришна говорит: “Я освобожу тебя от всех грехов”. Поэтому мы должны понять, что преданный не будет заниматься особо греховной деятельностью, может быть, только против своего желания. Мы называем этот грех случайным греховным действием. При стечении обстоятельств он может попасть под определенное влияние и совершить греховные действия. Но если он совершает какой-то грех, он раскаивается и старается исправиться. Вот этот грех - это не тот грех, который упоминается в апарадхе. Кришна прощает таких преданных.
Но есть другой тип греха, который становится апарадхой. Мы знаем, что святое имя способно избавить человека от греховных последствий, разрушив их полностью. Если мы думаем, что я совершу грех, а потом повторю святое имя и избавлюсь от последствий своего греха, и затем я снова могу совершать грехи и опять избавиться от последствий, повторив святое имя, то это апарадха. Это подобно прайашчитте.