Преданные должны понимать и избегать эти оскорбления. Если у преданного получается это. он может совершенствовать свою намабхасу и приближаться все больше к чистому воспеванию святого имени. Но если человек не пытается избавляться от оскорбительного умонастроения, тогда намабхаса будет перерастать в нама-апарадху и будет достигнут противоположный результат. Намабхас может принести определенный эффект, но довольно медленно. Но если мы развиваем негативное отношение, неприязнь к Кришне, к святому имени, к преданным, наше продвижение будет равно нулю. И, продолжая процесс, мы будем деградировать. Но если мы будем совершать действия, которые являются противоположностью нама-апарадхам, то постепенно наша намабхаса будет совершенствоваться в чистое воспевание святого имени. Так описываются десять апарадх.
И в одной главе описываются сева-апарадхи. Мы }же говорили, что существует четыре вида апарадх. То есть Бхактивинода Тхакур говорит о нама-апарадхах и вайшнава-апарадхах в одной главе, также садху-нинда и гурор-авагья. В следующей главе он описывает сева-апарадхи, но нет описания джива-апарадх. Сева-апарадхи - это оскорбления формы Господа или Божества. Мы можем совершить оскорбление, когда служим Божествам. Или мы можем совершать оскорбления при установлении Божества, или когда получаем даршан Божеств. Это также упоминается в "Нектаре преданности” в цитатах из "Шримад- Бхагаватам” и других Пуран. В "Мадхурья-кадамбини” Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что сева-апарадхи обычно не являются проблемой для преданного. Потому что серьезные преданные обычно сознательно стараются не оскорблять Божества. Эти оскорбления могут возникнуть, когда преданный занят в каком-то преданном служении. Я не буду перечислять все оскорбления. Если вы их не знаете, я могу привести несколько примеров этих оскорблений.
Некоторые из них несут в себе привычку неуважительно относиться к Божествам. Как, например, зайти в храм в обуви или кого-то прославлять пере Божеством. Или есть перед Божеством, или громко разговаривать перед Божеством, или
сплетничать о материальных вещах, проклинать кого-то перед Божеством. Или же кого-то приветствовать, пышно встречать. Или же совсем не совершать никаких поклонов, заезжать на паланкине в храмовую комнату, или же на велосипеде заехать, драться перед Божеством плакать перед Божествами, ругать других перед Божествами, использовать неприличный язык перед Божествами, поворачиваться спиной к Божеству, поклоняться другим перед Божеством, не прославлять духовного учителя, прославлять себя перед Божествами, критиковать Божество. Это все сева-апарадхи. Или же, например, не делать подношения Божествам, несмотря на то, что возможность есть. Это тоже сева-апарадха. Или же предложить пищу, которую уже вкусили. Или же предложить пищу деватам, а потом Кришне. Это те оскорбления, которые преданные обычно не совершают. Но если кто-то очень невнимателен, он неуважительно относится к Божествам, это тоже может создать препятствия в преданном служении.
И при поклонении Божествам, как, например, пуджари поклоняется Божествам, мы должны быть осторожны, предлагая должный стандарт. У нас должны быть хорошие стандарты чистоты, уважительного отношения, мы должны предлагать определенные предметы в определенном порядке. Мы должны заботиться о том, чтобы посетители храма соблюдали общие правила.
И Бхактивинода Тхакур говорит, что все преданный, от самых старших и до самых младших должны избегать нама-апарадх. Они должны быть очень осторожны и внимательны в этом отношении. Он говорит, что в отношении сева-апарадх преданные должны быть осторожны на начальных ступенях. Те, кто уже достаточно продвинулись в преданном служении, они все свое служение внутренне совершают, а не внешне. Поэтому сева-апарадхи уже не совершаются, потому что поклонение происходит внутри.