Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Лекции Бхану Свами

Дивноморск 7.10.99 [11]

Бхактивинода Тхакур рекомендует воспевать святое имя в святом месте или около Туласи-деви, в обществе вайшнавов, имеющих вкус. Таким образом человек также может развить вкус. Другая рекомендация - это не повторять святое имя там, где можно легко отвлечься. Поэтому говорится, что надо выбрать такое место, где бы вас не отвлекали, и где бы ваши чувства не утягивали вас в сторону, и вы везде не смотрели. Говорится, что можно даже взять материю и прикрыть ею голову. Такие меры предосторожности существуют для того, чтобы сосредоточиться на святом имени. И он говорит, что так мы можем достичь ништхи и потом достичь ручи.

И другой аспект пренебрежения - это лень. Лень в воспевании означает, что очень трудно начать воспевать мантру. Мы думаем, мы начнем воспевать, потом откладываем, откладываем еще и так и не начинаем вообще. Но если мы начинаем, то нам очень сложно закончить свои круги. Мы можем повторять много часов, но круги не заканчиваются. Все очень медленно двигается. Эго происходит из-за недостатка энтузиазма, из-за инертности, неактивности. И это означает, что мы не можем сосредоточиться на имени, потому что многие вещи отвлекают нас.

И средством избавления от этой проблемы является принятие прибежища у тех вайшнавов, которые не теряют времени зря. По мере продвижения вайшнава, он хочет тратить все больше и больше времени на то, что связано с Кришной. И он чувствует себя очень обеспокоенным из-за необходимости терять время на что-то материальное. На уровне бхавы это одно из показательных качеств - преданный не любит терять время зря. Поэтому необходимо общаться с тем вайшнавом, который всегда с энтузиазмом занят разной деятельностью в сознании Кришны, и так приходит энтузиазм повторять свои круги. Благодаря этому общению человек может переменить свое ленивое умонастроение. И по мере увеличения энтузиазма человек будет больше повторять мантру. И он также будет стремиться сосредоточиться на воспевании.

И третий аспект невнимательности - это неустойчивость ума. Это наше обычное понимание невнимательности - то, что ум летает туда-сюда. Какой-то ученый подсчитал, что в день в голове у нас проносится шестьдесят тысяч мыслей. Ум по своей природе весьма активный. Он постоянно о чем-то размышляет.

Обычно очень мало людей пытаются контролировать свой ум, хотя это чрезвычайно необходимо. Как, например, когда мы ведем машину, мы должны сосредотачивать свой ум. И в этом секрет успеха - мы должны сосредоточить свой ум на Кришне. Мы можем делать различные виды преданного служения, но их суть - помнить о Кришне и никогда не забывать. Если ум летает туда-сюда. это означает, что мы забываем о Кришне. Поэтому это не настоящее преданное служение. Из-за чего происходит эта неустойчивость? В конце концов, это происходит из-за материальных привязанностей. Из-за желаний получить деньги, положение, женщин, успех. И эта невнимательность может очень сильно помешать нам сосредоточиться на Кришне и Его святом имени.

Поэтому необходимо быть очень внимательным и сосредоточиться наилучшим образом. Сегодня утром мы говорили о том, что через святое имя можно сосредоточиться на формах Кришны, играх Кришны и деяниях Кришны. Этого не произойдет, если ум размышляет о чем-то другом. Если вы повторяете Харе Кришна, но размышляете о каких-то материальных объектах, то какой смысл? Весь процесс воспевания предназначается для того, чтобы думать о Кришне.

Как же мы можем побороть это беспокойство ума? Бхактивинода Тхакур говорит, что мы должны соблюдать враты, такие как экадаши-врата и поститься во все другие знаменательные дни. Так человек может по максимуму уменьшить свои материальные наслаждения. И прикладывать большие усилия, чтобы сосредоточиться на воспевании. Надо общаться с хорошими преданными и слушать от них внимательно ведические писания. Это основные разделы невнимательности.