Этот перевод санскрита. В “Падма-пуране” есть определенные стихи, которые перечисляют даса-апарадхи. Санскрит - такой язык, что иногда можно один момент объяснять разными способами. Обычно мы повторяем эти десять апарадх утром. Но здесь Бхактивинода Тхакур немного по-другому их объясняет, он пятую и шестую апарадхи объединил между собой и добавил еще одну, которую мы также повторяем утром, но не в числе десяти. Мы повторяем ее как дополнительную. Он объединил пятую и шестую апарадхи - давать собственные интерпретации святому имени и думать, что святое имя является плодом воображения. Он представил их как одну апарадху. А дополнительная апарадха, которую он называет в числе десяти - это невнимательное повторение. Мы также повторяем ее, но у нас она становится дополнительной, одиннадцатой, а у Бхактивинода Тхакура она в числе первых десяти упоминается.
И сейчас мы будем обсуждать эту апарадху - интерпретация святого имени и идея о том, что слава святого имени воображаема. Священные писания прославляются имена Кришны и Вишну как высшую садхану, благодаря которой мы можем достичь высшего уровня премы. И они также прославляют святое имя как величайшую тапасью или аскезу или величайшую врату, величайшую пупыо, которая может дать самые разные материальные блага. Также она может дать любые виды освобождения, это лучший вид медитации. Она даст высшую любовь, высшее понимание Бога. Так священные писания прославляют святое имя с материальной и духовной точки зрения.
Имя Кришны особенно прославлено. В “Махабхарате” после вишну-сахасра-намы, перечисления тысячи имен Вишну упоминается, что тысяча имен Вишну равна одному имени Рама. Пураны упоминают, что три имени Рама равны одному имени Кришны. Поэтому имя Кришны особенно могущественно.
Однако если мы читаем священные писания, но у нас нет веры в них, мы можем подумать, что там не говорится истина. Есть определенная причина, почему в священных писаниях так прославляются определенные моменты. Например, Кришна прославляет карма-йогу в третьей главе “Бхагавад-гиты”, и Он прославляет гьяна-йогу в четвертой главе. Также различные процессы карма- канды прославляются в различных местах священных писаний. И также различные деваты могут прославляться как верховные в различных Пуранах. Но если мы читаем другие писания, мы понимаем, что эти утверждения не являются Абсолютной истиной, они относительны. Некоторые утверждения исходят из тамо-гуна пураны, из раджо-гуна пураны, из саттва-гуна пураны. Поэтому мы принимаем авторитет саттва-гуна пуран больше, чем авторитет тамо и раджо-гуна пуран. Для того, чтобы устранить эти противоречия, мы используем методы логики и объяснения. Но эта логика и объяснения следуют правилам Вед. Различные священные писания прославляют депатов, таких ка к Дурга, Ганеш. Шива как верховных и объясняют, что поклонение им может помочь достичь высшего освобождения, высшей цели жизни. Затем они читают
славу святого имени и думают, что это то же самое, что нет никакой разницы. Они говорят: "Прославление святого имени то же самое, что относилось к прославлению деват". А кто-то более скептически может сказать: "Это преувеличение: Мы знаем, что обещание освобождения при поклонении деватам является ложным, мы не сможем получить освобождение. Поэтому все эти прославления являются просто преувеличениями. Поэтому при описании святых имен, что имя Кришны равно трем именам Рамы, три имени Рамы равны тысяче имен Вишну - все это также относительные утверждения, преувеличения". Если мы скептически настроены, сомневаемся, у нас слабая вера, то мы склонны к подобным умозаключениям. Или если мы привязаны к достижению материальных результатов и поклоняемся деватам ради этого, мы также склонны делать такие оскорбления. Мы можем спросить: “Почему, если священные писания вечны и совершенны, они дают обещания, которые, в конечном итоге, не являются истинными”? Но Кришна говорит в “Бхагават-гите”: “Я даю людям веру, при помощи которой они могут поклоняться деватам”.