Вчера мы объясняли немного природу святого имени, каким образом оно является неотличным от Кришны. И как любой может воспевать святое имя. но в соответствии со своим воспеванием вы можете попадать в одну из трех категорий. И Господь Чайтанья определяет людей в соответствии с тем, насколько чисто они воспевают святое имя, насколько они погружены в святое имя. Любой, имеющий веру, квалифицирован воспевать святое имя. Даже если у человека нет веры, он все равно может воспевать святое имя. В любом случае можно получить определенный результат. Но Господь Чайтанья начинает свою классификацию Харидасу Тхакуру с человека, который чисто воспевает. Такой человек считается истинным вайшнавом. Если кто-то не находится на этом уровне, то существуют другие уровни также. Один из таких уровней называется намабхаса. Это тема следующей главы. Это мы будем обсуждать сегодня.
Итак, мы узнаем, что святое имя неотлично от Самого Кришны. То, что есть в Кришне, присутствует в Его имени также. Хотя имя является экспансией Кришны, Его шакти, но если мы повторяем имя Кришны, мы получаем Самого Кришну. Таково особое качество духовной энергии Кришны. Имя Кришны сравнивают с солнцем. Также и Кришну самого сравнивают с солнцем. Там, где присутствует солнце, нет места тьме. Святое имя так же могущественно, как Сам Кришна. Но, мы можем видеть, люди повторяют святое имя, но, не смотря на это, они, не видят Кришну. Они не могут сразу же очиститься. И такое впечатление, что сила святого имени не проявляется в полной мере. Но из-за этого нельзя думать, что святое имя не обладает могуществом. Святое имя имеет полное могущество, так же, как и солнце. Но для разных джив святое имя проявляется по разному в соответствии с их квалификацией. Также, как солнце может сиять в полную силу, если небо чисто, так же и святое имя может проявлять полное могущество, если джива очищена. Если на небе есть облака, то солнце не может так же ярко сиять и так же сильно греть, как в безоблачном небе. И так же света меньше. Но. все же определенный эффект есть, потому что все равно это отличается от ночи, определенное количество света и тепла присутствует. Если джива покрыта различными способами, то эти покрытия будут препятствовать влиянию святого имени. Поэтому эта джива будет чувствовать намного меньший эффект от святого имени при воспевании. И чем больше мы имеем покрытий, тем меньший эффект приносит воспевание святого имени. Если в небе очень редкие облака, то они практически незаметны, проявляется такая же сила солнца. Но если погода очень плохая и небо закрыто темными, дождливыми тучами, то ощущение почти как ночью. И что это за покрытие, которое препятствует дживе почувствовать влияние духовной энергии.
Бхактивинода Тхакур таким поэтическим образом выделяет два типа невежества. Один тип он сравнивает с облаками, а другой - с туманом. Туман - это временное явление, и при наступлении дня при свете солнца туман рассеивается очень быстро. Облака же могут находиться на небе целый день, не смотря на сияние солнца за ними. Туман сравнивается с невежеством. То есть имеется в виду невежество в отнвшении самбандха-гьяны.
Бхактивинода Тхакур приводит для сравнения различные типы невежества, которые препятствуют влиянию святого имени. Первый тип невежества - это невежество в отношении природы святого имени. Обсуждая предыдущую главу, мы уже говорили, о том. что святое имя является чинтамани, иитья-муктой, абхинна и так далее, то есть все эти определения описывают природу святого имени. Если у нас нет подобного убеждения, тогда невежество играет роль тумана. То есть нам необходимо определенное знание для того, чтобы получить веру и почувствовать на себе эффект от воспевания святого имени. Конечно, это касается не только святого имени, это касается всех процессов бхакти. Если у нас нет должного знания в отношении любого из процессов бхакти, у нас не будет веры, и из-за отсутствия веры мы не сможем получить полного блага от любого процесса бхакти, и особенно от процесса воспевания святого имени, которое является основным процессом.