Первая глава этой книги Бхактивиноды Тхакура объясняет философию, в основном, самбандха-гьяны. Именно там он говорит, зачем так много этой интеллектуальной философии, если мы стремимся просто любить Кришну. Это, конечно, правда, но для того, чтобы направить свои чувства на Кришну правильным образом, нам нужны знания. У некоторых людей это знание есть с самого рождения, но мы не настолько удачливы, поэтому мы должны развивать знание о Кришне. И если мы не знаем, в чем цель и как достичь ее, то это очень трудно - придти к Кришне. Поэтому первая ступень сознания Кришны - это самбандха-гьяна. Мы должны знать философию хотя бы немного для практики сознания Кришны. Затем Бхактивинода Тхакура описывает квалификацию тех, кто может повторять святые имя и тех, кто не может повторять его. Затем Бхактивинода Тхакур объясняет, что такое иамабхаса или несовершенное воспевание святого имени. И затем в десяти главах он объясняет апарадхи, каждое из десяти оскорблений святого имени. И последнюю главу он посвящает чистому воспеванию святого имени.
Поэтому он довольно систематически объясняет святое имя. Работа оформлена как беседа Харидаса Тхакура и Господа Чайтаньи. В «Чайтанья-чаритамрите» Господь Чайтанья просит Харидаса Тхакура объяснить природу святого имени. Он говорит: «Харидас Тхакур, ты являешься намачарьей, примером в воспевании святого имени». Харидас Тхакур показывал замечательный пример, воспевая святое имя днями и ночами. И он всегда идеальным образом вел себя. В то же самое время у него было знание, поэтому он мог проповедовать святое имя. Он убедил людей при помощи своего поведения и проповеди.
И в «Чайтанья-чаритамрите» Харидас Тхакур объясняет все, что касается природы святого имени. Бхактивинода Тхакур берет эту беседу и расширяет ее смысл, раскрывая значение и смысл святого имени. Поэтому все произведение - это будто бы слова Харидаса Тхакура.
Я попробую сегодня рассказать то. что объясняет первая глава, если получится.
Самбандха-гъяна означает знание о взаимоотношениях. Если бы у нас была не вайшнавская философия, а, предположим, философия имперсонализма, то не было бы большого смысла обсуждать отношения. Майавади говорят, что существует одна-единственная реальность, называемая Брахман. Поэтому нет смысла строить отношения. Если есть две, три или четыре реальности, то тогда речь может идти о взаимоотношениях. Но если существует одна только реальность, то ни о каких взаимоотношениях речи быть не может. И в самбандха-гьяне определяется не одна реальность, а множество реальностей.
Первой реальностью является Кришна, или же Его экспансии и аватары. они также являются Кришной. Его называют Ишварой. Верховным Господом. Определение ишвары заключается в том. что он полностью независим от всего остального, объектов и субъектов. В физике мы также говорим о том, что объекты мира реальны, но мы никогда не говорим об их независимости. Каждый объект зависит от какого-то другого в отношении своего передвижения, энергии и так далее. Даже если мы рассмотрим пракрити, или все объекты в их оригинальном состоянии, то пракрити не является независимой. Даже не смотря на то. что пракрити существует, она не может действовать независимо и самостоятельно. Но по воле Господа пракрити начинает проявляться благодаря тому, что Господь бросает на нее взгляд. И по воле Господа также все творение разрушается. Пракрити. однако, не может сотворить сущность и не может уничтожить сущность или «я». Верховный Господь полностью независим. Он не зависит ни от чего остального. Он не зависит ни от пракрити. ни от дживы. Все остальное зависит от Него. Поэтому номером один всегда является Верховный Господь.
Кроме Верховного Господа существуют Его энергии или экспансии. Существует множество энергий Верховного Господа, ho ради простоты они разделены на три категории. Это духовная энергия, материальная энергия и пограничная энергия. Духовная энергия - это духовный мир и все. что с ним связано. Материальный мир - это все материальные вселенные. На санскрите духовный мир называется чит, а материальный - ачит. Чит обозначает духовный и полный сознания, а ачит означает без сознания, тупой и материальный. Между ними находится джива.