Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Бхакти Таттва Вивека

Предисловие к английскому изданию

Предисловие к английскому изданию

Безграничная слава бхагавад-бхакти раскрывает¬ся в Пуранах, шрути, смрити, «Махабхарате» и «Рамаяне», а также в трудах великих ачарьев-вайш-навов. Постигнув сварупу, или природу, шуддха-бха¬кти (чистой преданности) и искренне посвятив себя преданному служению, можно легко пересечь океан невежества и достичь высшей цели жизни, кришна-премы.
Что говорить об авторитетной практике шуддха-бхакти, даже отдаленное подобие бхакти может да¬ровать человеку четыре вида благ: материальное процветание (артха), религиозность (дхарма), чувст¬венные наслаждения (кама) и освобождение (мок¬ша). Поэтому к практике бхакти обращаются даже обыкновенные люди. Однако, пребывая в невежест¬ве относительно истинной природы шуддха-бхакти, они обычно встречают псевдопреданных, которые так же, как и они, ищут богатства, женщин и славы. Под их влиянием эти люди либо начинают зани¬маться ложной практикой бхакти, либо пытаются развить чувства преданности, несовместимые с принципами чистого бхакти. При этом им кажется, будто они идут путем чистого бхакти. Поэтому дан¬ная книга, «Бхакти-таттва-вивека», крайне важна даже для приверженцев школы бхакти.


Те, кто попадает под влияние людей, стремящих¬ся к мукти, слиянию с безличным Брахманом, начи¬

нают практиковать не настоящее бхакти, а его «тень», или подобие. Так они лишь обманывают се¬бя: им не удастся обрести истинные плоды практи¬ки бхакти.


Безгранично милостивый к обусловленным ду¬шам бхакти-раса-ачарья, Шрила Рупа Госвами, опи¬сал в «Бхакти-расамрита-синдху» истинную при¬роду шуддха-бхакти, приведя в подтверждение различные цитаты из шастр. Он также дал описа¬ние природы чхала-бхакти (притворной преданнос¬ти), пратибимба-бхакти (отражения преданности), карма-мишра-бхакти (преданности с примесью ко¬рыстной деятельности), гьяна-мишра-бхакти (пре¬данности с примесью имперсональной гьяны), аропа-сиддха-бхакти (усилий, которым условно придается качество преданности) и санга-сиддха-бхакти (уси¬лий, связанных с бхакти или благоприятных для его развития).
Среди всех произведений, посвященных описа¬нию чистой преданности, «Бхакти-расамрита-синдху» считается самым авторитетным. Однако эта книга целиком написана на санскрите. Поэтому Шрила Бхактивинода Тхакур, заботясь о благе про¬стых людей, в своей «Бхакти-таттва-вивеке» изло¬жил глубокие идеи «Бхакти-расамрита-синдху» очень простым и доступным языком.


Шрила Бхактивинода Тхакур — вечный спутник Шачинанданы Шри Чайтаньи Махапрабху, спаси¬теля падших душ века Кали. После того как близкие спутники Шри Гаурахари — шесть Госвами, Шри Кришнадас Кавираджа, Шри Нароттама Тхакур и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур — покину¬ли этот мир и вошли в апраката-лилу, для Гаудия-вайшнавизма наступил темный век, который длил¬ся около ста лет. Все это время в Гаудия-сампрадае не было ни одного могущественного ачарьи, способ¬ного проповедовать учение Шримана Махапрабху чисто, без искажений, как это делали прежде.


За этот короткий период появилось множество псевдовайшнавских сект: аула, баула, картабхаджа, неда-неди, саи, сахаджия, сакхи-бхеки, смарта, джати-госаи. Под предлогом практики и проповеди према-дхармы, которой учил Шриман Махапрабху, они со¬вершали всякие отвратительные поступки и, стремясь к материальной выгоде, проповедовали свои собственные вымышленные идеи. Они на¬столько дискредитировали Гаудия-вайшнавизм, что культурные и образованные люди стали откро¬венно презирать всех Гаудия-вайшнавов. Посте¬пенно учение Гаудия-сампрадаи стало исчезать с лица земли.


В этот трудный период и появился на свет Шри-ла Саччидананда Бхактивинода Тхакур. Он родил¬ся в 1838 г. в селе Виранагар, неподалеку от Нава-двипа-дхамы, в Западной Бенгалии. Его родители были высоко образованными и культурными людь¬ми. Он возвестил приход новой эры Гаудия-вайш-навизма, написав около ста книг, глубоко и автори¬тетно излагающих науку бхакти, на санскрите, бенгальском, хинди, английском и других языках. Так он восстановил чистоту и доброе имя Гаудия-сампрадаи. Гаудия-вайшнавы навеки в долгу перед ним за этот величайший подвиг. В современную эпоху Шрила Бхактивинода Тхакур возродил тече¬ние бхакти-бхагиратхи, реки чистой преданности (шуддха-бхакти), и за это его с любовью величают Седьмым Госвами.


«Бхакти-таттва-вивека» представляет собой сборник из четырех очерков, изначально написан¬ных на бенгальском и посвященных разбору прин¬ципов бхакти. Сперва мы издали этот труд на хинди. Он был напечатан по частям в номерах «Шри Бха-гават-патрики» (за 1958 и 1959 гг.), ежемесячного журнала нашего мула-матха, Шри Кешаваджи Гау-дия-матха в Матхуре. Позже, в 1990 г., по просьбе наших постоянных читателей и с благословения нынешнего ачарьи Гаудия-веданта Самити, Шри Шримад Бхактиведанты Ваманы Махараджи, этот материал был опубликован в форме брошюры.


По беспричинной милости основателя Шри Гау-дия-веданта Самити и его ветвей в Индии и в дру¬гих странах мира, нашего высокочтимого Гурудевы, ачарья-кешари джагад-гуру ом вишнупада аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Гос-вами Махараджи, наше Общество продолжает с эн¬тузиазмом публиковать книги, посвященные Гаудия-вайшнавизму. В этот благословенный день его явления мы подносим ему английское издание «Бхакти-таттва-вивеки». Пусть он, олицетворение любви и всепрощения, направит поток своей милос¬ти в наши сердца, чтобы мы могли самозабвенно служить ему, исполняя его заветные желания. Та¬кова наша смиренная молитва у его лотосных стоп.


И в заключение я смиренно прошу всех читате¬лей постараться глубоко осмыслить то, о чем гово¬рится в этом произведении. Поняв истинную приро¬ду шуддха-бхакти, мы сможем достичь высшей цели всех шастр— вкусить чистый нектар кришна-премы, который дал миру Шри Чайтанья Махапрабху.
Жаждущий обрести крупицу милости Шри Гуру и вайшнавов Триданди-бхикшу Шри Бхактиведанта Нараяна
24 февраля 1997 г.,