Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Шри Шри Према Бхакти Чандрика

Стих 79

Стих 79

  

радха кришна коро дхйана свапне-о на боло ана

према вина ана нахи чау

йугала кишора према йено лакша-бана хема

арати пирити расе дхйау

 

“Медитируй на Радха-Кришну и не говори ни о ком другом, кроме Них, даже во снах! Не желай ничего, кроме премы. Према Йугала Кишора подобна золоту, переплавленному сотни тысяч раз. Медитируй на расу Их глубокой привязанности и любви!”

 

Взволнованная медитация

 

Шудха каника вйакйа:

В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа имеет ввиду внутреннюю практику практикующих раганугйа мнджари бхаву. Сначала он говорит: радха кришна коро дхйана, свапне-о на боло ана “Медитируй на Радха-Кришну и не говори ни о ком другом, кроме Них!” В Падма Пуране сказано: *** “С давних времён известно, что любой, кто медитирует на Божественную Личность, Ачйуту, или памятует Его, достигнет Его обители.” Этот стих упомянут в 3-й Виласе Шри Харибхакти Виласы, в прославлении медитации. Шримат Санатана Госвами пишет в комментарии на этот стих: *** “Медитация - это глубокое созерцание красоты Господа, от подошв Его лотосных стоп, до вершины Его волос. Слово ча в вышеупомянутой части стиха ачйутам, соединяется со словом апи, которое означает, что даже если кто-то случайно, или незначительно думает об Ачйуте, то он достигнет Его божественной обители. Нет особого различия между медитацией и смараной. Когда смарана становится глубокой, появляется медитация. И только поэтому о них говорится раздельно.”

Глубокая и исключительная концентрация ума называется медитацией, или дхйана, и эта медитация - сама жизнь духовной практики. В результате такой глубокой концентрации ума появятся изумительные изменения, даже во внешнем грубом теле. В Шримад Бхагавате (11.9.23) сказано: *** “Шри Авадхута Махашайа сказал Йадурадже: “Червь, загнанный в дыру тараканом, также станет тараканом, потому что постоянно думает о нём, даже не меняя своего тела.” Тело практикующего становится подобно тому, на кого он медитировал - мы должны знать об этом непостижимом могуществе медитации! Если червь может так измениться в результате медитации, то какие же могут быть сомнения в том, что практикующий достигнет трансцендентного тела, медитируя на трансцендентное тело Шри Кришны? В Шримад Бхагавате описано, что материальное тело Шрилы Дхрувы Махараджа стало трансцендентным, благодаря его постоянной медитации на Верховного Господа!

Медитация на формы, качества, игры и служение Шри Радха-Кришны называется - дхйана. Существует четыре вида медитации: на форму, на качества, на игры, и на служение.

рупа дхйана (медитация на форму) - это медитация на красоту и сладость каждой части тел Шри Шри Радха-Кришны, от подошв Их лотосных стоп, и до макушек. Например, в конце Шри Кришна Сандарбхи, Шримат Джива Госвамипада описывает сладкие формы Шри Шри Радха-Мадхавы следующим образом: *** “Пусть сладость Шри Шри Радха-Мадхавы, которые сияют золотистым и синеватым сиянием, чьи глаза танцуют в незапятнанном празднике игр, кто умащены беспредельной опытностью в эротическом искусстве, и кто очень удовлетворены нектарным благоуханием Их взаимной любви, всегда атакует мой ум во всех отношениях.” Смысл этого в том, что: “Сладкие формы Шри Шри Радха-Кришны сияют золотистым и синеватым сияниями, сияние Шри Радхи походит на сияние расплавленного золота, а синеватое сияние Шри Кришны походит на сияние сапфиров, и Их сияния освещают горизонт! Правый глаз Шри Радхи и левый глаз Шри Кришны весело и изумительно двигаются, во время встречи возлюбленных, как бы описывая этим танцем сладость друг друга! Их изумительные тела наделены беспредельным опытом в играх маданакхйа махабхавы, что означает, что оба Их тела охвачены такими признаками маданы, как объятия и поцелуи, что является пределом изумительной сладости. Тела Шри Шри Радха-Мадхавы умащены взаимной любовью также, как тела других героев и героинь умащены кункумой и духами, очаровывающими всех. Пусть же неописуемая сладость форм Радхи и Мадхавы проявится в моём сердце, чтобы в нём более не было никаких, даже незначительных, других чувств!” Слово акранта означает: “Пусть сладость этих двух форм хотя бы незначительно живёт в моём сердце!” Из всего этого понятно, что самопроявленные сладкие формы Шри Радха-Мадхавы по Их милости, очень быстро проявятся в чистом сердце медитирующего.

гуна дхйана - Хотя Шри Шри Радха Кришна имеют бесчисленное количество атрибутов, преданные, принявшие прибежище мадхура расы, медитируют на двадцать пять из них, соответствующих мадхура расе. Качества Шри Кришны: Он - прекрасен, сладок, наделён всеми хорошими качествами, могущественен, наделён свежей юностью, красноречив, говорит сладкие слова, разумен, учён, блестящ, умиротворён, искусен, ловок, счастлив, благодарен, смиренен, подчинён любви, серьёзен, велик, прославлен, очарован женщинами, всегда свеж, бесподобен в Своей игривости, прекрасный и великий игрок на флейте. Качества Шри Радхарани - Она сладка, наделена свежей юностью, Её глаза подвижны, Она украшена сладкой улыбкой, наделена прекрасными и благоприятными линиями, аромат Её тела сводит с ума Мадхаву, Она опытна в пении и очаровательно говорит, Она опытна в шутках, смиренна, чувствует сострадание, искусна, ловка, застенчива, вежлива, серьёзна, терпелива, очень игрива, ощущает маха бхаву, Её любят все во Врадже, Её подруги любят Её, Она - лучшая из возлюбленных Кришны и Он всегда подчинён Её любви. (Более подробное описание этих качеств можно найти в Бхакти Расамрита Синдху и в Уджджвала Ниламани.) Медитация на все эти качества называется - гуна дхйана.

лила дхйана - в Гаудийа Вайшнава Сампадайе медитируют на игры Шри Шри Радха Кришны в восьми временных периодах суток (аштакалйа лила) и это называется - лила дхйана. Основываясь на краткий описаниях этих игр Шримат Рупы Госвамипады и на книге Кави Карнапура Кришнахника Каумуди, Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами составил писание, называемое - Шри Говинда Лиламрита (переведена на русский язык), в которой он более подробно описывает игры Шри Радха Кришны в восьми периодах времени суток. После этого, гаудийа вайшнавачарйа Шрила Вишванатха Чакравартипада ещё подробнее рассмотрел некоторые из кратких глав Говинда Лиламриты в своём произведении Шри Кришна Бхаванамрита, что эщё больше увеличило сокровище медитации на игры Шри Шри Радха Кришны. Позднее Шрила Кришна дас Сиддха Баба, житель Говардхана, получив милостивый приказ Самой Шри Радхарани составить Гаура Говинда Аштакалйа Гутику, в которой он параллельно описал бы медитацию на Гаура лилу вместе с медитацией на игры Шри Радха Мадхавы. Также он составил большую антологию, называемую - Бхавана Сара Санграха, для того, чтобы играми, описанными в Гутике, могли наслаждаться через слова глубоко реализованных душ. (Гутика специально составлена на Бенгали для многочисленной бенгальской аудитории, не знающей Санскрит, а Бхавана Сара Санграха, содержащая в себе изначальные шлоки на Санскрите Кришнадаса Кавираджа, Вишванатха Чакраварти и Кави Карнапура, предназначена для тех, кто знает Санскрит.) лила дхйана включает в себя медитацию на формы, качества и служение, поэтому она является излюбленной практикой практикующих рагануга бхакти.

сева дхйана - эта медитация также называется манаса сева, или ментальное служение. В Гаудийа Сампардайе как правило совершают ментальное служение Шри Шри Радха Мадхаве и Их подругам в йогапитхе. Существует два вида лил: 1) сварасики и 2) мантрамайи. сварасики подобна потоку, тогда как мантрамайи подобна озеру. Озеро находится в потоке и потому не независимо, поэтому описывается отдельно. аштакалин лила - это сварасики и йогапитха милана - это мантрамайи. Эта мантрамайи йогапитха милана лила означает, что Шри Йугала служат с ментально представляемыми параферналиями в полном соответствии со своей сиддха сварупой. В своём комментарии на Шри Бхакти Расамрита Синдху, Шримат Джива Госвамипада открывает славу манаса севы, упоминая историю из Брахма Вайварта Пураны. “В Пратиштхана Пури жил бедный брахмана, у которого было сильное желание совершать ритуальное преданное служение, но он был неспособен делать это, поскольку был очень беден и не мог приобрести необходимые параферналии. Однажды он сидел в обществе Вайшнавов и в ходе лекции о бхагавата дхарме он услышал, что если служение Хари происходит в уме, с ментально-представляемыми параферналиями, то Он всё равно будет удовлетворён. Услышав это, он немедленно начал совершать ментальное преданное служение. И в один прекрасный день он пришёл на берег реки Годавари и, завершив свои ежедневные ритуалы, сел в красивом уединённом месте, ментально установил Божество Шри Хари и начал служить Ему с ментально представляемыми ингредиентами. Он служил каждый день таким образом и всегда с новыми ментально предаставляемыми ингредиентами, так он достиг высочайшего блаженства в ментальном служении Шри Хари. Прошло некоторое время. И вот однажды он приготовил превосходный сладкий рис в своём уме, поместил его на золотое блюдо для остывания, и начал омахивать его пальмовым листом. Немного позже брахмана коснулся риса своим (ментальным) пальцем, чтобы проверить достаточно ли тот остыл, и обжёгся этим ментальным сладким рисом. Когда он почувствовал, что его палец получил ожёг, он понял, что его рис ещё не готов для предложения Шри Хари, он очень расстроился и его самадхи было нарушено. Затем, выйдя из самадхи, он почувствовал что его физический палец также имеет ожёг и приносит ему боль. Но это сделало его ещё более несчастным. Он начал причитать, что его предложение Господу было осквернено, и что он не может завершить своё преданное служение. Видя страдания брахмана, Шри Хари послал летательный аппарат и забрал его в Свою духовную обитель.”

Шрила Тхакура Махашайа говорит: свапне-о на боло ана “Что уж говорить о состоянии бодрствования, даже во сне ты не должен говорить на другие темы, помимо Шри Хари.” Говорить, или слушать, о других темах, не касающихся Кришны, это просто беспокойство ума, и когда эти скрытые мотивы начинают беспокоить ум, он уже не способен медитировать на Шри Радха-Кришну с глубокой концентрацией. Если кто-то желает медитировать на игры Шри Шри Радха-Кришны с сосредоточенным умом, он должен отбросить все связи с другими темами и быть свободным от других желаний, кроме премы - према вина ана нахи чау. Практикующий, который жаждет премы, должен отбросить все желания, кроме желания достичь её. Преданность означает служение, поэтому практикующий преданный не должен желать чего либо ещё, кроме служения возлюбленным Божествам. Без премы ни один вид преданного служения не доставит удовольствия возлюбленному Божеству, поэтому жажда премы всегда проявлена в сердцах чистых преданных. Тот, кто желает премы, всегда погружён в практику бхаджана, которая является способом достижения премы, и отбрасывают все факторы, которые препятствуют его достижению премы. Поэтому жажда достижения премы является причиной её достижения.

Далее благословенный автор говорит: йугала кишора према, джено лакшо бана хема, арати пирити расе дхйау “према Йугала Кишора подобна золоту, переплавленному сотни тысяч раз. Медитируй на расу Их глубокой взаимной привязанности и любви!” Ювелир помещает золото в огонь для того, чтобы переплавкой очистить его от всех примесей. В разговорной речи это называется - бан. Чем чаще золото помещается в огонь, тем больше оно становится чистым. После пяти переплавок, или банов, из золота устраняются все примеси и его можно использовать. Поэтому процесс бан, или переплавки, никогда не повторяют 100 000 раз. Но в трипади сказано лакша бана хема, или золото, переплавленное сто тысяч раз, это сделано для того, чтобы показать, что оно - бесподобно. Любовь Йугала Кишора так чиста и сияюща, что не может быть сравнена даже с таким золотом. Также как золото никогда не переплявляется 100 000 раз, также и любовь Шри Радха-Мадхавы ни с чем не может быть сравнима. Поэтому нетрудно понять, что служение Йугала не может иметь места, до тех пор, пока присутствуют другие желания, кроме желания премы.

Поэтому медитировать с любовным пылом следует только на Шри Шри Радха-Мадхаву, олицетворения любви. Пыл преданности привлечёт милость Господа. Сильное страстное желание служения Бхагавану называется - према, и кульминация такого желания - это практика Враджа-расы, высочайшей из всех мадхура рас. Для увеличения океана любви Шри Радха-Мадхавы следует принять внебрачные отношения. Поэтому медитация, наполненная глубоким страстным желанием, является соответствующей практикой для достижения любви к лотосным стопам Шри Радха-Мадхавы, Кто являются олицетворениями вкусов духовной любви.

Далее: