Стих 74
карми джнани мичха бхакта на хобе тате ануракта
вишуддха бхаджана коро мана
враджа джанера йей рита тахате дубао чита
ей се парама таттва дхана
“О ум! Не привязывайся к ложным преданным, которые смешивают свою садхану с деятельностью ради плодов, или с недуалистическим знанием - просто займись чистой бхаджаной. Погрузи своё сердце в действия и обычаи людей Враджа. Это сокровище высшей истины.”
Сокровище высшей истины
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа снова обучает практикующих поклонению Враджа с правилами и запретами, при помощи наставлений своему уму. Сначала он говорит о запрете: карми джнани мичха бхакта, на хобе тате ануракта. В предыдущей трипади благословенный автор запрещает общаться с карми и джнани даже во время опасности, и сейчас, в этой трипади, он советует отбросить привязанность к ками и джнани. Из этого видно, что карми и джнани, упомянутые в предыдущей трипади, это беспримесные карми и джнани; другими словами это те, кто желает достичь рая, или освобождения, практикуя карму и джнану, без помощи бхакти. В действительности же говорится: (Ч.Ч.) *** “Без помощи преданности ни одна практика не принесёт плода, но преданность, благодаря своему независимому могуществу, приносит все плоды. Все другие практики подобны соску козла. Поэтому разумные личности поклоняются Хари.” Практики карма, джнана и йога, называются садханой, потому что они подобны садхане, но в действительности они не обладают статусом садханы, просто то, что в итоге приводит к какому-либо совершенству, или садхйе, заслуживает называться садхана. Но без помощи преданности карма, джнана и другие практики, не могут независимо дать какой-либо результат. Поэтому все практики, совершаемые без преданности были названы подобными соскам козла. Складки кожи на шее козла похожи на соски, ко они не дают никакого молока. Подобно тому карма и джнана, без помощи преданности никогда не приносят результатов. Но поскольку внешне их практика подобна садхане, они также называются - садхана. В действительности *** “карма, йога и джнана зависимы от бхакти.” (Ч.Ч.)
По этой причине, относительно разумные карми и джнани, посмотрев в писания, практикуют карму и джнану смешанную с бхакти, чтобы достичь желаемого результата. Видя поклонение всех этих смешанных преданных, Шрила Тхакура Махашайа говорит практикующим преданным не соприкасаться с ними, потому что чистые преданные не привязываются, или привлекаются ими, считая их чистыми преданными, поскольку общение с ними вредит развитию чистой преданности. В некоторый изданиях этой книги можно найти такое прочтение первой части этой трипади - карми джнани мишра бхакта, на хобе тайи ануракта. мишра бхакта - это лицемер, который внешне носит знаки преданного, такие как бусы, тилака, одежда и т.п., и притворно совершает бхаджану, но внутри на самом деле привязан к деньгам и женщинам. Чистый преданный никогда не привлекается к подобным ложным преданным, которые внешне лицемерно и притворно совершают бхаджану, поэтому их опасного общества следует избегать. Это должно быть основным принципом и состоянием сознания Вайшнава - асат санга тйага - ей вайшнава ачара; стри-санги эка асадху кришнабхакта ара (Ч.Ч.) “Оставление дурного общества - это состояние Вайшнава. Одни из этих несвятых - это те, кто сильно привязаны к женщинам, другие - это непреданные Кришны.”
Другое значение слов карми джнани мишра бхакта заключается в том, что мишра бхактами, или ложными преданными, называются те из практикующих карму и джнану, кто проявляет признаки преданности. И если на них падёт милость великих святых, они могут стать в будущем преданными, но пока они остаются на вышеуказанной стадии, то практикующие преданные должны избегать их общества, поскольку общение с ними не может увеличить преданность.
После этого благословенный автор даёт позитивный совет, говоря: вишудха бхаджана коро мана “Чистое поклонение совершается принявшими прибежище чистой преданости.” Шри Гопала Тапани Шрути даёт следующее определение чистой преданности: *** “Поклонение Личности Бога называется - бхакти. Для этого человеку следует сосредоточить ум и чувства на Личности Бога, отбросив все другие желания, как для этой жизни, так и для следующей, другими словами, следует полное погружение в памятование Его называется - бхаджана и наишкармйа (свобода от желания плодов).”
Здесь слова бхаджана и наишкармйа упомянуты в одном и том же месте, потому что когда бхаджана начата, все желания плодов преданного, как в этой жизни, так и в следующей, будут разрушены, и его ум освободится от модусов материи и погрузится в служение Личности Бога. Это известно как чистое поклонение. Писания Смрити (Шри Нарада Панчаратра) также говорят: *** “Отказ от всех личных желаний, как в этой жизни, так и в следующей жизни, и погружение чувств в служении контролёру чувств, Хришикеше, или Шри Кришне, называется высочайшей преданностью.”
Размышляя о всех этих утверждениях из Шрути и Смрити, Шримат Рупа Госвамипада составил один простой стих в своей книге Бхакти Расамрита Синдху, в котором он дал полное описание чистой преданности, и это равно относится к вайдхи бхакти, рага бхакти, садхана бхакти, садхйа бхакти, бхава бхакти, или према бхакти. Вот этот стих:
анйабхилашита шунйам джнана кармадйанавритам
анукулйена кришнанушиланам бхактир уттама
“Величайшая преданность лишена всех скрытых желаний, или мотивов, не смешана с деятельностью ради плодов, или с недуалистическим знанием, и практикуется исключительно для наслаждения Шри Кришны.”
В этом стихе слово анушилана проявляет себя только как глагольный корень. Значение этого глагольного корня двояко - это форма правритти (правила) и форма нивритти (запреты). Эти два вида глагола проявлены для физической, речевой и ментальной деятельности. Правила, или предписания для физической, ментальной и речевой деятельности, означают использование тела в поклонении Шри Кришне, использование речи для прославления Его святых имён, атрибутов и игр, и использование ума для памятования Его форм, атрибутов и игр, а также здесь подразумевается постоянное культивирование любви ко всему этому. Запреты же для физической, ментальной и речевой деятельности включают в себя оскорбления святого имени и божеств.
Также преданность бывает сопадхика и нирупадхика, т.е. с, или без внутренних мотивов. Существует два вида упадхи в бхакти - внутренние желания и примесь других мотивов. Внутренние желания - это желания к чувственному наслаждению и освобождению, а примесь других желаний - это покрытие из недуалистического знания, или деятельности ради плодов. Если преданность Кришне (шри кришнанушилана) лишена внутренних желаний и примеси других мотивов, и протекает исключительно в процессах слушания и повторения, тогда она называется нирупадхика бхакти; это вишуддха бхаджана, или чистое поклонение.
Вышеупомянутое слово карма означает различные правила и регуляции, описанные в Ведах, такие как посты, или благотворительность, и джнана о безличном брахмане, или о единстве индивидуельной души и брахмана. Причина этого в том, что чистая преданность это также карма в форме поклонение Божествам и предложение молитв, также она является джнаной, или знанием о цели преданости (сиддханта джнана) - они абсолютно необходимы, без них нет даже вопроса о бхаджане. Такая карма и джнана является чистой преданностью.
Слово анукулйа означает “исключительно для наслаждения Шри Кришны”. Слово анукулйа использовано для упрочнения статуса преданности, несовершенная преданность также может удовлетворить Шри Кришну. В Шримад Бхагавате описано как Шри Кришна дал связать Себя верёвками. Голодный и неудовлетворённый Кришна находился на коленях Матери Йашоды, но мать спустила Его со своих коленей из-за убегающего молока. И хотя это действие не удовлетворило Кришну, но поскольку это было действие для Его удовлетворения, оно также известно как бхакти. С другой стороны, в сражениях с демонами Великий Герой Шри Кришна наслаждался вкусами йуддха расы, или сражения, но хотя это доставляло наслаждение Шри Кришне, это нельзя считать бхакти. Поэтому практика слушания, воспевания, вознесения молитв, поклонения в храме, без примеси личного наслаждения, называется чистым поклонением, поскольку только она совершается исключительно для наслаждения Шри Кришны.
После этого благословенный автор говорит: враджа джанера йей рита, тахате дубао чита, ей се парама таттва дхана. Хотя различные типы чистого поклонения практики рагануга бхаджана, за которым следует пробуждение Враджа мадхура расы рагануга бхакти, являются даром Шримана Махапрабху практикующим этого века Кали, и такие Его возлюбленные спутники, как Шри Рупа и Санатана практиковали и обучали этому сокровенному типу бхакти йоги. Шрила Тхакура Махашайа говорит: враджа джанера йей рита, тахате дубао чита. Здесь слова враджа джана означают, в широком смысле, все вечные спутники Кришны Враджа, погружённых в чувства любви к Нему и не имеющих чувств почтения, или принятия Его как Бога, но считающих Его обычным хорошим другом, сыном, или возлюбленным. (Ч.Ч.) мора путра, мора сакха, мора пранапати. Таким образом практикующие должны следовать их стопам и быть погружёнными в сладкое поклонение Враджа. Суть этого в том, что также как вечное окружение Враджа Кришны совершает для Него служение в настроениях Его слуг, друзей, родителей, или возлюбленных, как если бы Он был обычным другом и т.д., подобно этому те, кто поклоняются Ему в настроении Враджа, и имеют к этому немного вкуса, из-за общения и милости великих святых, должны совершать своё поклонение в подобных вышеупомянутых настроениях Его вечных спутников во Врадже, и когда они достигнут совершенства в своём поклолнении, тогда они получат любовное преданное служение Шри Кришне в Шри Вриндаване в соответствующем настроении. Такова суть чистого рагануга бхаджана Враджа. В Чайтанйа Чаритамрите Шриман Махапрабху говорит Вйенката Бхатте: *** “Люди Враджа, достигшие Его лотосных стоп, не знают что Кришна - Бог. Некоторые из них привязывают Его к ступе, считая Его своим сыном, другие держат Его за плечи, считая Его своим другом. Для людей Враджа Он - сын царя Враджа. Они не видят Его могущества, но считают Его одним из них. Любой, кто поклоняется Кришне в настроении людей Враджа, достигнет во Врадже Враджендранандану.”
Гаудийа Вайшнавы считают поклонение Радха Кришне в настроении служанок Шри Радхарани, или манджари, очень сокровенной целью, поэтому они следуют по стопам таких вечно совершенных служанок, как Шри Рупа Манджари, Рати Манджари и т.д. Погружённые в поток их чувств, и приняв их сознание, соответствующее их чувствам, они поклоняются Шри Шри Радха Мадхаве в бхаволласа рати, взращивая великую любовь к Радхе. Это высочайшая стадия рага марга бхаджана. Шрила Тхакура Махашайа является дорогой служанкой Шри Радхарани, Чампакой Манджари, и поскольку он тиакже является ачарйей манджари бхавы, он говорит: враджа джанера йей рита, поощряя каждого погрузить свой ум в настроение вечно совершенных манджари Враджа. Это высочайшее положение для индивидуальной души, которого она может достичь в царстве преданности; поэтому сказано ей се парама таттва дхана “Это сокровище высочайшей истины.”