Стих 73
анйера параша йено нахе кадачит хено
ихате хоибо сабадхана
радха-кришна нама гана ей се парама дхйана
ара на корихо парамана
“Я буду очень осторожен, чтобы никогда (ментально) не соприкасаться с другими (йоги, саннйаси, карми и джнани). Звуки святых имён Радхи и Кришны - это высшая медитация. Не принимай другого авторитета, или любой другой цели жизни.”
Высшая медитация
Шудха каника вйакйа:
В предыдущей трипади благословенный автор наставлял свой ум в погружении в океан любовной преданности. Существует два вида наставлений: запреты и правила. Здесь сначала он даёт наставление запретом: “Я буду остерегаться соприкосновения с другими.” “Другие” - это те, кто практикует другие, отличные от преданности, пути, такие как действия ради плодов, недуалистическое знание, или мистическая йога, другими словами это карми, джнани и йоги. Практикующий преданный должен держаться от них подальше, поскольку размышление, видение и касание к ним и многочисленные материальные возможности могут отвлечь человека с пути преданности и привлечь его к их путям. В первой главе второй части Брихад Бхагаватамриты Шримат Санатаны Госвамипады можно увидеть что невинная и простая личность из страны Камарупа, по имени Джана-Шарма, приняла десятисложную мантру Шриман Мадана Гопала дева во сне от богини Камакхйи. Даже приняв такую упасану (поклонение) он всё же, благодаря общению с карми и джнани, привлёкся к их практикам у Ганга Сангама и у Каши (Бенарес). Также он пожелал принять их пути. Его остановит только могущество его собственной мантра джапы и предупреждение Камакхйа Деви и Шримана Махадева (Шива). Поэтому практикующий преданный не должен соприкасаться с ними. Он не должен контактировать с ними даже в момент нужды, или опасности, потому что их всегда осуждают чистые преданные. Шримат Прабодхананда Сарасватипада осуждает карми, джнани и других, отвергнувших лотосные стопы Шри Гауры, говоря: *** “Прокляты трудящиеся ради плодов, прокляты совершающие аскезы, прокляты аштанга йоги, прокляты тупые имперсоналистические спекуляторы, волоски на телах которых встают от экстаза когда они говорят: “я - брахман”. Ахо! Сколько же я ещё должен оплакивать этих человекоподобных животных, сошедших с ума от вкуса наслаждения чувств? Никто из них не имеет даже незначительного вкуса к сладчайшему мёду, текущему с лотосов стоп Шри Гауры!” Какие же сомнения могут возникнуть в том, что с теми, кого так осуждают глубоко реализованные святые, преданные не должны контактировать?
После этого благословенный автор упоминает о предписании, говоря: радха кришна нама гана, ей се парама дхйана, ара на корихо парамана. В этой половине трипади Шрила Тхакура Махашайа наставляет свой ум в совершении рагануга бхаджаны. Величайшая практика тех, кто практикует рагануга бхаджану, это повторение святых имён Шри Радха-Кришны и медитировать на Их формы, игры, и т.д. В Шри Брихад Бхагаватамрита Шри Нарада наставляет Гопа Кумара во Враджа-бхаджане, говоря: *** (Комментарий) Любовь Враджа достигает совершенства при помощи девяти видов преданности, преобладающие принципы которых - это памятование и прославление Враджа игр Шри Кришны. Здесь следует упомянуть ещё один особый момент: этот вид преданности совершенствуется совместным воспеванием славы возлюбленного Господа. Хотя слово гана в стихе всегда означает нама киртана, здесь об этом говорится отдельно, потому что прославление дорогого возлюленного - это величайшей сокровенный способ для достижения премы. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа, под предлогом наставлений своему уму, наставляет практикующих, сосредоточенных на поклонении Божественной Чете, петь имена их дорогих Шри Радха Кришны.
В своей Абхишта Сучана Ставе, Шримат Рагхунатха Дас Госвамипада писал: *** “Имя “Радха” сладко, как прекрасный свежий нектар, и имя “Кришна” очень вкусно, как изумительное сгущённое молоко. О мой жаждущий язык! Добавь к ним ароматный лёд постоянного привлечения и постоянно пей этот изумительный напиток!” Великие души, сосредоточенные на поклонении Шри Радха Кришне, повторяют 32-х сложную харе кришна маха мантру, содержащую оба имени Радхи и Кришны. Слово харе, в вышеупомянутой мантре, это звательная форма слова хара. Та, кто крадёт ум Кришны Своей красотой, сладостью и любовью называется хара - Шри Радха. Слово рама, в мантре, не указывает на Господа Раму, божественного сына Дашаратхи. Здесь рама - это производное от глагола рам, поэтому Тот, кто является раманой, или возлюбленным Шри Радхи, и носит имя Шри Радха Рамана, является Рамой. Поэтому маха мантра - это шестнадцать имён Шри Шри Радха Кришны в звательной форме.
Слова радха кришна нама гана, ей се парама дхйана означают что песня, состоящая из имён Шри Радха Кришны, это высший объект для медитации практикующих, или желаемый объект, на который следует постоянно медитировать, чтобы достичь премы. В Брихад Бхагаватамрите (2.3.164-166) Шримат Санатана Госвамипада писал: *** “шри кришна нама санкиртана, подобная всепривлекающей мантре - это величайший, наиболее сокровенный и наиболее могущественный способ для достижения сокровища любви к Кришне. Наслаждающиеся преданностью называют шри нама санкиртану плодом преданости потому что она всегда приносит сокровище чистой любви к Богу. Некоторые знатоки также считают нама санкиртану самой формой премы. При помощи воспевания имени возлюбленного Божества с сердцем, полным рвения, любовь сразу же проявляется, поэтому мы можем видеть, что санкиртана и према являются причиной и следствием друг друга, и нет различия между причиной и следствием, и поэтому они неотличны друг от друга.”
Шрила Тхакура Махашайа говорит: *** “Не принимай никакой другой цели, или способа, кроме воспевания святых имён Шри Радха Кришны.” Или “не принимай никакого другого духовного доказательства, или личного примера, руководствуясь этим заключением.” Когда имя возлюбленного Божества воспевается с преданностью, тогда оно проявит все остальные восемь видов преданости и быстро благословит практикующего достижением премы. Шриман Махапрабху говорит: (Ч.Ч.) *** “Совершение санкиртаны разрушает все грехи и материальные привязанности, очищает сердце и раскрывает все другие практики преданности. Затем пробуждается любовь к Кришне и наслаждение нектаром премы. В конце концов человек достигает Кришну и погружается в океан нектара преданного служения.”