Стих 66
говинда шарира сатйа тахара севака нитйа
вриндавана бхуми теджомайа
трибхуване шобха сара хено стхана нахи ара
йахара смаране према хой
“Трансцендентное тело Говинды - реально, и Его слуги - вечны. Вриндавана - очень лучезарное место, и нет нигде в трёх мирах более прекрасного места! Просто благодаря памятованию этого, достигается према!”
Форма Кришны, Его преданные и Врадж
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа описывает реальность формы Шри Кришны, принцип преданности и принцип Шри Вриндавана. Сначала он устанавливает реальность формы Шри Кришны говоря: говинда шарира сатйа. Форма Шри Кришны, Верховного Брахмана в человеческой форме, является вечно реальной, или истинной. Его тело состоит только из тех составляющих, которые делают Его тело саччидананда (вечное существование, знание и блаженство). Хотя индивидуальные живые существа по природе являются вечными каплями сознания, их иллюзорные материальные тела сотворены из материальной природы, и поэтому эти тела временны и нереальны. Так или иначе, нет различия между Господом и Его телом - деха дехи бхеда чайва нешваре видйате квачит. В Сарва Самвадини своей Бхагавата Сандарбхи, Шримат Джива Госвамипада цитирует некоторые доказательства из Махабхараты: *** “Тело Верховного не состоит из пяти грубых элементов.” В Шримад Бхагавате (5.5.19) Шри Ришабхадева говорит: *** (Комментарий Шридхары Свами) “Это Моё человеческое проявление - абсолютно и находится над всеми спорами и аргументами. Это Моё трансцендентное тело проявлено по Моему желанию. Я никогда не становлюсь материальным человеком.” Существование Шри Кришны - полностью трансцендентно и нет различия между Ним и Его проявлением. там екам говиндам саччидананда виграхам (Шрути). В Гите Господь Лично говорит Шри Арджуне “брахмано хи пратиштахам” (14.27) и “нахам пракашах сарвасйа йогамайа самавритах” (7.25) “Я - источник имперсонального брахмана” и “посредством Своей мистической энергии (йогамайи) Я не проявляюсь перед каждым.” В Шри Гопала Тапани Шрути сказано: кришно хи парамам дайватам кришна ева паро девас там дхйайет там расет там йаджет ити. В Пурва Тапани (первая часть книги) Риши, такие как Шри Санака, спрашивали у Брахмы: “Кто Верховный Господь?”, на что Брахма ответил: “Шри Кришна - Верховный Господь.” В приложении Пурва Тапани также можно прочесть: “В соответствии с Его высшим превосходством, Шри Кришна является Верховным Господом. На Него следует медитировать, Его сладкими вкусами следует наслаждаться и Ему следует поклоняться.” и т.д.
Все эти утверждения доказывают, что человекоподобная форма Шри Кришны является верховной. Человекоподобная форма Шри Кришны - пара брахма сарва пара таттва “Верховный Брахман и Верховная Истина всего.” ананда матрах кара пада мукходаради (Шрути) “Его ладони, стопы, лицо и живот полны блаженства.” Также как все части сахарной куклы состоят из сахара, подобно этому тело Шри Кришны, Его ладони, стопы и т.д., являются блаженным духом.
Поскольку Махамуни Вйасадева медитировал на Шри Кришну, Верховного Учителя, чья форма истинна и реальна, то начиная Шримад Бхагавату, которая является сущностью всей Веданты, он сказал сатйам парам дхимахи. Начиная свои молитвы Шри Кришне, когда Он лежал в чреве Деваки-деви в тюрьме царя Камсы (Ш.Б. 10.2.26), Брахма и другие полубоги разными способами описывали Шри Кришну, как воплощение истины, который реален во всех трёх фазах времени: *** “Брахма и другие полубоги сказали: “Мы принимаем прибежище у Шри Говинды, который верен Своим обетам, и кто достижим при помощи практики истины, Он реален в прошлом, настоящем и будущем, Он - причина творения таких из пяти элементов, как земля (и кто также существовал до творения), Он - внутренний наблюдатель (показывая, что Он реален присутствуя) и Он - принцип Своей Верховности (показывая, что Он останется реален после разрушения космоса), Он говорит истину, Он - вездесущь, и равно относится ко всем.” Поэтому благословенный автор сказал: говинда шарира сатйа “Форма Говинды реальна.”
После этого сказано: тахара севака нитйа “Его слуги вечны”. Вечно-совершенное окружение Шри Говинды, Его слуги и т.д. - трансцендентны и вечно реальны. В Бхакти Расамрита Синдху (2.1.290) сказано: *** (Комментарий Шри Дживы Госвами) “Те, кто любят Шри Кришну в миллионы раз больше, чем себя, чьи трансцендентные качества подобны качествам Шри Кришны, и чьи тела трансцендентны также, как тело Шри Кришны - являются Его вечно-совершенными спутниками. Более того, преданные в материальном мире достигают трансцендентных тел следуя по стопам этих вечно-совершенных преданных!” Шриман Махапрабху Лично сказал Своему возлюбленному спутнику, Шримат Санатане Госвамипаде (Ч.Ч.): *** “Господь сказал: “Тело Вайшнава - нематериально. Его тело - трансцендентно. Когда преданный отдаёт себя во время инициации, Кришна делает его (качественно) равным Себе. Он делает тела преданных трансцендентными для того, чтобы в этих трансцендентных телах преданные могли служить Господу.”
После этого Шриман Махапрабху подтверждает Своё высказывание доказательством из Шримад Бхагаваты: *** “Шри Кришна сказал Шри Уддхаве: “О Уддхава! Когда человек оставляет все действия и принимает у Меня прибежище, тогда Я желаю сделать его более возвышенным, чем джнани и йоги. Он достигает бессмертия и трансцендентного тела (атма бхута), подобного Моему.” Слова Шримана Махапрабху: “В это время Кришна делает его равным Себе…” означают, что когда полный веры практикующий достигает милости великого святого, он начинает этот процесс и принимает прибежище лотосных стоп истинного Гуру, или принимает у него посвящение. Чистота сердца практикующего достигается его практикой бхаджаны и затем он, постепенно, достигает стадий ништхи, ручи и асакти, а его тело, чувства, ум и разум постепенно избавятся от своих мирской природы и вместо этого одухотворятся. Когда же он достигнет уровня рати, внутренних чувств преданности, тогда его ум, разум, сознание и эго станут полностью духовными, и на стадии премы его тело и чувства также полностью одухотворятся. Шримат Санатана Госвамипада писал в своей Брихад Бхагаватамрите: *** “Те, кто пьют нектар преданности Кришне забывают свои тела и всё, что связанно с ними. Даже их материальные тела, состоящие из пяти грубых элементов, становятся духовными!” Кто-то может здесь задать вопрос: “Если грубое материальное тело преданного становится духовным, то почему же мы видим болезни, старость и смерть в его теле? Описано, что когда преданный оставляет своё тело, он достигает трансцендентного тела и общества Господа. Как же трансцендентное тело может быть разрушено? И если его видимое тело не разрушается (в момент смерти), тогда что происходит с тем телом в то время, когда он принимает духовное тело?” В этих вопросах показано много сомнений. Правильные ответы на них можно получить в писаниях и в словах Махаджан. Суть их утверждений в том, что Господь всегда желает скрыть сокровенные пути преданности, или последствия и симптомы преданной деятельности, поскольку, если последствия практики преданности станут видимы для мирских людей, то неквалифицированные люди будут пытаться практиковать преданность, и так совершат много оскорблений. Во вторых, сокровенная преданность сама всегда желает остаться скрытой, и смиренные преданные также постоянно желают скрыть свою практику преданности, или результаты своей преданости. Это питает их смирение, которое является сокровищем према садханы. Поэтому Верховный Господь, мастер иллюзии и великий магик, показывает глазам обычных людей такие признаки пяти грубых элементов, как старость, болезни и смерть на трансцендентном теле преданного. В действительности, чувства трансцендентного тела преданного сольются с его паршада дехой (вечным телом спутника Господа) и он войдёт в царство трансцендентных игр. Затем ложная форма сгорит на погребальном костре, также как то, что случилось с такими преданными сиддха, как Йадавы. Демонстрируя этот секрет, Господь показал в Шримад Бхагавате как Дхрува вошёл в духовный мир в своём нынешнем теле, также в Шри Брихад Бхагаватамрите показано, что Гопа Кумара и другие также входили в духовный мир в своих нынешних телах, подобно стхалипулака нйайа (когда варится рис повар берёт два, или четыре зарна риса и раздавливает их, чтобы понять готов ли рис. Если два зерна готовы, то понятно, что и весь котёл риса сварился. Это называется стхалирулака нйайа).
После этого благословенный автор устанавливает, что Шри Вриндавана Дхама - трансцендентна также, как форма Шри Кришны, говоря: вриндавана бхуми теджомайа “Земля Вриндаваны сияет трансцендентным сиянием.” Роща игр Господа, такая как Шри Вриндавана не подобна этому миру, который является трансформацией внешней иллюзорной энергии, называемой материей. Святая дхама является провялением внутренней энергией существования.
*** “Сущность потенции существования называется шуддха саттва, и остальные проявления Господа, Его матери, отца, обители, дома и ложа также являются трансформациями чистой энергии существования Шри Кришны (шуддха саттвы).”
Упанишады также говорят: са бхагавах касмин пратиштхита ити све махимни *** “Где пребывает Господь?” Ответ: “Он пребывает в Своём непостижимой обители.” В Шри Гопала Тапани Шрути можно прочесть: гокулам вана вайкунтхам и сакшад брахма Гопала пурихи “Другое имя Гокулы - Вана Вайкунтха” и “Город Гопала - абсолютно трансцендентен”. Таким образом многие писания доказывают, что Шри Вриндавана дхама вне материального творения, вечна, сверхестественна, вечная роща игр Господа, невидима для мирских глаз и сияюща. В Брихад Гаутамйа Тантре можно прочесть вопрос Шри Нарады к Шри Кришне: “О Господь пастухов! Какова истина об этом Вриндаване, состоящем из двенадцати лесов? Если я квалифицирован услышать это, тогда милостиво опиши её мне!” На что Шри Кришна ответил: *** “О Нарада! Эта Вриндавана наиболее очаровательна и является единственной Моей обителью. Вне животные, птицы, олени, насекомые, люди и полубоги, живущие здесь, достигнут Моей высшей обители, когда оставят тело. Этот десятимильный Вриндавана - само Моё тело, спина которого - Йамуна, несущая высший нектар. Здесь боги и привидения живут в тонких, или духовных телах. Я - совокупность всех полубогов и Я никогда не покидаю эту обитель. Век за веком Я проявляюсь и исчезаю в этом земном Врадже. Этот прекрасный Вриндаван - очень могущественен, так как состоит из чистой саттвы и невидим для физических глаз.”
После этого благословенный автор говорит: трибхуване шобха сара, хено стхана нахи ара, йахара смаране према хой “В трёх мирах нет такого же прекрасного места, как это. Просто памятуя его человек достигает премы.” Некоторые люди думают: “Места подобные Вриндавану, которые мы видим сейчас, не настоящие духовные обители, а обычные места на планете Земля. Когда Шри Кришна совершал Свои игры на этой планете, эта обитель спустилась сюда, но когда Он покинул эту планету, то святая дхама также ушла вместе с Ним.” Такие мысли осуждаются писаниями и Садху. Хотя Шри Кришна - сама форма трансцендентного блаженства, Он появляется в этом материальном мире, чтобы совершить здесь Свои проявленные игры, и принимает много человеческих обычаев, для того, чтобы Его игры были совершенно подобны человеческим, которые происходят только по Его милости. Таким же образом, сильно взволнованный состраданием к обусловленным душам, трансцендентная обитель Враджа, которая пребывает вне мирской иллюзии, принимает проявленную земную форму и остаётся проявлена даже после завешения Его проявленных игр. Если святая дхама оставит свою трансцендентную форму, то обусловленные души не были бы способны получить её милость. Так она показывает своё сострадание. Шримат Джива Госвамипада назвал это видимое проявление очень сострадательным. Её видимое проявление, которое премика махабхагаваты, чистые преданные, считают реальной формой святой дхамы даже сейчас - вишешатас тадриг лаукика рупатва бхагаван нитйа дхаматре ту дивйа кадамбашокади врикшадайо пйадйапи махабхаватаих сакшат крийанте ити прасиддех (Шри Кришна Сандарбха). В Шри Чайтанйа Чаритамрите это описано слебующим образом: *** “Выше всех духовных обителей находится Враджа - лока, или Шри Гокула, которая также известна под именем Шри Голока, Шветадвипа и Вриндавана. Эта обитель всепроникающа и безгранична, подобно телу Кришны. Она без ограничений распространяется во все наравления. По желанию Кришны она проявляется в материальной вселенной, и она имеет только одну форму, и нет двух различных форм. Её земля состоит из драгоценных камней и лес состоит из деревьев желаний, но физические глаза видят её, как обычное материальное место. Её настаящая форма проявляется для глаз, смазанных божественной любовью - здесь пастухи и пастушки играют с Кришной.”
Что говорить о служении проживания в прекрасной обители Шри Вриндаване, если даже просто памятование о ней становится причиной возникновения премы в неоскорбительном сердце - йахара смаране према хой. Эта часть трипади имеет также и другое прочтение - тахате йамуна джала, коре нитйа джхаламала, тара тире ашта кунджа хой “В ней Йамуна всегда мерцает, и на берегах её находятся восемь кундж.” Два слова нитйа джхаламала описывают вечность, трансцендентное положение и красоту реки Йамуны. Стихи из Гаутамйа Тантры, процитированные выше, показывают что Господь называет Шри Йамуну Своим божественным телом, которое является потоком наиболее нектарой красоты в Шри Вриндаване. Слова тара тире ашта кунджа хой описывают расположение прекрасных кундж Шри Шри Радха Мадхавы на уединённом берегу Шри Йамуны.