Стих 65
нупура марала дхвани кула-вадху маралини
шунийа рахите наре гхаре
хридайе бадайа рати йехо миле пати сати
кулера дхарама гело дуре
“Его ножные колокольчики позванивают подобно воркованию лебедей и когда замужние девушки слышат эти звуки, они становятся подобны лебёдкам, которые не могут оставаться дома. Любовь их сердец к Нему увеличивается, становясь подобной любви жены к своему мужу, а их преданность домашним обязанностям уходит прочь.”
Сокровенная внебрачная любовь
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа описывает сладость внебрачной любви девушек Враджа, обсуждая сладость позванивания ножных колокольчиков Шри Кришны. Ножные колокольчики, надетые на стопы Шри Кришны, звучат очень сладко, подобно громкому воркованию лебедей. Также как лебёдки привлекаются звуками воркования своих супругов и спешат в том направлении, подобно этому, когда замужние девушки Враджа слышат очень очаровательные звуки ножных колокольчиков Шри Кришны, они не могут более оставаться дома, но также как те царицы лебедей, и также как целомудренные жёны идут на встречу своим мужьям с сердцами, полными глубокой привязанности, они оставляют свои домашние обязанности и бегут, с сердцами полными любви, встретить Шри Говинду.
В этой трипади слова кула вадху маралини, и кулера дхарама гело дуре показывают, что прекрасные девушки Враджа являются внебрачными возлюбленными Шри Кришны. Они являются энергией наслаждения Шри Кришны, и Его вечными возлюбленными. Внутренне они неотличны от Шри Кришны, как огонь и его жар, подобно этому, они - энергия, а Он - источник энергии. Из-за могущества энергии Кришны, Йогамайи, которая может сделать невозможное, эти вечные супруги Кришны считают себя жёнами других мужчин. Гопи никогда даже не смотрят на других мужчин, кроме Шри Кришны, не думают о них, и даже не смотрят на тень их так называемых мужей, никогда не видят их и не касаются их. Так или иначе, Йогамайа распространяет своё неописуемое могущество так, что эти вечные возлюбленные Шри Кришны считают этих воображаемых мужей-пастухов своими настоящими мужьями, и так они ошибаются, считая своего настоящего мужа, Шри Кришну, своим любовником. Силой Своей энергии Йогамайи Шри Кришна, чьё знание и сознание не имеет преград, также заставляет Его считать Себя любовником Своих вечных возлюбленных, а прекрасных девушек Враджа чужими жёнами. Поэтому, хотя они считают пастухов своими мужьями, вместо Шри Кришны, Враджа-деви не теряют своей чести и Шри Кришна также никогда не становится неверным мужем. Благодаря могуществу Йогамайи девушки Враджа называют себя жёнами других пастухов, их друзьями и родственницами, также и Шри Кришна думает так. Поэтому они живут с осознанием того, что встречи с Кришной разрушат их репутацию, и Шри Кришна также думает, что встречается с чужими жёнами. Всё это - иллюзия, продолжается вечно. Это не невежественные действия, эта иллюзия придумана Йогамайей, и проходит в трансцендентной энергии. Посредством этой иллюзии блаженный Шри Кришна и гопи, являющиеся Его энергией наслаждения, чувствуют сильнейший любовный экстаз. Об этом написанно в Шри Чайтанйа Чаритамрите (Ади гл.4): *** “Такая внебрачная любовь является причиной более сильного наслаждения, и она не находится где бы то ни было ещё, кроме Враджа.” Экстраординарная природа этой внебрачной любви в том, что она проявляет разнообразие наслаждения. В своей Уджджвала Ниламани Шримат Рупа Госвамипада, цитируя сказанное Бхаратой Муни, охарактеризовал причину этого: *** “Та эротическая рати (любовная привязанность), в которой герой и героиня встречают много препятствий для встречи друг с другом, в которой страстные желания героя и героини скрыты, и в которой они привязанны исключительно друг к другу, является величайшей.” Из-за того, что сердца героев очень привязаны к рати, им очень сложно встретиться со своими ланеокими героинями, которые также находят много трудностей на своём пути перед встречей. Героини также очень возбуждены и полны страстного желания, из-за чего встреча становится очень страстной, сладкой и приятной.
Здесь может быть задан вопрос: “Земные писания-раса не принимают расу неверных женщин, но наоборот называют её оскверняющим отражением расы (расабхаса), поэтому как же может раса Враджа-гопи, которые также замужем за другими мужчинами, быть принята как раса?”
По этому поводу сказано: враджа вину иха анйатра бас. Во всех других героинях, кроме героинь Враджа, которые являются возлюбленными Шри Кришны, внебрачная любовь является расабхасой, или противоположной хорошему вкусу, но во Враджа-деви это не является противоположным хорошему вкусу, но становится сущностью хорошего вкуса! В своей Уджджвала Ниламани Шримат Рупа Госвамипада цитирует следующее высказывание Бхараты Муни: *** “Поэты пишут, что супружеские вкусы неверных женщин противоположны расе, и это прилагаемо ко всем героиням, кроме лотосооких девушек Гокулы.” Нет греха в прелюбодеяниях, совершаемых героинями Враджа, поскольку они являются воплощениями внутренней, трансцендентной энергии наслаждения Шри Кришны и наделены богатством расы. Они - вечные супруги Шри Кришны и их внебрачные отношения с Ним - это просто иллюзия, созданная Йогамайей чтобы обмануть родственников. Поэтому они изменяют только в ощущениях; на самом же деле они - вечные супруги Кришны. Йогамайа искусно организовала всё это, чтобы доставить Шри Кришны, который является расикендра маули, царём наслаждающихся, наслаждение изумительным экстрактом расы. Поэтому внебрачная любовь Враджа - это не осквернение (душана), но величайшее украшение (бхушана) расы. Прославляя эту внебрачную любовь прекрасных девушек Враджа, великий святой мудрец Шри Уддхава, взволнованный, проявившейся в его сердце, великой преданностью им, просил в своих молитвах о рождении травинкой, или кустом, в лесу Враджа, для того, чтобы получить хотя бы пылинку с их стоп: *** “Ахо! Пусть же я стану травинкой, или сорняком во Вриндаване, чтобы я смог быть покрыт пылью со стоп этих богинь Враджа, которые оставили своих мужей и родственников, а также путь добродетели, чтобы принять путь любовной преданности Шри Кришне, который редкодостижим даже при помощи Ведических писаний!” В своём комментарии Лагху Тошани на этот стих, Шримат Джива Госвамипада писал: *** Основное значение этого комментария в том, что Шрути (Веды и Упанишады) всё стремятся к пути высших человеческих стремлений, которым является любовная преданность Мукунде, где гопи оставили путь добродетели, или свои обеты целомудрия своим мужьям, что означает, что они достигли этого положения при помощи нарушения мирской и Ведической добродетели. Очень трудно нарушить Ведические принципы, в предшествовавшем стихе Шри Уддхава Махашайа провозглашал победу Враджа-сундари над Лакшми-деви, что означает, что для таких дорогих жён Господа Хари, как Лакшми невозможно нарушить их принципы и Ведическую добродетель, хотя для них, для всех людей и Ведических писаний, поклонение Шри Кришне является высшей целью. Поэтому эта великая страстная любовь, или любовная жажда Лакшми и других, не стала причиной Шри Хари бхаджана. Поэтому девушки Враджа были упомянуты здесь как несравненно привлечённые к Кришне. Из этого также ясно, что их поклонение, которое означает достижение Мукунды, является тем, к чему стремятся Веды, это указывает на то, что их великая страстная внебрачная любовь - вечна и превосходит всё. Господь очень глубоко погружён в эту внебрачную любовь невест Враджа, и в стихе на парайе хам ниравадйа самйуджам (Ш.Б.10.32.22) Он подтверждает Свой вечный долг им. Поэтому коронная драгоценность среди всех Садху, Шри Уддхава Махашайа, коронная драгоценость всех писаний, Шримад Бхагавата, и коронная драгоценность среди всех Личностей Бога, Шри Кришна, считаются наиболее погружёнными в эту внебрачную любовь.
Некоторые люди считают внебрачную любовь нерелигиозной и что сердец тех, кто слушает, повторяет и памятует об этом, возникнет подобное нерелигиозное чувство. Шрила Рупа Госвамипада осуждает таких людей, ощущающих отвращение к внебрачной любви девушек Враджа, говоря: *** “Что говорить о других, даже великие освобождённый святой Шри Шукадева описывал внебрачную любовь невест Враджа в великом произведении, Шримад Бхагавате - Парамахамса самхите, писании великих святых, и был полностью погружён в экстаз, когда пел об этом.” Если бы слушание и воспевание о внебрачной любви невест Враджа было бы вредно, то великий святой Шри Шукадева никогда не описывал бы наслаждение Кришны так ярко, как он сделал это в стихе: *** “Хотя Верховная Личность Бога, самудовлетворён и полон сексуальных богатств, все же Он принял столько форм, сколько было гопи, и наслаждался с ними.” Каждый, кто слушает, воспевает и памятует эти великие любовные игры, благословлён достижением премы, это ясно описано Шри Шука Муни в заключительном благословении в конце описания Раса лилы. Так он громко провозгласил величие могущества дара любви этих любовных игр: *** “Любой слушающий, или описывающий приключения Раса Шри Кришны с невестами Враджа с полным веры сердцем, быстро достигнет величайшей преданности Шри Кришне. Он оставит все похотливые желания сердца и достигнет высочайшего покоя.”
Некоторые люди говорят: “В проявлении земных игр Шри Кришна и невесты Враджа жаждали внебрачной любви и наслаждались восхитительным наслаждением, но в непроявленных играх (в духовном мире) нет места для этой внебрачной любви. И те, поклоняются Кришне в настроении внебрачной любви, достигнут Его в замужней форме. Более того, в своей книге Гопала Чампу Шри Джива Госвамипада также говорит о замужестве в завершении внебрачных игр.” Так думать неправильно, как может тот, кто наслаждается высочайшим вкусом внебрачной любви как практикующий преданный, станет столь неудачлив, что лишится этого наслаждения, когда достигнет совершенства, и примет меньшее наслаждение? Шрила Тхакура Махашайа ранее говорил: *** “О чём бы я ни думал во время своей практики, того я достигну в моём духовном теле. Таков путь рагануга бхаджаны.”, а также: *** “Того сокровища, которое я жажду получить, совершая практику, я получу в своём духовном теле. Единственное различие в зрелости и незрелости…” Такие утверждения ясно показывают, что желаемая цель практики достигается на стадии совершенства. Как же могут иметь место в этом какие-то компромисы, или уменьшения? Великие святые и явленные писания неоднократно описывали, что каждая игра Господа вечна. Поэтому считать сверхпревосходную внебрачную любовь Враджа временной - противоположно вердикту Ведических писаний и учению великих святых, и является актом большой наглости. В Шри Санат Кумара Самхите и в 52-й главе Патала Кханды Падма Пураны ясно описана внебрачная любовь в непроявленном, духовном мире:
*** “Вечные, непроявленные игры духовного мира идентичны проявленным играм, описанным в Шримад Бхагавате и Вишну Пуране, и происходившим в земном Вриндаване. В вечных играх Шри Кришна также вечно идёт в лес со Своими друзьями пасти коров и вечером возвращается домой. Только Его игр уничтожения демонов нет в духовном мире. В непроявленных играх Шри Кришна также тайно встречается с богинями Враджа, и их внебрачная любовь также присутствует там.”
В Брихад Вамана Пуране мы также можем видеть, что Шрути, или Ведические писания, увидев внебрачные встречи Гопинатха в вечных, непроявленных играх, начинают пылко молить Шри Кришну: *** “О Шри Кришна! Когда мы видим сияние Твоего тела, превосходящего миллионы Камадевов, наши сердца становятся взволнованы Камадевом, и мы начинаем желать служить Тебе как возлюбленные! Также, как гопики, живущие в Шри Вриндаване, служат Тебе сладким, любовным образом, как своему возлюбленному, также и мы сильно жаждем служить Тебе!” Услышав их молитвы, Шри Кришна сказал: *** “Ваши желания очень возвышенны, но в то же время очень трудны для исполнения и редко достижимы. Но Я исполню их - пусть ваши стремления сбудутся! В следующем рождении, когда Брахма начнёт новое творение, вы достигнете положения гопи в веке Сарасвата. Вы достигнете Меня в качестве возлюбленных в кругу Раса во Вриндаване, округе Матхура, в Индии, на планете Земля, и вы будете благословлены, достигнув Меня, как возлюбленные в величайших страстных отношениях.” Таким образом это утверждение, что внебрачная любовь также вечно присутствует в непроявленном Врадже, непоколебимо установленно. Шрила Кавираджа Госвамипада также написал: *** “Поэтому я называю это сладким вкусом, который имеет два положения - супружеская и внебрачная формы.” В его утверждении слово самстхана означает полностью неизменное положение, поэтому из этого мы можем понять, что любовный вкус, как супружеская, так и внебрачная любовь - вечно присутствуют.
Внебрачная любовь, описанная Шримат Джива Госвамипадой в конце Шри Гопала Чампу, в супружестких играх Шри Радха Мадхавы, проявлена так, как если бы он хотел показать нам, что супружеская любовь является кульминацией близости. Так думают те, кто способен понять глубокий смысл Шри Гопала Чампу. В предисловии книги (1.1.19) Шри Джива написал: *** Смысл этого в том, что: “Существуют бесчисленные проявления трансцендентной Враджа-дхамы, и каждое из этих проявлений имеет два вида положений. Первый вид проявления видим для глаз людей, и другой вид проявления всегда невидим для глаз людей. Те проявления, которые иногда проявляются перед глазами людей называются праката пракаша, или проявленные игры, и те проявления, которые всегда невидимы для глаз людей называются апраката пракаша, или непроявленные игры. Все эти различные виды проявленных и непроявленных игр описаны различными образами в различных писаниях. Среди всех них, мной в этой книге описаны непроявленные игры Голоки, которые наделены особой доблестью. Это повествование будет в основном о играх Гокулы. Основное духовное писание, на котором я буду основываться - Брахма Самхита. Так или иначе, моё повествование будет следовать за целью, которую я хочу обсудить, поэтому, для лучшего понимания, ход событий книги, которую я цитирую, будет нарушен.” Это утверждение ясно подтверждает, что во всех частях Гопала Чампу Шри Джива Госвамипада описывает супружескую любовь, которая присуща играм величественной сферы Голоки, которые являются непроявленными играми Шри Вриндавана. Но не следует считать, что все игры величественной Голоки проходят в супружеской любви, по этому поводу, в своей Шри Брихад Бхагаватамрите (2.6.109), Шримат Санатана Госвамипада показал присутствие внебрачной любви в играх на Голоке: *** Однажды в Шри Голоке, расположенной над Вайкунтхой, мать Йашода сказала Мукхаре: “Никто не прекрасен также, как мой Гопала, это ясно без слов - даже дочери пастухов с золотистыми телами, возглавляемые наиболее прекрасной Шри Радхикой, не могут сравняться в красоте со Шри Кришной! Их юная красота не способна даже поклоняться красоте кончика ноготка на пальце стопы моего Шйамасундары!” В этом высказывании слова саундарйа бхара означают что “Шри Радха и другие дочери пастухов возможно очень прелестны, но их красота напрасна, потому что они не могут стать невестами моего Шйамасундары. Поэтому их красота становится подобна бхара, или бремени, для них.” Из этого мы можем понять, что внебрачная любовь присутствует также и на Шри Голоке. Из-за чего Махаджаны называют Голоку местом авивикта свакийа паракийа, или место, в котором трудно понять где супружеская любовь, а где внебрачная.
Так или иначе, здесь утверждается, что внебрачная любовь также вечно присутствует в непроявленных играх Шри Вриндавана. Теперь может возникнуть вопрос: “Если внебрачная любовь вечно присутствует в непроявленных играх, тогда почему в проявленных играх остаётся желание наслаждаться вкусом этой внебрачной любви?” Ответ состоит в том, что супружеская любовь Шри Радха Мадхавы, описанная как имеющая место на Голоке в непроявленных играх, проявляет себя в Шри Кришне как: “Я - муж гопи, и они - Мои вечные жёны.” Из-за такого сознания Его сердце начинает желать наслаждаться внебрачной любовью в проявленных играх. голока враджера саха нитйа вихара (Ч.Ч.) Здесь слово саха указывает на тождественность в обителях; другими словами, как в обители Голока, так и во Врадже проходят вечные игры. Без видения этого Господа Голоки и Господа Гокулы, игры не могут быть совершенными. Другими словами, когда игры проявлены перед глазами людей этого мира, тогда Господь Голоки желает наслаждаться вкусами внебрачной любви в этих проявленных играх. Желание наслаждаться внебрачной любовью пробуждается в Господе Гокулы, когда Он ощущает изумление в таких Своих играх, как пурва рага (первая любовь). Причина этого в том, что если эти игры в вечным окружением не будут проявлены в материальном мире, то аромат таких игр, как пурва рага, никогда не будет достигнут. Из-за этого оба Господа, Господь Гокулы и Господь Голоки, взращивают желание наслаждаться вкусами внебрачной любви в проявленных играх. Также мы можем найти утверждение Кришны: (Ч.Ч.) се се лила корибо джате мора чаматкара “Я совершу те игры, которые изумят Меня.”
Шримат Джива Госвамипада имел ввиду Господа Шри Голоки, когда описывал игры супружеской любви в Гопала Чампу, и в конце, после женитьбы Шри Радха Мадхавы, он цитирует стих из Кавйа Пракаши, который начинается со слов йах каумара-харах са ева хи варас та ева чаитра кшапах и показывает Их неудовлетворённость супружеской любовью, таким образом провозглашая высшее положение внебрачной любви. Так это должно быть понято.