Стих 64
ишат мадхура смита вайдагадхи лиламрита
лубадхало враджа вадху вринда
чарана камала пара манимайа нупура
накха мани йено бала чандра
“Его сладкая, мягкая улыбка и нектар Его сложных игр привлекает замужних девушек Враджа. На Своих лотосных стопах Он носит дрвгоценные ножные колокольчики и ноготки на пальцах Его стоп сияют как лунные лучи.”
Жажда невест Враджа
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади благословенный и почитаемый автор описывает красоту нежной и сладкой улыбки Шри Кришны, Его хитроумные игры, Его ножные колокольчики и Его, подобные драгоценным Лунам, ноготки.
расо-вайсах са вешам бхутанам мадху…
Как постичь Шри Бхагавана, как наполненного вкусом и мёдом? Это лучше всего сделать в Его играх во Врадже. Любящие поэты дают лучшее указание для этого. Их описания создают фонтан сладости Враджа. Даже незначительное переживание, или воспиятие этой сладости, вселяет чистоту Голоки даже в сердце, осквернённое желаниями наслаждать чувства, и создаёт в таком обожжённом, и подобном пустыне, сердце, поток Ганги - любовной преданности. Даже если кто-либо наслаждается этим изобилием сладости, ненасытный голод всё равно просыпается в любящем преданном, и он сохраняет наслаждение бесконечным и неистощимым. Такова природа сладости Кришны. Шриман Махапрабху плавал в бесконечном потоке сладости, когда описывал сладость Шри Кришны Шримат Санатана Госвамипаде. Но всё же он сказал Шри Санатане: “О Санатана, сладость Кришны подобна океану нектара. Мой ум подобен страдающему холерой, который жаждет выпить весь этот океан, но доктор из-за злой судьбы не даёт Мне даже каплю его воды. Чем больше наслаждение, тем больше жажда, и чем больше жажда, тем больше наслаждение.” (Ч.Ч.)
В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа сначала описывает нежную улыбку Шри Кришны и затем сладость Его нектарных и сложных игр: *** “Он заставляет невест Враджа страстно желать Своей мягкой, сладкой улыбкой, Своими нектарными и сложными играми, и сладостью Своих различных артистичных и эмоциональных жестов расика.” Шримат Рупа Госвамипада описывает силу сладкой и нежной улыбки Шри Кришны следующим образом в Шри Говинда Вирудавали (19): *** “О Мадхава, пусть сияние твоей сладкой, мягкой, луноподобной улыбки, разрушающей тьму невежества в сердцах тех, кто предался Тебе, и которая увеличивает страстное вожделение девушек Враджа, и уносящая прочь сладость океана нектара, доставляет бесконечную радость моим глазам.”
В Шри Шри Раса-лиле, в Шримад Бхагавате, Враджасундари постоянно описывают своё страстное желание к сладости мягкой улыбки Шри Кришны и сложность Его нектарных игривых, артистичных, эмоциональных жестов. Когад они услышали слова отказа Шри Кришны, они сказали (Шр.Бх.10.29.35):
*** “О Шри Кришна, Твой улыбающийся взгляд и Твоя сладкая игра на флейте разожгли огонь вожделения в наших сердцах, пожалуйста, потуши его потоком нектара с Твоих губ. Если нет, о друг, то мы сгорим в огне разлуки с Тобой и достигнем Твоих лотосных стоп в нашем следующем рождении, благодая постоянной медитации на них.”
Затем снова они сказали (Шр.Бх.10.29.38):
*** “О разрушитель всех страданий, желая служить Твоим лотосным стопам, мы отреклись от родни и близких, и пришли к пыли с Твоих стоп. О драгоценный камень среди прекрасных юношей, с тех пор, как Ты бросил Свой улыбающийся взгляд на нас, наши тела и умы горят в огне вожделения, пожалуйста, благослови нас желаемой квалификацией служить Тебе.”
В Шри Гопи Гите (Шр.Бх.10.31.10) они сказали:
*** “О возлюбленный, о коронный драгоценный камень среди обманщиков, увидев Твою сладкую и мягкую улыбку, Твои любовные взгляды, и жесты Твоего тела, которые означали желание встретиться с нами, и услышав песни Твоей флейты, которые Ты играл в одиночестве, и Твои шутливые слова, наши умы и сердца взволновались.”
Кроме этого они молили (Шр.Бх.10.31.17):
*** “Наши умы снова и снова обманываются желанием из-за того, что Ты молил нас о любви Своими любовними взглядами на Своём улыбающемся лице, и из-за наших взглядов на Твою широкую грудь - обитель красоты. Всё это вызвало вожделенные желания нас.” В песнях Махаджан, которые описывают влюблённость Шри Радхи в Кришну, мы также можем найти описание того, как нежная, сладкая улыбка Шри Кришны, и нектар Его игр, неизбежно вызывают иллюзию и страстное желание Враджасундари:
*** “Его тело тёмное и глянцевое, Он носит гирлянду на шее и звенящие ножные колокольчики на стопах. Пчёлы летают вокруг цветов на Его тюрбане, завязанном узлом, и Он бросает взгляды из уголков глаз. Увижу ли Я шаловливого Кришну сегодня на берегу Йамуны? О сакхи, Моё сердце так взволновано, что Я не могу вернуться домой. Его корона из павлиньих перьев покачивается на ветру и сияет в лунном свете. Он нежно и сладко улыбается, и он играет всё слаще и слаще на Своей флейте. Он не может вынести Своё богатство сладости расика, и поэтому Он снова прислонился к дереву кадамба и играет сердцами юных целомудренных домохозяек. Подвижные серьги макара покачиваются в Его ушах и Он носит жёлтое дхоти. Говинда даса помещает Его розоватые лотосные стопы в своё сердце.”
Махаджаны также поют:
*** “Его тело прекрасно как туча и Он носит очаровательные украшения. Его розоватые глаза более поразительны, чем вспышки молний, и они обжигают стыдливость целомудренных домохозяек. О Моя дорогая подруга, с тех пор, как Я увидела Кришну, кажется что весь мир наполнился цветочными стрелами Камадева и Мои глаза не видят больше ничего. Он взглянул на Моё лицо и затем изогнул Своё тело, и в экстазе выронил Свою очаровательную флейту из рук. Я не знаю, какое желание так взволновало Его, что Он начал покусывать листья дерева, но это открыло Его желания укусить подобные листьям губы Шри Радхи. Так Мой ум постоянно обжигается Камадевом и Я не могу успокоить Своё беспокойное сердце. Говинда даса даёт это ложное утешение: “Сегодня Ты не встречала Кришну.”
Затем, во второй части стиха, благословенный автор описывает лотосные стопы Шри Кришны, драгоценные ножные колокольчики и сладость ноготков на Его стопах: *** “Драгоценные ножные колокольчики сияют на Его лотосных стопах и Его, подобные драгоценным камням, ноготки сияют как молодые полумесяцы.” Наиболее удачное сравнение божественых стоп Шри Кришны с лотосами было дано Шри Кави Карнапуром в его благоприятном воззвании к Ананда Вриндавана Чампу:
*** “Пусть лотосные стопы Шри Кришны, чьи розоватые, мягкие и нежные пальцы представляют лепестки этих лотосов, киноварь, которую они приобрели обнимая, подобные бутонам, груди Шри Радхи, представляет их пыльцу, вера преданных в них, представляет их мёд, сияние ноготков представляет их тычинки, и чьи стебли представлены голенями Шри Кришны, защитят нас.” Драгоценные ножные колокольчики всегда позванивают на Его лотосных стопах.
Шрипада Лилашука, переживая это, сказал:
*** “Я прославляю лотосные стопы Шри Кришны, на которых одеты позванивающие ножные колокольчики, и которые оставляют очаровательные следы в пыли дорог Враджа. (Кришна Карнамрита 16) После этого он описывает сладость видения этих драгоценных ножных колокольчиков:
*** “Пусть сладкое позванивание драгоценных ножных колокольчиков возлюбленного гопи, Кришны - возлюбленного Радхи, чей звук подобен воркованию лебедей в зарослях лотосов на реке Йамуне, проявится в моём уме.” (Кришна Карнамрита 17) После этого благословенный автор описывает сладость ноготков на стопах Кришны говоря:
*** “Подобные драгоценым камням, ноготки Шри Кришны имеют форму и сияние полумесяцев.”
Также мы можем найти другую весию накхамани джхаламала чандра, что значит, что ноготки на Его стопах сияют как драгоценные камни. В Шри Чайтанйа Чандродайе (акт 7) Шрипада Кави Карнапура писал:
*** “Пусть лунный свет, сияющих лотосных стоп Шри Кришны, который привлекает чакори, стоп, которые истоптали множество дорог, стоп, которые превращают все драгоценности в кристалы, и которые создают благоговение в том, кто видит их, когда они сбрызнуты каплями воды, вечно защищает нас!”