Стих 62
джалада сундара канти мадхура мадхура бхати
ваидагадхи авадхи сувеша
пита васана дхара адхарана манивара
майура чандрика кару кеша
“Сияние Кришны походит на прекрасную мусонную тучу, и сияет слаще сладости. Его одеяния проявляют предел чистоты. Он носит жёлтое дхоти и великолепные драгоценные украшения, а Его волосы украшены короной павлиньих перьев.”
Безрганичный опыт в одевании
Шудха каника вйакйа:
Так Шрила Тхакура Махашайа описывает главный предмет практики практикующего рага бхакти, а также он говорит о наслаждении созерцания сладости его возлюбленного Божества, его любящие глаза видят перед собой сладкую форму Шри Кришны. Так, в последующих четырёх трипади, он описывает эту сладкую форму и созерцание Его одеяний и украшений. Он видит, что Вриндавана освещена, подобным синей туче, сиянием тела Шри Кришны. Так он продолжает, сначала описывая, что сияние Его тела - джалада сундара канти, мадхура мадхура бхати “Сладко, как прекрасная мусонная туча.” Такова удивительная сила любящих преданных описывать красоту Шри Кришны. Конечно же они становятся волшебниками, когда нужно описывать красоту Шри Кришны! Эта форма трансцендентна и воспринимают её только любящие Его. Хотя нет настроения, или языка, в этом мире, который бы подходил для описания формы Шри Кришны. Только слова и чувства любящих преданых-поэтов, которые наполнены их любовными переживаниями, имеют такое могущество, что всего несколько их слов способны пробудить изумительное наслаждение трансцендентной сладостью Господа в чувствительном сознании преданного. Шрила Тхакура Махашайа использует всего несколько слов джалада сундара канти, мадхура мадхура бхати, чтобы описать то, как изумительно сияние тела Шри Кришны, и чувствительные расики поймут и увидят это. То основное, что мы должны понять из слов Шрилы Тхакура Махашайи, что сияние тела Шри Кришны более прекрасно, чем сияние джалады, или новой мусонной тучи, что оно прекраснее и слаще, чем сладость. Поэты сравнивали сияние формы Шри Кришны с синим лотосом, сапфирами, тушью, свежей мусонной тучей и ещё со многими другими вещами, но возможно ли сравнить трансцендентную форму Кришны с такими мирскими предметами? Реализованные души говорят, что форма Шри Кришна - неописуема, и что Его можно сравнить только с Ним Самим. Но преданные-поэты пытаются сделать что-нибудь подходящее для тех преданных, которые жаждут наслаждаться Его формой. Шрила Говинда даса, например, писал в своей Падавали: кувалайа нила ратана, далитанджана мегха пунджа, джини варана сучханд “Цвет Его тела превосходит цвет синих лотосов кавалайа, сапфиров, туши и тучи.” Это значит, что хотя синие лотосы нежны и прекрасны, они закрываются ночью. Поэтому Шрила Говинда даса говорит: нила ратана - сияние тела Шри Кришны походит на сияние сапфиров. Сапфиры сияют и днём и ночью, но могут ли они быть такими же глянцевыми, как сияние Шри Кришны? Следующее слово - далитанджана, или тушь. Конечно тушь очень глянцева, но есть ли раса (сок) в ней? Далее - мегха пунджа, рад туч. Конечно же много сока (воды) в тучах, но есть ли в них сладость? джини варана сучханд - Его сияние превосходит все вышеупомянутые предметы. Другими словами, нежность синих лотосов, сияние сапфиров, глянец туши, сочность туч, даже соединившись не могут быть равнозначны сиянию Шри Кришны. Оно несравненно. Тогда зачем же все эти попытки сравнить его со свежей мусонной тучей? Поэты-преданные также показывают это, описывая рупаанурагу Шри Радхарани (Её привлечение формой Кришны), Шрила Джнана Даса писал: *** “Шри Радхарани сказала: “Что Я вижу на берегу Йамуны у основания дерева кадамба? Как же изумительна эта форма! Какая же прекрасная эта туча! Туча со вспышкой молнии сияет очень прекрасно в небе, но на теле этой тучи находится непреходящая молния (жёлтые одежды). Если полная Луна появится среди туч на небе, то это создаст пятна на ней, но эта туча украшена незапятнанной Луной (Его лицо). Другая изумительная черта этой Луна, в том, что она украшена короной шмелей (Его волосы)! Ещё одна изумительная черта этой Луна в том, что когда павлины на земле видят тучу в небе, они начинают танцевать, но здесь павлины танцуют на вершине этой тучи (корона из павлиньих перьев на Его голове). Также никакой воды не появляется из этой тучи. Когда же она появляется в небе сердец, то вода начинает теч из их глаз (слёзы экстатической любвь чистых преданных). Когда Я вижу эту тучу, Я желаю обвить её, подобно вспышке молнии.” Джнана Даса говорит: “Радхе! Не обсуждай никаких других тем; чтобы Ты ни сказала - авторитетно!” Поэтому Шрила Тхакура Махашайа говорит: “Это прекрасное, подобное туче, сияние - слаще сладости!”
После этого Шрила Тхакура Махашайа, созерцая одеяния и украшения Шри Кришны, говорит: вайдагадхи авадхи сувеша. кала виласа дигдхатма видагдха ити киртите (Бхакти Расамрита Синдху) “Опыт в различных артистичных играх называется - видагдха.” Украшенный разными одеждами и украшениями, Шйамасундара показывает Свой безграничный опыт в артистичных играх. Его особая форма расика, опытно одетая и украшенная, сладость Его эмоциональных жестов - всё это совершенно в дхира лалита найака Шйамасундаре! Что уж говорить о мирских героях, и даже о других олицетворениях Бога, таких как Нарайана, Повелителя Паравйомы? Особая форма расика Враджендрананданы Шри Кришны - непревзойдённа! Когда мы объективно посмотрим, то поймём, что такая сладкая форма и такой опыт в одевании и украшении невозможно найти где-либо ещё! Дорогой спутник Шримана Махапрабху, Шрила Рамананда Райа, описывает это в своей Шри Джаганатха Валлабха Натаке: *** “Павлинье перо на голове Шри Кришны нежно колышится на волнах мягкого ветерка. Его прекрасный, изумрудно-синий лоб, сбрызнутый сандаловой пастой, выглядит также прекрасно, как полумесяц. Как же прекрасны Его одежды, пленяющие всех юных девушек! В действительности Он подобен полной осенней Луне, которая воплотилась на Земле в такой изумительной форме! Драгоценные серьги Макара позванивают с большим чувством на Его мочках, и Его подвижные взгляды зажигают вожделенные желания в сердцах замужних девушек!” Преданные ясно осознают, что любая другая Личность Бога не описана такой опытно одетой, как эта. В вышеупомянутом стихе Шрила Рамананда Райа описал опыт Шри Кришны в одевании вместе с Его эмоциональным опытом, который наиболее привлекателен для преданных, и подобен сочетанию драгоценности и золота.
В следующих трёх частях и половине этой трипади Шрила Тхакура Махашайа также описывает опытность Шри Кришны в одевании. Сначала, в этой половине трипади, он говорит: пита вачана дхара, абхарана манивара, майура чандрика кору веша “Он носит жёлтое дхоти и великолепные драгоценные украшения, а Его волосы украшены короной из павлиньих перьев.” Тёмно-синее тело Шри Кришны, которое насмехается над новой мусонной тучей, украшено жёлтыми одеяниями, которые сияют как молния. Его прекрасное тело становится ещё более прекрасным из-за восхитительных драгоценных украшений; Его шея украшена Каустубхой, величайшим из драгоценных камней, и павлиньи перья помещены на Его вьющиеся локоны волос. Однажды в Нилачале Шриман Махапрабху был погружён в Шри Вриндавану, находясь в цветочном саду около берега океана. В экстазе Раса-найика Гопика Он спрашивал каждое дерево и лиану о том, где Шри Кришна, позже Он увидел Его стоящим у основания дерева кадамба и очаровывающим миллионы Камадевов. Тогда, когда Он достиг этого видения, Он потерял сознание и при помощи усердного служения, которое совершали Его преданные, возглавляемые Сварупа Дамодарой, Он пришёл в себя. Затем Он начал говорить в сумасшествии Своего экстаза, вспоминая изумительную сладкую форму Шри Кришны следующим образом:
*** “Его прекрасное сияние разрушает гордость свежей мусонной тучи, глянцевой тучи и нежных синих лотосов. Оно игнорирует все стандарты сравнения и крадёт ум и глаза каждого, являясь очень могущественным.”
*** “О сакхи! Скажи мне, что же Мне делать? Кришна подобен изумительной мусонной туче и Мои глаза, подобно птицам чатака, которые умирают от жажды, когда не видят Его!”
*** “Его жёлтое дхоти походит на вспышку молнии, которая осталась навсегда в этой мусонной туче, Его жемчужное ожерелье выглядит как ряд уток и Его корона из павлиньих перьев, а Его гирлянда Вайджайанти походит на радугу.”
*** “Когда павлины Вриндаваны слышат сладкие звуки Его флейты, они начинают танцевать. Изумительная полная луна, распространяющая сияющие лучи изящности, поднялась в обители этой тучи-Кришны.”
*** “Эта туча орошает четырнадцать миров нектарным дождём игр. Но когда Я вижу такую тучу, вихрь Моего несчастья уносится прочь. Когда птицы чатака Моих глаз не могут пить её воду, они умирают от жажды.” (Ч.Ч. Антйа 15)
На самом деле ничто в мире не может равным наслаждению Шримана Махапрабху синим цвеом тела Шри Кришны, Его жёлтыми одеждами, драгоценными украшениями и короной павлиньих перьев, которое Шрила Кавираджа Госвами описал своим бессмертным пером с метафорическими поэтическими украшениями!