Стих 53
е сабхара ануга хоийа према сева нибо чамйа
ингите буджхибо саб каджа
рупе гуне дагамаги сада хобо анураги
васати корибо сакхира маджха
“Я буду выполнять служение следуя по их стопам. По их намёкам я пойму свои обязанности. Я всегда буду страстно погружён в игры Радхи и Кришны, Их формы и качества.”
Молитва о любовном служении
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа показывает своё стремление, направленное на достижение любовного служения следуя по стопам нитйа-сиддха Манджари и здесь это будет описано. Прежде всего он говорит: е саб ануга хоийа према сева нибо чаийа ингите буджхибо саб каадж. Враджа-бхаджан не может достичь совершенства без следования по стопам нитйа-сиддха-рагатмика-паршади (вечно-совершенному окружению Кришны). “Преданность, полная духовной привязанности, называется рагатмика бхакти. Если удачливая душа разовьёт жажду к этому, то тогда она начнёт следовать жителям Враджа.” (Ч.Ч.) Следуя Враджа-гопи святые леса Дандака и олицетворённые Веды стали Враджа-гопи и так достигли служения Радхе и Кришне во Врадже, но с другой стороны богиня Вайкунтхи, Лакшми деви, не достигла общества Шри Кришны, несмотря на тот факт, что она жила во Врадже и совершала там покаяния. Это описано в Шримад Бхагавате и других Пуранах.
В этой связи Шриман Махапрабху сказал Венката Бхатте: *** “Все олицетворённые Веды следовали гопи и поклонялись сыну Царицы Враджа в их настроении. Когда они достигли тел гопи, в другом своём рождении, они смогли танцевать танец Раса вместе с Кришной. Кришна из касты пастухов и пастушки являются Его возлюбленными. Он не принимает богинь, или других женщин в том проявлении. Лакшми хотела общаться с Кришной, но она не поклонялась Ему в преданности гопикам. Она не достигла танца Раса в другом теле, поэтому Ведавйаса произнёс стихи найам шрийо нга и нитанта гатех прасадах. (Ш.Б. 10.47.60)”
Блаженный автор говорит: према сева нибо чайтйа “Следование по стопам Шри Рупы и других манджари…” Это означает: “От них я получу любовное служение Шри Шри Радха Мадхаве.” Здесь было использовано не просто слово “служение”, но “любовное служение”. Это имеет особое назначение. Любовь - это лучший ингредиент в служении Господу, если нет любви в сердце слуги, то Господь не получает наслаждения от предложенных Ему фруктов, воды и пищи. Об этом говорится в Падйавали: *** “О преданный! Сердце Кришны, друга страждущих, тает, когда Ему любовно поклоняются с различными ингредиентами. Например, если желудок ощущает сильную жажду и голод, то вода и пища будут для него источником счастья.” Страстная любовь преданного пробудит сильное желание в сердце Господа принять ингредиенты его служения.
Служанки Радхи - это олицетворения сева расы, и их сварупы полностью состоят из сева расы. Их любовь так чиста и велика, что проявляется в форме служения. Их любовь подобна железу, которое становится красным и горячим, как огонь, в который его поместил кузнец. Их любовь и служение становятся такими тождественными, что проявляются как нераздельные вещи. Это называется према сева. Эта према сева исходит из нитйа сиддха кинкари. према сева к Радха Мадхаве - это их сокровище. Когда они милостиво награждают этим садхаку, тогда он способен достичь этого сокровища. Слова према сева нибо чайтйа указывают, что опыт садхаки в бхаджане и результат любовного рвения пробуждают их милость. Посредством своих взволнованных молитв такие пылкие кинкари бхава садхаки получат от них (нитйа сиддх) любовное служение Шри Радха Мадхаве. Они наиболее милостивы и когда они видят рвение такой квалифициованной новой служанки, они благословляют её подходящим преданным служением - таково значение слов према сева нибо чайтйа.
После этого сказано: ингите буджхибо саб каджа. По милости Шри Радхарани кинкари способны понимать намёки, которые Она делает посредством взглядов, слов, ладоней и стоп - шришвари дришти ваг ади сарвенгита вичакшанам (Шри Вриндавана Махимамритам 8.33) “Служанки Радхи понимают все намёки взглядов и слов своей Пранешвари.” Также они опытны в понимании намёков сакхи и манджари, возглавляемых Шри Рупой. Их служение проходит в паракийа мадхура расе, и пока они не поймут все намёки, совершение служения будет для них невозможным.
Однажды в кундже происходила интенсивная любовная игра. Сакхи и манджари тихонько поместили свои глаза у щелей в стенах кунджи, для того, чтобы наполнить их наслаждением йугала мадхури. Когда был произнесен звук “ту”, то это обозначило конец их погружения в игру. И пока сакхи и манджари не поняли этот намёк во всех деталях, они были неквалифицированны для служения, и их навыки в служении были бесполезны. Вне служения в кундже, кинкари должны также быть опытны в чтении намёков Шримати, когда Она дома. Утром Джатила входит в спальню Шри Радхарани, чтобы разбудить Её. Услышав зов Своей свекрови, Шримати, уставшая от Своих ночных игр, просыпается и садится на Своём ложе. Вишакха сакхи пугается, когда видит следы от любовных игр на теле Шримати: “Если их увидит старуха, то всё пропало!” Тогда Вишакха даёт знак своими глазами окружающим Шримати служанкам, которые понимают любой намёк, немедленно скрыть следы любовных игр красящей мазью. Таким образом необходимо понимать все намёки при выполнении служения в пакакийа мадхура расе - “ингите буджхибо саб кадж”.
Далее сказано: рупе гуне дагамаги сада хобо анураги васати корибо сакхи маджха “Я навсегда останусь привлечённым к погружению в йугала рупу Шри Радха Мадхавы.” Это означает: “Я навсегда останусь погружённым в наслаждение вечно свежими формами и атрибутами Йугала и в сладость преданного служения Им.” Другое значение этого таково, что следуя манджари любой становится квалифицирован достичь према севы и опыта в совершении всех обязанностей. Садхака затем погрузится в красоту тела радха кинкари и в их различные качества, такие как смирение и прекрасный характер. Эта медитация манджари бхава садхаки на формы и качества собственной сиддха сварупы описана следующим образом ***.
Гаудийа Вайшнава садхака, принявший прибежище пути бхакти, всегда думает о себе, как о юной пастушке, которая украшена различными украшениями и сбрызнута мёдом милости Гуру. Её груди упруги и приподняты, она прекрасно обучена 64-м искусствам, она носит красное пёстое платье и белую вуаль, её красивая блуза украшена нитями жемчуга и красная кайма этой блузы расшита золотом (и которая была дана ей Шри Радхарани как прасада, когда Она была удовлетворена служением, оказанным Ей), её тело смазано мякотью сандалового дерева, алоэ и киноварью, её лицо украшает сладкая улыбка, она очень опытна в производстве предметов для служения Йугала, она очень энтузиастична в выполнении преданного служения, она наделена всеми святыми качествами, такими как смирение, она жаждет милости Шри Радхи, все её действия направлены на удовлетворение Радхи и Кришны, она - хорошая девушка Падмини (лучшие из четырёх видов девушек), она имеет интимные чувства к Шри Говинде, она очаровывает Его эротическим блаженством, когда Он видит её (в соответствии с количеством и качеством своей любви, любящий преданный пробуждает в сердце Кришны соответствующее количество желания принять его служение, что естественно. Но служанки Шри Радхи, даже во сне, не желают любовного союза со Шри Кришной. Поскольку, они квалифицированы, по своим качествам и красоте, быть йутешвари, то когда Кришна видит их севамайа виграхи, Его охватывает эротическое блаженство и желания соединиться с ними, таковы их тайные чувства к Говинде. Таким образом их чувства ещё более особенны и тайны, чем чувства сакхи), она говорит очень расика и в артистичной манере, её божественное тело сияет и она полна радостными чувствами, исходящими из сангита расы (музыкальные вкусы).
Так садхака навсегда устанавливает почтение к себе в форме прекрасной и квалифицированной пастушки с сердцем, наполненным любовью, и считает себя живущим среди сакхи.