Стих 42
дживане маране гати радха-кришна пранапати
донхара пирити раса сукхе
йугала сангати йара мора прана гале хара
еи Катха раху мора буке
“Радха и Кришна - Господа моего сердца. Они - моё прибежище в этой жизни и в следующей. Тот, кто станет личным спутником Божественной Четы, наполняется Их блаженной любовью. Их сакхи и манджари - драгоценное ожерелье вокруг моего сердца и на моей шее. Пусть они всегда остаются в моём сердце.”
Радха Кришна - Повелители моего сердца
Шудха каника вйакйа:
Здесь Шрила Тхакура Махашайа показывает величайший пример садхаки в Гаудия Вайшнавизме, который развил в себе рага-бхакти благодаря своей жажде получить милостивый дар Шримана Махапрабху, йугала бхаджану.
Таким образом автор показывает садхакам переживания в йугала бхаджане: дживане маране гати, радха кришна пранапати, донхара пирити раса сукхе, йугала сангати йара, мора прана голе хара, ей котха раху мора буке “Радха Кришна - Господа его сердца в этой жизни и в следующей. Они его “гати”, или высшее прибежище. сакхи и манджари, которые всегда жаждут взаимного счастья расика Йугала, и которые всегда находятся в Их обществе - моя жизнь и ожерелье вокруг моей шеи. Пусть они всегда обитают в моём сердце.”
Сначала Шрила Тхакура Махашайа говорит о своей преданности к его возлюбленным Божествам: радха кришна прана пати. Цель Гаудийа Вайшнавов - радха-гати, манджари-бхава. Это милостивый дар Шримана Махапрабху, который проповедовали шесть Госвами, возглавляемые Шри Рупой и Санатаной. Согласно им, самая главная цель жизни - это продвижение в садхана-бхаджане и достижение царства Бога. Слова радха кришна прана пати означают, что Шри Радха - это Богиня сердец Гаудийа Вайшнавов, и что они принимают прибежище Её лотосных стоп и лотосных стоп Шри Кришны. Затем, принимая прибежище лотосных стоп истинного Шри Гуру, Гаудийа-вайшнава садхака узнаёт о своём духовном теле, как служанки, или Манджари Шри Радхи. Также садхак узнаёт одиннадцать отличительных признаков: имя, возраст, цвет тела и одежды, настроение и т.д. рага-бхаджана - это вечное поклонение внутренней медитацией на свою сиддха-деху и служение в ней, что устанавливает отждествление садхаки с его сварупой. Писания говорят нам о бхута-сиддхи. Во время поклонения Господу в медитации на свою сиддха-сварупу установление своего отождествления называется - бхута-сиддхи. Шримат Джива Госвами писал в Бхакти Сандарбхе (параграф 286): *** “Единственныя цель жизни - это служение Господу в медитации на своё духовное тело, которое является вечным спутником Господа, и которое подходит для служения Ему. Так садхака правильно совершает своё служение. Такова истинная бхута-сиддхи.”
При поклонении Веховному Господу, садхака должен стать духовно подобен Ему. Не одухотворившись, нельзя поклоняться Богу. Эти духовное правило и запрет ясно показывают, что преданный, который жаждет служения Господу, должен медитировать на свою духовную сущность личного спутника Господа. Сиддха-деха Гаудийа Вайшнавов - это радха-кинкари, или тело манджари. Другими словами, Шри Радхарани - это Богиня их сердец, и что Она для них дороже жизни. Также Шри Кришна - Господь их жизней, потому что Он - Господь Её жизни. В этой связи Шрила Тхакура Махашайа использовал слова радха кришна прана пати. Таким образом Шри Йугала Кишора являются дживане маране гати т.е., высшим и единственным прибежищем в этой жизни, и в следующей.
Используя слова радха кришна прана пати, благословенный автор показывает свою преданность к своим возлюбленным Божествам, и далее сказав: дживане маране гати, он указывает на твёрдость своей преданости Их лотосным стопам. Словами дживане маране гати он показывает, одновременно, свою преданность Шри Йугале и своё отождествление садхаки в сиддха-дехе. В своём ментальном отождествлении со своей сиддха-дехой садхака представляет своё поклонение в Манджари-бхаве, и так погружается в аромат медитации на сладость Йугала Кишора и на сладкое служение Им. Таковы удивительные условия этого наслаждения. Тот, кто хотябы незначительно пережил эту Манждари-бхаву, может понять это. Поэтому садхака думает: “Радха Кришна - моё единственное прибежище, как в жизни, так и в смерти. При жизни Они защищают меня от неблагоприятного и благословляют меня лучшей удачей - совершением бхаджана и развития рати и премы, и в смерти Они милостиво одарят меня служением Их божественным лотосным стопам. Но если я ещё недостоин этого служения Их лотосным стопам, то Они поместят меня туда, куда захотят. Их желание - сама моя жизнь.”
Так предавшийся садхака считает лотосные стопы Йугала Кишора сущностью всего и поэтому он освобождается от забот и сомнений в своей жизни и в смерти.
Затем, когда садхака достигает уровня рати, тогда он начинает находиться в своей сиддха-сварупе днём и ночью и забывает об этом физическом теле. В таком состоянии погружения в сиддха-сварупу он также постоянно думает о лотосных стопах Шри Шри Радхи Кришны, своём единственном прибежище в жизни и в смерти. Хотя нет необходимости в вопросах о жизни и смерти в сиддха-сварупе, тем не менее, несмотря на то, что они нитйа-сиддхи, в этих, подобных человеческим, трансцендентных играх, сварупа-вешта садхаки считают себя обычными душами, подверженными рождению и смерти, старости и желаниям. Таким образом аромат сладких, человекоподобных игр Шри Шри Радха Мадхавы, постоянно увеличивается.
После объяснения своей упашайа ништхи, сосредоточенности на поклонении определённому Божеству, автор касается своей упасана ништхи, или сосредоточенности на определённом способе поклонения: “Те сакхи и манджари, которые забывают себя от блаженной любви к Шри Радха Мадхаве, и которые являются Их вечными спутниками, подобны ожерелью вокруг моего сердца и шеи. Пусть они всегда остаются в моём серце!” Есть два вида мадхура-рати: первый - самбхогеччха, второй таттвавечбхатмика, или сакхи-бхава. В непроявленных играх, или играх, которые постепенно проявляются в сердце нитйа-сиддхи, сердца Шри Радхи, Лалиты и других украдены очень сладким юношей, и они предлагают всё Его лотосным стопам. Этот юноша - Шри Враджендра Нандана, воплощение красоты и сладости. Когда Лалита и другие достигают даршана Шри Кришны, их сердца наполняются сладостью взаимной любви Шри Радха Кришны и они начинают желать видеть Шри Кришну, как их героя, и вместе с этим они жаждут наслаждаться сладостью игр Шри Радха Мадхавы.
махаджаны поют следующее о играх Кришны: *** “Как много сотен Враджа-гопи любят Меня под тенью дерева кадамба, и Я говорю тебе, о Мой друг Субала, после этого Я уже не осознаю ночь сейчас, или день. Среди них всех есть одна девушка, которая очаровывает Мой ум. Она украла Мой ум, и поэтому богиня сна больше не приходит ко Мне, потому что Я постоянно медитирую на Неё и чувствую боль разлуки. Моё тело худеет и слабеет день ото дня. Говинда даса говорит: “Так в Нём проснулась новая любовь.” Наслаждаясь сладостью отношений Божественной Четы и тем, как Они погружены в любовь, Шри Лалита и другие гопи проявляют равную привязанность к Шри Радхе и к Шри Кришне, и поэтому они не остаются в Их обществе, когда Они проявляют сокровенные игры. Рупа Манджари и другие манджари являются радха-снехатмика, что значит, что их любовь к Радхе больше, чем к Шри Кришне, они подруги Шри Радхи и поэтому всегда остаются с Ней. Из этого ясно, что нитйа-сиддха-бхава, вечное совершенное настроение, постепенно проявляет в их сердцах игры Божественной Четы.
Шрила Тхакура Махашайа говорит: “Эти сакхи и манджари - украшение вокруг моего сердца и шеи. И подобно украшению на теле, они украшают моё сердце и мою духовную сущность. Пусть эти чувства всегда остаются в моём сердце, так, чтобы другие настроения не вошли в него.” *** “Сокровенность игр Йугала является украшением.”, что иногда читается как *** “Те, кто поклоняются Йугале, всегда плавают в экстатической любви.” Это значит, что те садхаки, которые следуют садхане манджари-бхавы, переживают блаженство, которое ощущают Радха Кришна от наслаждения друг другом в сладкой Расе. Забывая своё личное счастье и плавая в экстатической любви, они совершают йугала бхаджану от чего Йугала всегда пребывают в их умах. Другими словами: “Моё сердце всегда жаждет этого.” Такая жажда - это единственная причина рага-бхакти.