Стих 35
патита павана нама гхошана томара шйама
упекхиле нахи мора гати
йади хои апарадхи татхарихо туми гати
сатйа сатйа йено сати пати
“О Шйамасундара, Ты известен как спаситель падших. Если Ты отвергнешь меня, то я пропал. Хотя я - оскорбитель, тем не менее Ты - моё единственное прибежище, подобно тому, как муж - единственное прибежище для целомудренной жены.”
Святое имя спасает падших
Шудха каника вйакйа:
Величайшее смирение возникает в Шриле Тхакуре Махашайе и он осознаёт себя как очень падшего и вдохновляется на исключительное предание лотосным стопам Верховного Господа: патита павана нама, гхошана томара шйама, упекхиле нахи мора гати “О Шйама, Ты известен как спаситель падших, и я тоже очень падшая душа. Поэтому, если Ты отвергнешь меня, я уже не обрету другого прибежища.” Есть маленький секрет в обращении к Шри Кришне, по имени Шйама. Одно из значений слова шйама, даваемых словарём, “тот, к кому привлекается ум”, но не каждый ум привлекается к Шйаме, потому что умы всех направлены на чувственные наслаждения, такие как деньги, друзья, почёт, сила и хорошее положение. Если бы ум каждого естественно привлекался к Шйаме, то кто бы практиковал садхану? И возникновение такого вопроса естественно. Если мы глубоко погрузимся в этот предмет, то мы конечно же поймём, что ум любого живого существа бежит за счастьем и наслаждением. Живые существа желают наслаждений и счастья, концентрированная форма которого - это расо вай саха, анандам брахма, т.е. - Шйама. И поэтому хотя наши умы естественно бегут к Шйаме, тем не менее многие из нас не могут достичь Его. Мы забываем Шйаму, опьяняясь красотой и вкусами материального мира, который всего лишь - отражение капли блаженства, исходящего из Него. И тот, кто забывает об этом мире, по милости Шри Гуру и Вайшнавов, начинает жаждать трансцендентной красоты и сладости, формы и вкуса Господа Вселенной. И в результате своей практики бхаджаны он достигнет в будущем благословения наслаждением сладостью Шйамы. Не став “падшим”, не забыв о материальном мире, не отбросив все отождествления с этим телом, очень сложно достичь Патита Павану, Господа - спасителя падших. Шрила Тхакур Махашайа говорит: “Твоё имя Патита Павана прославляется во всех мирах. Я очень пал и будет нехорошо для Твоей репутации Патита Паваны, если Ты позволишь мне пасть. Ты не сможешь найти в этом мире кого-либо более падшего, чем я!” И если Шйама скажет: “Хорошо, Я пожертвую Своей репутацией Патита Паваны, и что ты будешь тогда делать?” Ответ на это будет таков: “Если Ты позволишь мне пасть, то у меня не останется никакого другого прибежища.”
Другое значение этой части трипади таково: “О Шйама, Твои имена, такие как Кришна и Говинда, известны во всём мире, как спасители падших, и поскольку я очень падший, я принимаю прибежище Твоих святых имён - единственного прибежища для падших. Поэтому Ты не можешь позволить мне пасть и у меня нет другого прибежища, кроме святых имён.” Таким образом Кришна является спасителем падших душ и Его святое имя проявляет это качество даже в большей степени, чем Он. Используя имя Нарайаны, своего сына, греховный Аджамила получил в момент своей смерти визит Вишнудутов. Они спасли его, остановив посланников смерти, йамадутов, и чуть позже забрали его на Вайкунтху. Это описано в Шримад Бхагавате 6.2.9-10, где можно прочесть следующие слова вишнудутов, обращённые к йамадутам: “Здесь было произнесено имя Господа Вишну и все способы очищения, такие как искупление от грехов кражи золота, покупки алкоголя и продажи таковых, обман друзей, убийство брахмана, секс с женой своего Гуру, убийство женщин, царя, отца, или коров, и от всех других видов грехов уже совершено тем, кто громко повторяет Его святое имя. Это искупление, по милости Господа и Его святых имён, уже достигнуто таким человеком.” Это можно прокомментировать так, что другие виды искуплений совершённых грехов не очищают сердце грешника и не пробуждают памятование Господа в нём, и поэтому такие виды искуплений могут стать причиной гордости в сердце типа: “Я - безгрешен.” Но слава очищения Шри Харинама Санкиртаны - безгранична. Шри Харинама Санкиртана сразу же сжигает в пепел бесчисленные огромные грехи, которые горят, подобно клочку ваты, и мгновенно сгорают. Просто тень святого имени, намабхаса, очищает сердце осквернённое желаниями. Это происходит потому, что просто тень святого имени меняет даже то сердце, которое не ищет Вишну.
Если кто-то постоянно повторяет, думая: “Я принимаю имя Вишну.”, подобно тому, как это сделал Аджамила используя имя Нарайана для того, чтобы назвать своего сына, то такие действия называются намабхаса, или тень святого имени. Если тот, кто повторяет святые имена памятует Вишну, то Господь начинает думать: “Это Мой слуга, которого Я должен всегда защищать.” Поэтому такое могущество святого имени, как спасителя падших душ, больше нигде невозможно найти. Если Господь скажет: “Святое имя, конечно же проявляет себя, как спаситель падших к неоскорбительным людям в виде намабхасы, однако будет ли оно довольно оскорбителями.” На что Шрила Тхакура Махашайа отвечает: йади хой апарадхи, татхапи-хо туми гати, сатйа сатйа йено сати пати. Хотя он является воплощением премы, тем не менее он считает себя величайшим оскорбителем и он говорит: “О мой Господь, муж прощает свою целомудренную жену, для которой он - единственное прибежище, когда она совершает какие-то оскорбления. Если он не простит её, то куда же она должна идти? Точно также, о мой Господь, Ты - моё единственное прибежище и если Ты не простишь мои оскорбления, то для меня нет другого выхода.”
Комментарий на это может быть таким: если целомудренная жена совершит какое-либо оскорбление своего мужа, то муж конечно же простит её. Но если она изменит мужу, то он не прощает её и покидает её. Подобно этому, если чистый преданный, сосредоточенный только на Шри Хари, или на одной из таких форм Господа, как Враджендра Нандана, и не поклоняется никаким полубогам, а также тот, кто не имеет никаких других желаний, кроме желания совершать чистое любовное служение, к несчастью совершает какое-либо оскорбление лотосных стоп Господа из-за плохого общения, или из-за каких-то старых дурных привычек, то Шри Хари конечно же простит его. Но когда желание поклоняться полубогам, или достичь чего-то ещё, кроме Кришны, остаётся в сердце, тогда Шри Хари покинет такого оскорбителя, подобно тому как муж покидает жену, которая изменила ему. Если какое-то оскорбление совершается при памятовании Господа, или во время совершения служения Ему, Господь прощает это. Но если кто-либо занимается сексом с чьей-либо женой, даже будучи занятым в поклонении Господу, то Господь не прощает это оскорбление и Он не примет преданное служение такой личности. Поэтому если какой-то преданный становится привязан к чьей-то жене из-за дурного общения, или дурных привычек, то он должен оставить этот грех и возобновить исключительное предание стопам Шри Хари. И тогда Шри Хари станет удовлетворён таким человеком и простит его. В Бхагавад Гите сказано: *** “Он легко и быстро станет праведником и достигнет умиротворения. О сын Кунти, ты можешь бесстрашно объявить всему миру, что Мой преданный никогда не погибнет.”