Стих 118
рамачандра кавираджа сеи санге мора каджа
тара санга вина саб шунйа
йади джанма хой пунах тара санга хой йено
табе хой нароттама дханйа
“Вместе с Рамачандра Кавираджем я занят в слушании, воспевании и памятовании сладких игр, форм и качеств Шри Хари. Без его общества всё пусто. Если я должен принять рождение снова, тогда пусть я также достигну его общества. Тогда Нароттама будет благословлён.”
Разлука с друзьями
Шудха каника вйакйа:
Центром дружбы преданных является Господь. Такая дружба не является временной и преходящей, подобно мирской дружбе в этом мире. Такие дружеские отношения трансцендентны, вечны и истинны. Через общение с такими трансцендентными друзьями глубоко осознаются, подпитываются и приносят наслаждение, отношения с Господом. Поэтому такие друзья являются настоящими друзьями. Нет большего страдания в этом материальном мире, чем неописуемая боль от утраты таких друзей.
Пример такой трансцендентной дружбы мы можем найти в Шриле Рагхунатха Даса Госвами. Между Шрилой Рупой Госвами и Шрилой Даса Госвами существовала такая экстраординарная дружба. Из более ранних наших описаний мы знаем, что он взрастил исключительную преданность к Шри Вриндаванешвари Шри Радхарани с помощью общения и милости Шри Рупы: (Вилапа Кусуманджали 14) *** “О Царица Вриндаваны! С тех пор как Шри Рупа Манджари открыла мои глаза, обучив меня служению Тебе, я имею сильно желание увидеть лак на Твоих лотосных стопах.” Также, как благодаря общению с такими трансцендентными друзьями достигается изумительное наслаждение сладостью Господа и вкусом премы, подобно этому агония разлуки с ними, когда они уходят, очень невыносима. Обеспокоенный чувством разлуки со Шри Рупой, Шрипада Даса Госвами написал о боли своего сердца в следующем стихе: *** “Шри Рупа Госвами, который является самой моей жизнью, милостиво показал мне богатый ароматной пены океан премы. Сейчас к несчастью он ушёл. У кого же теперь, кроме него, я, беспомощно горящий в лесном пожаре этого бедствия, приму прибежище?”
Когда Шри Гауранга ушёл из этого мира, Рагхунатха был так охвачен чувством разлуки, что пошёл во Врадж чтобы совершить самоубийство, прыгнув с холма Говардхан. Так или иначе, по милости Шри Рупы и Санатаны он получил даршан Шри Враджа-дхамы, Гирираджа Говардхана и Шри Радха-кунды, коронного сокровища Враджа. Так его чувство разлуки со Шри Гаурангой было как-то утешено и он снова погрузился в бхаджану у Шри Радхакунды. Но когда Шримат Рупа Госвами также ушёл, всё стало отвратительным ему: *** “Сейчас, опора всей моей жизни, Шри Рупа Госвамипада, ушёл, этот великий Врадж кажется мне пустым, холм Шри Говардхан проявился как свернувшаяся змея, и Радха-кунда проявилась как тигр, который дико рыча разинул пасть на меня.” С сильно страдающим сердцем, взволнованным чувством разлуки, он сказал: *** “Увы! Сколько же страданий и агонии должен я вынести, не видя больше Шри Гауранга-чандру, Шри Рупу и Санатану? О лоб! Разорвись на двое!”
Известно, что Шрила Нароттама Дас Тхакура имел подобную трансцендентную дружбу со Шрилой Рамачандра Кавираджем. На то, как ужасно горело его сердце в огне разлуки, когда он потерял Шри Рамачандру Кавираджа, он указывает в этой трипади: рамачандра кавираджа, сей санге мора каджа, тара санга вина саб шунйа “Без общения с Рамачандра Кавираджем всё пусто для меня.” Рамачандра Кавираджа был сыном Шри Чиранджива Сены, спутника Шримана Махапрабху. Он был старшим братом падакарты Шри Говинда Даса и учеником Шри Шринивасачарйи Прабху. Он был великим учёным, великим поэтом и великим преданным. Особенность такой трансцендентной дружбы в том, что благодаря бхагават катхе с таким другом, сладость форм Шри Хари, Его качеств и игр, предстаёт перед глазами. Шрила Тхакура Махашайа указывает на это словами: тара санга вина саб шунйа. Даже в материальном мире разлука с другом покрывает сердце сожалением и стенаниями, но разлука с трансцендентным другом освещает сердце светом премы и пререносит человека к лотосным стопам Господа. И когда ничто в этом мире уже не может утешить его, страдающего от такой разлуки, он говорит: тара санга вина саб шунйа. Ничто в мире не может наполнить такую пустоту. Это переносит такую страдающую от разлуки личность прямо в царство лилы, где он воссоединится со своим другом в сиддха сварупе и останется погружён в, приносящее наслаждение, служение Господу.
Но Шрила Тхакура или очень смиренен, или естественно неудовлетворён в бхакти, потому что думает, что должен принять другое рождение. Если такое рождение будет иметь место, то он желает также получить общение с таким премика и расика преданным, как Рамачандра Кавираджа: йади джанма хой пунах, тара санга хой джено, табе хой нароттама дханйа.