МАДХВАЧЯРЙА:
ПЕРЕВОД. Нужно прожить свою жизнь, полных сто лет, в осуществлении предписанных тебе действий без привязанностей, предлагая их Господу. Другой возможности для тебя не существует. Такие действия не загрязняют никого.
КОММЕНТАРИЙ.
Не является фактом то, что путем неисполнения действия можно избежать зави симости от этого мира. «Нарадййа пурана» говорит:
аджнасйа карма липйате кршнопастим акурватах джнанйно 'пи йато храса апандасйа бхавет дхрувам ато 'лепе 'пи лепах сйад атах карйаива са сада
«Если человек невежествен и не поклоняется Кришне, он подвержен грехам. Если он джнанй и лишен поклонения Господу, его блаженство непременно будет уменьшено. Таким образом, даже джнанй, свободный от греха, становится греховным, опуская служение. Поэтому каждый должен осуществлять действие, связывая его с Господом».
ВЕДАНТА ДЕШИКА:
ПЕРЕВОД. Можно жить сто лет, исполняя предписанные действия без привязанностей, понимая, что владельцем является Господь. Другого, чем этот, пути следования для тебя не существует. Действие не связывает человека, выполняющего работу со знанием.
КОММЕНТАРИЙ. Этот стих показывает, как ученая личность живет всю свою жизнь, исполняя ежедневные и регулярные обязанности, в то же самое время не привязываясь к процессу делания, желаниям и результатам действия. Дезидератив-ная форма глагола (джиджйвишет — «ему следует захотеть жить») используется для того, чтобы показать, что даже человек в поисках брахмана должен быть занят исполнением своих обязанностей вплоть до того момента, когда он достигнет цели своей жизни в форме полного осознания брахмана. Упоминание ста лет является приблизительным. Жить ли сто лет или жить до осознания брахмана, следует осуществлять действия в соответствии с собственной квалификацией. Никогда не следует
оставлять те предписанные обязанности, кото рые помогают взрастить знание. Этот стих не явля ется рекомендацией совершать предписанные дей ствия независимо ни от чего, ради результатов. Так, «Брахма-сутра» говорит: навишешатп — «Нет такого определения, что человек должен испол нять карму в течение всей своей жизни» («Брахма сутра», 3.4.13). Другой случай, не противоречащий этому стиху, упоминается в сутрах; стутайе 'нума тир ва «Позволение осуществлять карму (пред писанные обязанности) всю свою жизнь — только ради прославления знания» («Брахма сутра», 3.4.14). «Шрй бхашйа» говорит: ва показывает исключе ние, означающее «только». Поэтому есть позволе ние исполнять обязанности в жизни только ради прославления знания (а не независимых результа тов), так как этот стих следует за темой, что Господь пронизывает Собой всё. Хотя личность выполняет действия в течение всей жизни, вследствие могущественности знания она не загрязняется кармой. Так прославляется знание. Это утверждается в последней строке: «...для тебя (твайи), годного к познанию брахмана, нет другого пути, чем осуществление этих действий (эвам)». Утверждение с отрицанием делает этот смысл еще сильнее.
«Но самой своей природой исполнение действия должно связывать исполняющего». Стих отвечает: «Карма не загрязняет этого человека (паре), ищу щего знания брахмана». Действия не дают результатов, таких как перемещение на Сваргу, потому что предписанные действия кармы исполняются
как вторичные в поисках знания20. Агнихотради ту тат карйайаива тат-даршанат — «Огненные жертвоприношения и другие предписанные еже дневные действия рождают знание как свой результат, потому что это явлено в писаниях» («Брахма сутра», 4.1.16).
Нет никакой возможности для различающей, не имеющей привязанностей личности, обладающей разумом, совершать камйа-карму, или запрещенные действия, которые не благоприятны для знания. Для тех, кто возвращается к старым привычкам, должно быть подходящее искупление. Это со всей силой утверждается во многих стихах, подобных следующему:
навирато дугичаритйт нашаито пасамйхитах нагйанта манасо вапи праджнаненаинам апнуйат
«Не оставивший грехи, не достигший мира, не прикладывающий всех усилий к достижению Господа, не владеющий своим умом не может достичь Верховного Господа, даже если он очень разумен и учен» («Катха упанишад», 1.2.24).
20 Хотя знание есть причина освобождения, кармы следует исполнять вместе со знанием, потому что они полезны для ее достижения. Кармы делаются без желания дости жения Сваргалоки и поэтому не вызывают обусловленности. Если кармы делаются независимо от знания, тогда они будут иметь материальные результаты, такие как Сварга-лока. Эта мысль выражена в сахакаритвена ча (Веданта-сутра, 3.4.33) и экасйа тубхайатве самйога-пртхактвам (Пурва-мймамса, 4.3.5).
В «Брахма сутре», в стихах с 4.1.13 и далее (объ ясняющих результаты знания для джйвы) пока зывается, однако, что при совершении непредна меренных греховных действий не остается и следа загрязнений у тех, кто достиг знания о Господе. Идея, что сжегший все грехи в пепел знанием не нуждается в следовании правилам и запретам, не поддерживается сведущими в Ведах.
БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:
ПЕРЕВОД. Осуществляя предписанные действия без привязанностей в течение жизни в этом мире, вы можете претендовать на сто лет жизни. Нет другого метода для вас или любого другого человеческого существа стать свободным от загрязнений. Такие действия вас не загрязняют.
КОММЕНТАРИЙ. Этот стих говорит о необходимости варнашрама дхармы, в соответствии с писа нием для очищения сознания. Осуществляя такие действия, как огненное жертвоприношение, без лич ного желания (курван карманы), можно желать про жить на этой земле (ыха) до ста лет (шатам самах). И поэтому (итах), так как вы желаете прожить сто лет (твайи) и вынуждены совершать действия как человеческое существо (паре), вы не можете достичь освобождения любым другим способом (на анйатха), чем совершая действия, такие как огненное жертвоприношение. Или это может озна чать «нет другого способа избежать загрязнения». Такие действия вас не загрязняют.
БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:
ПЕРЕВОД. Осуществляя действия в этом мире с подобным умонастроением, вы можете жить в течение ста лет. Живя таким образом, вы не подвергнетесь влиянию кармы. И этому нет альтернативы.
КОММЕНТАРИЙ. Когда действия совершаются с одновременным проявлением связи всего сущего с Параматмой, вся деятельность становится духовной. Даже если вы живете сотни лет, вы не будете загрязнены. В своей повседневной жизни человек вынужден по необходимости совершать действия. В противном случае вы умрете или по крайней мере будете жить в дискомфорте. Но если личность про живает свою жизнь при одновременном культиви ровании взаимоотношений с Параматмой, действия при наличии таких взаимоотношений уже не являются причиной рабства. Такие действия в действительности приобретают форму знания или бхакти. Действия, совершаемые со знанием Параматмы, есть бхакти. Так, Нарада говорит:
сарвопадхи-винирмуктам
тат паратвена нирмалам хршикена хршикеша-севанам бхактир уттама.
«Бхакти определяется как служение Господу с использованием органов чувств. Его следует делать с намерением удовлетворения Господа, свободным от других желаний и без препятствий со стороны других процессов» («Нарада панчаратра»).