МАДХВАЧАРЙА:
ПЕРЕВОД. Тот, кто обладает знанием о Господе как о творце (самбхутим) и как о разрушителе (винашам), преодолевает путы тела знанием о Господе как разрушителе плохих качеств и достигает освобождения знанием о Господе как творце благих качеств.
ВЕДАНТА ДЕШИКА:
ПЕРЕВОД. Тот, кто практикует как разрушение неблагоприятных элементов, так и культивирование благоприятных элементов для достижения Господа, преодолевает все препятствия практикой
разрушения неблагоприятных элементов и достигает Господа практикой благоприятных элементов.
КОММЕНТАРИЙ. Обозначив в предыду щем стихе, что истинная практика не может быть исключительно практикой только самбхути или только асамбхути, учитель в первой строке детали зирует это, объясняя, что нужно практиковать обе как части одного знания. Он показывает необхо димость этого, описывая далее результаты такого соединения. Удаляя препятствия (мртйум тйртва) медитацией на разрушение неблагоприятных элементов (винагиена), брахман (амртам) достига ется медитацией на самбхути (обретение Господа). Для того чтобы прославить объединенную прак тику самбхути и винаша, каждая из которых явля ется вторичными элементами (анга) знания, учитель показывает результат, который соответствует пер вичному элементу, а именно знанию (ант).
Другой смысл состоит в следующем. Винагиа может относиться просто к уничтожению гордыни, притворства, насилия, склонности присваивать чужое и к функциям внешних чувств. Это позво ляет избежать разрушения образа согласуемого с ним стиха 11. Избавляясь от грехов, которые явля ются препятствием для самадхи, с помощью вто ричной практики, уничтожающей эти препятствия, личность достигает Господа совершенством самадхи (самбхути). Если принять смысл слов самбхути и винаша буквально как «творение» и «разруше ние», предложение приобретает смысл «преодолевая смерть разрушением, личность достигает бессмертия творением», что не имеет смысла.
БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:
ПЕРЕВОД. Тот, кто поклоняется непроявлен-ной пракрти совместно с поклонением проявленному Брахме (Брахма), обретя силы поклонением Брахме (Брахма), сливается с непроявленной пракрти поклонением непроявленной пракрти.
КОММЕНТАРИЙ. Лучше поклоняться обоим вместе, поскольку они обеспечивают разные потребности. Самбхути в стихе на самом деле значит асамбхути. Ради сохранения размера «а» в асамбхути была опущена47. Винашам («разрушимый») обозначает временного Хиранйагарбху, самбхути. Винаша есть качество, но оно неотлично от объекта — самбхути, — который представляет. Тот, кто поклоняется совместно как асамбхути, так и самбхути, преодолевает недоста ток сил и других возможностей (мртйум) поклоне нием Хиранйагарбхе (он дает возможности и благие качества)48 и достигает относительного вида
47 Шанкара дает тот же самый смысл слову. Однако, сравнивая этот стих с тремя находящимися в группе стихами о видйе и авидйе, слова самбхути и асамбхути в этом стихе перевернуты. Следуя образу стиха 11 («авидйей преодолевается смерть и видней достигается бессмертие»), данный стих читается как «с помощью асамбхути преодолевается смерть, а с помощью самбхути достигается бессмертие». Но в этой интерпретации всё наоборот.
48 Комментарий Баладэвы здесь в некоторой степени следует комментарию Шанкары. Шанкара говорит, что преодоле ние смерти (мртйум) имеет отношение к недостатку сил и возможностей, недостатку принципов дхармы, вожделению и т.н., обнаруживаемых в греховных личностях. То есть поклонением карйа брахману достигается материальное
освобождения (амртам) в форме слияния с непро явленной пракрти поклонением непроявленой пракрти49. Нужно понимать, что личность, покло няющаяся как самбхути, так и асамбхути, может достичь благочестивых результатов таких энергий, как анима-сиддхи (через поклонение самбхути).
БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:
ПЕРЕВОД. Тот, кто понимает, что атма обладает способностью как принять материю (самбхути), так и уничтожить материю (винаша), побеждает смерть уничтожением материи (винаша) и наслаждается бессмертием с помощью духовного разнообразия (самбхути).
КОММЕНТАРИЙ. Взаимоотношения с материей есть причина рабства джйвы и ее повторяющихся смертей. Тот, кто разрушает материальные путы (винагиам), превосходит смерть. И далее он наела ждается духовным счастьем в разнообразном духов
благочестие, и далее это дает возможность устойчивого про движения к освобождению.
49 Идея поклонения непроявленной пракрти могла прийти из Йога сутры Патанджали (1.19): бхава пратиайах видеха пракрти-лайанам - «Эта практика дает начало опыту бесте лесности и слиянию с пракрти». Это есть стадия йогической медитации, предваряющая совершенное состояние нирбйджа самадхи. Вероятно, поклонение Хиранйагарбхе приравнива ется к процессам йигвара пранидханы, что тоже способствует совершенной самадхи. Поклонение Хиранйагарбхе упомина ется в «Аитарейа-упанишад» (2.3.8).
ном существовании, или чит-самбхути50. Если он достигает уничтожения материи (асамбхути или винашам), но терпит поражение в достижении раз нообразия в духовном мире (чит-самбхути), он потерян.
50 В этой интерпретации смысл слова самбхути в предыдущих стихах был «материальное разнообразие». В этом стихе — «духовное разнообразие».