Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Лекции (много)
------ Страница 85 ------

Лекции (много) - Страница 85

способность говорить приятные слова даёт человеку возможность не только свою судьбу сделать гладкой, но также судьбы близких людей. Например, если человек имеет большую способность говорить людям приятные слова, то он способен целую страну уберечь от опасности. Такие случаи в истории есть. Знаете, что такое дипломатия? Мы думаем: "Дипломаты встречаются друг с другом и хитрят, обманывают друг друга". На самом деле дипломатия – это использование своей кармы, судьбы, своего благочестия на благо своей страны. Человек, который может говорить приятные слова другому, имеет огромную силу. Если такой человек приходит к кому-то, кто ненавидит всю страну и хочет войны с ней, то он в получасовой беседе может сделать так, что враг не будет воевать против его страны. Он передаст просто свою благочестивую карму всей стране, и все избегут кровопролития. Но способность говорить приятные слова – это уже плод высокого аскетизма. Человек, который обладает мягкой речью, приятными словами, способен в любой ситуации не проявлять грубость, обладает высокими качествами сознания. Это проверяется в тяжёлых ситуациях. В критических ситуациях говорить мягко, приятные слова очень тяжело. Если человек в критической ситуации может говорить мягко, не злясь, – это значит, что он абсолютно безгрешный, сердце у него абсолютно чисто. Грубая речь приводит человека к смерти. Если человек при общении использует грубую речь, он накликает на себя смерть. Грубая речь приводит к несчастным случаям. Мягкая речь приводит к гладкой судьбе. Грубая речь приводит к тому, что от малейших препятствий в судьбе человек терпит большие бедствия. Поэтому не существует повода, который бы оправдал грубое обращение с другим человеком. Можно говорить строго, но строгость не грубость. Грубость означает ненависть. Нет повода ненавидеть другого человека. Надо говорить людям то, что несёт им благо. Например, мы встречаемся с другом и обычно начинаем говорить о том, что плохо и кто плохой вокруг нас. Но нужно говорить то, что принесёт другим благо. Нет смысла говорить о глупостях. Это тоже аскеза для речи. Что приносит эта аскеза? Если мы говорим всем слова, которые приносят им благо, то к чему это приведёт? Такой человек встречает в своей жизни кого-то, кто способен дать ему необходимое знание, то есть святую личность. Когда мы говорим самое ценное людям, то мы сами встречаем человека, который способен дать настоящее знание.

Слова не беспокоят других

Следующий принцип: человек должен говорить слова, которые не вызывают беспокойства у других людей. А если он говорит слова, которые вызывают беспокойство, то он должен либо иметь на это полномочие, либо обосновывать их. Человек имеет полномочие говорить людям слова, которые вызывают беспокойство, если он наставник, учитель, руководитель, мастер и т. д., то есть занимает руководящее положение. Любой человек может говорить такие слова другому человеку, при этом обосновывая их. Если обоснование ошибочное, то говорящий за это будет отвечать. Поскольку человек принес беспокойство, неправильно поступил, то он будет страдать за свою ошибку. Право говорить появляется, когда человек склонен вас слушать. Если человек не склонен вас слушать, то, значит, не суждено вам сказать ему что-либо. Вы исчерпали свои благочестивые запасы. Вы с ним слишком плохо себя вели, он начал плохо к вам относиться. Есть люди, которые в целом очень неблагочестивы, и таким людям нет смысла говорить благочестивые слова. Единственный способ общения с ними – это призвать на помощь правосудие, запретить им с помощью закона делать что-либо плохое. Общаться с такими людьми нет никакого смысла. Они реагируют только на силу. Если же у вас нет возможности воздействовать на них силой, то нужно избегать общения с ними, подальше держатся от них.

Чтение

Следующая аскеза для речи – это регулярное чтение литературы, которая даёт знание. Или слушание лекций. Способность слушать дает человеку разум. Разум необходим во всем.

Аскетизм ума.

Удовлетворенность

Есть ещё аскезы для ума. Первая из них – удовлетворённость. Человек должен научиться быть удовлетворённым. Он должен питаться правильно, чтобы питание приносило ему удовлетворение. Питание в благости приносит удовлетворение. Если человеку после еды хочется смеяться, он счастлив, это значит, что он поел в благости. Если человек после еды начинает метаться, ему хочется что-то делать, то это значит, что он поел в страсти. Если человек после еды матерится, рассказывает всякие глупости или ложится спать, то это значит, что он поел в невежестве. Удовлетворённость ума идёт от удовлетворённости чувств. Надо соблюдать режим дня, питаться правильно. Занимайтесь любимой работой, делайте всё не для себя – и удовлетворенность придет.

Самообладание

Самообладание – это прежде всего контроль языка. Есть три типа контроля языка, три типа аскезы. Первая – прежде чем сказать, необходимо подумать, нужно ли это говорить. Вторая аскеза – есть вовремя и ту пищу, которая подходит в соответствующее время. Третья – это желать всем счастья, особенно тем, кто еще не выбрал себе высокую цель в жизни. Если человек имеет веру, то он может желать счастья и совершать молитву. Молитва – это контроль языка. Молитва – это также повторение имён Бога.

Аскезы в страсти.

Аскеза совершается из гордости

Перейдем к рассмотрению аскезы

Навигация:

Страница 87
Страница 86
-- Страница 85 --
Страница 84
Страница 83