соли, сульфида сурьмы, раковин
моллюсков, каракатицы и желтого перца.
Питающая реабилитация сопровождается использованием молока, в
том числе и грудного, смешанного с печенью, мышцами, мускульным жи-
ром, кишечником и сердцем птиц и животных, растениями, обладающими
сладким вкусом и с топленым маслом.
Мясо животных и травы скатывают в шарик, с плод эглии мармеладо-
вой величиной или весом приблизительно 48 грамм. Полученный шарик
заворачивают в лист клещевины обыкновенной, фикуса бенгальского или
лотоса, смазанный маслом и обмазанный глиной. После того, как глина
высохнет, шарик кладут в огонь, разведенный на дровах из аногейсуса уз-
колистного, Grewia tiliaefolia или на сушеном коровьем навозе. Как только
шарик раскалится до красна, его вынимают, разламывают, вынимают тра-
вяную пасту, выдавливают из нее сок и капают его в глаза как было описа-
но для питания глаз.
Сок должен находиться в глазах двести единиц времени при промасли-
вающей и облегчающей реабилитации и триста единиц при питающей реа-
билитации. Для первых двух методов он должен быть теплым, а для по-
следнего - холодным.
После проведения первых двух процедур необходимо провести вдыха-
ние дыма лекарственных трав.
Симптомы правильно и неправильно проведенной процедуры соответ-
ствуют аналогичным симптомам при питании глаз.
Питание глаз и реабилитация не проводятся при одновременном приеме
лекарств через нос.
Человек, прошедший эти две процедуры, должен соблюдать диету и вес-
ти здоровый образ жизни в течение двойного количества дней относитель-
но времени проведения процедур. Ночью он должен накладывать на глаза
такие цветы, как Aganosma dichotoma, жасмин самбак и др.
Все усилия должны прилагаться для усиления глаз - прием лекарства
через нос, глазные капли, питание глаз и т.д., ибо при потере зрения все
разнообразие окружающего мира теряется и становится однообразием -
тьмой.
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya
su]-Sqne tpR,pu$pakivi/naRm ctuivRxo_?yay: -- 24 --
Так заканчивается глава Тарпана-путапака видхи (лечение глаз), два-
дцать четвертая в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной
Шримад Вагбхатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава двадцать пятая
ЙАНТРА ВИДХИ
(нережущие инструменты)
Aqato yHTrivi/m?yay VyaXVyaSyam: -
sit h Smahura]eyadyo mhzRy: -
Сейчас мы поведаем главу Йантра видхи (нережущие инструменты),
как поведал Атрейа и другие великие мудрецы.
Приспособления, применяемые для удаления инородных тел, вызы-
вающих боль в различных частях тела, для осмотра при геморрое, пробод-
ных язвах и др., способствующие использованию острых хирургических
инструментов, едких щелочей и огня (прижигания), предохраняющие раз-
личные части тела при проведении таких процедур, как клизма и т.д., а
также всевозможные горшочки, бутыли из тыквы, рога животных, ступы и
т.д., называются нережущими инструментами.
Эти приспособления очень разнообразны по внешнему виду и по функ-
циям, они должны изготовляться высокоученым специалистом.
Опишем их вкратце. Те, которые имеют концы, похожие на клюв цап-
ли, ворона, на пасть льва, медведя или других животных и птиц, называ-
ются соответствующими именами, имеют 35 см. в длину и изготавливают-
ся преимущественно из железа. Их концы должны соединяться, подобно
семядолям чечевицы, посередине их скрепленные винтом, они слегка за-
гибаются, подобно стрекалу для управления слоном. Такие инструменты
называются крестообразными и используются для извлечения инородного
тела, проникнувшего до самых костей.
Щипцы бывают двух видов - с защелкой на концах и без защелки. Дли-
ной 31,2 см., они служат для удаления инородного тела из кожи, вен, свя-
зок и мышц. Другие, 11,7 см. длиной, служат для удаления мелких ино-
родных тел и ресниц из глаз.
Щипцы с зубчиками имеют небольшие прямые зубчики и украшаются
на рукоятках серповидным орнаментом. Они используются для вытаски-
вания мягких пораженных частей из